Тема 1. Введение в информатику.

Рабочая Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика и программирование»
Кафедра: Математического обеспечения и администрирования информационных систем
  Аббревиатура МОиАИС

Разработчик программы:

КЭН, доцент Грибанов В.П.

СОГЛАСОВАНО:
Директор института Заведующий кафедрой
__________________/ Швей В.И../ « ______ » _________________ 2011 г. _________________/Комлева Н.В./ « ______ » _______________ 2011 г.

Оглавление

1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ: 5

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 5

4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 7

5.1 Содержание учебной дисциплины.. 7

5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий 1 семестр. 10

5.3 Формы текущего контроля успеваемости 1 семестр. 11

5.6 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации: 12

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13

7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам) 13

7.2 Лабораторные работы.. 15

7.3 Тестирование. 16

7.4 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 16

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 16

8.1 Электронный курс: 16

8.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

8.3 ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.. 17

8.4 ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП) 17

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 18

1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ:

№ п/п Наименование специальности/направления Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*) Обязательная по ГОС ** Да / Нет Наименование дисциплины по ГОС ** Индекс / Наименование цикла по ГОС ***
  Экономика ВПО Да Информатика и программирование Б2
№ п/п Наименование направления/профиля подготовки Квалификация (степень) Уровень обр. пр. (ВПО / СПО*) Код УЦ ООП
1. экономика бакалавр ВПО  

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель - формирование у будущих бакалавров практических навыков по разработке программного обеспечения (ПО) для решения экономических и расчетных задач с применением современных методов и технологий программирования, привитие навыков организации и выполнения работы в небольшом коллективе, обучение работе с научно- технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПЭВМ.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплина компьютерного цикла. На входе студент должен иметь устойчивые навыки работы с ПК в операционной среде Windows не ранее ХР, а также иметь устойчивые навыки работы в Интернете.

В результате изучения дисциплины студент получает знание языка программирования высокого уровня, навыки в технологии разработки и отладки программного обеспечения и необходимые предпосылки для изучения других дисциплин данного направления («Базы данных» и др).

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.

1. Информатика и программирование в объёме средней школы

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

o объектно-ориентированную интерактивную среду программирования Delphi 2010 (минимум Delphi 7), основанную на алгоритмическом языке высокого уровня Object Pascal;

o принципы разработки программ с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;

Уметь

o разрабатывать алгоритмы решения и программировать задачи обработки данных с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;

o использовать современные средства организации управления программными комплексами

o разрабатывать и использовать при разработке программ средства поддержки пользователей (Help-системы)

o выполнять тестирование и отладку программ с использованием возможностей ИСР Дельфи;

Владеть

o современными технологиями и средствами проектирования, разработки, тестирования программного обеспечения с использованием RAD-систем.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2___ зачетных единицы, ____72_______ часа.

5.1 Содержание учебной дисциплины

Раздел I. Информатика

Тема 3. ИСР Дельфи.

ИСР Дельфи. Режимы работы. Работа с редактором.

Режим консольного приложения

Тема 11. Файлы в Дельфи

Типы файлов.

Объявление записей. Обращение к элементам записи. Использование записей при работе с файлами

Заключение.

5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий

Для специальности/направления подготовки:
080100.62 Мировая экономика/экономика

Тип дисциплины (ОБ/ПР) ОБ Кол-во семестров учебного плана, отведенных на изучение дисциплины
  Количество учебных недель семестра
количество часов, отводимое на изучение дисциплины по учебному плану, всего
Форма обучения очная Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С) 1/2    
                   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п.п. Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №) Кол-во академических часов **
Очная Очно-заочная
Л С СР Л С СР
Тема 1. Введение в информатику.        
Тема 2. Алгоритмизация процессов обработки данных        
Тема 3. ИСР Дельфи.        
Тема 4. Введение в язык Паскаль        
Тема 5. Управляющие операторы языка        
Тема 6. Модульное программирование        
Тема 7 Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ        
Тема 8 Интегрированная среда разработки Delphi        
Тема 9 Основы визуального программирования        
Тема 10 Компоненты Delphi. Библиотека визуальных компонентов и её использование        
Тема 11. Файлы в Дельфи        
ОБЩИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ ***        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Все лекционные занятия проводятся в залах, обеспеченных демонстрационными средствами на базе ПК с полным обеспечением необходимыми программными средствами. Все практические и лабораторные занятия осуществляются исключительно в компьютерных классах с выбранной средой программирования Дельфи 2010. Домашние и лабораторные задания выполняются в среде Дельфи 2010 и обязательно доводятся до стадии выполнения. Всё это делается с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам)

Тема 3. ИСР Дельфи.

1. ИСР Дельфи. Режимы работы.

2. Работа с редактором.

3. Режим консольного приложения

Тема 11. Файлы в Дельфи

1. Типы файлов.

2. Объявление записей. Обращение к элементам записи.

3.Использование записей при работе с файлами

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Электронные курсы

Основная литература:

1. Грибанов В.П. ,Калмыкова О.В. ,Сорока Р.И. «Основы алгоритмизации и программирования», М., Изд.центр ЕАОИ – 2008, 228с.

2. Культин Н.В. Основы программирования в Дельфи 2010. Самоучитель М.: 2010.

3. Сухарев М. Delphi. Полное руководство (включая версию 2010 + dvd), СПб.:Наука и Техника, 2010.

Дополнительная литература:

1. Технологии Delphi. Разработка приложений для бизнеса/ С. И. Бобровский. - СПб : Питер, 2007 г.

2. Delphi 7/ А. Д. Хомоненко. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007 г.

3. Паскаль и Дельфи.:Учебный курс/ В.Б. Попов.-СПб : Питер, 2005 г.

4. Библия Delphi: 2-ое изд./ М. Е. Фленов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2008 г.

5. Delphi 7/ под ред. Хомоненко А.Д. - СПб. : БХВ-Петербург, 2008 г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

7. http://delphid.dax.ru/ (языки Delphi и Pascal).

8. http://www.freepascal.org/ (язык программирования – Pascal).

9. http://dcprograms.narod.ru/ (языки и среды программирования).

10. http://adept.h1.ru (Про объединение Adept Union).

11. http://delphi.chertenok.ru/ (Delphi и Pascal).

12. http://programmerts.by.ru/tpascal/ishod/mat/ (программирование на различных я зыках).

13. http://www.delphixfiles.narod.ru/ (программирование на языке Delphi).

Программное обеспечение

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Автор

Рабочая Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика и программирование»
Кафедра: Математического обеспечения и администрирования информационных систем
  Аббревиатура МОиАИС

Разработчик программы:

КЭН, доцент Грибанов В.П.

СОГЛАСОВАНО:
Директор института Заведующий кафедрой
__________________/ Швей В.И../ « ______ » _________________ 2011 г. _________________/Комлева Н.В./ « ______ » _______________ 2011 г.

Оглавление

1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ: 5

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 5

4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 7

5.1 Содержание учебной дисциплины.. 7

5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий 1 семестр. 10

5.3 Формы текущего контроля успеваемости 1 семестр. 11

5.6 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации: 12

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13

7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам) 13

7.2 Лабораторные работы.. 15

7.3 Тестирование. 16

7.4 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 16

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 16

8.1 Электронный курс: 16

8.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

8.3 ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.. 17

8.4 ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП) 17

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 18

1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ:

№ п/п Наименование специальности/направления Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*) Обязательная по ГОС ** Да / Нет Наименование дисциплины по ГОС ** Индекс / Наименование цикла по ГОС ***
  Экономика ВПО Да Информатика и программирование Б2
№ п/п Наименование направления/профиля подготовки Квалификация (степень) Уровень обр. пр. (ВПО / СПО*) Код УЦ ООП
1. экономика бакалавр ВПО  

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель - формирование у будущих бакалавров практических навыков по разработке программного обеспечения (ПО) для решения экономических и расчетных задач с применением современных методов и технологий программирования, привитие навыков организации и выполнения работы в небольшом коллективе, обучение работе с научно- технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПЭВМ.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплина компьютерного цикла. На входе студент должен иметь устойчивые навыки работы с ПК в операционной среде Windows не ранее ХР, а также иметь устойчивые навыки работы в Интернете.

В результате изучения дисциплины студент получает знание языка программирования высокого уровня, навыки в технологии разработки и отладки программного обеспечения и необходимые предпосылки для изучения других дисциплин данного направления («Базы данных» и др).

Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.

1. Информатика и программирование в объёме средней школы

Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.

4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

o объектно-ориентированную интерактивную среду программирования Delphi 2010 (минимум Delphi 7), основанную на алгоритмическом языке высокого уровня Object Pascal;

o принципы разработки программ с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;

Уметь

o разрабатывать алгоритмы решения и программировать задачи обработки данных с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;

o использовать современные средства организации управления программными комплексами

o разрабатывать и использовать при разработке программ средства поддержки пользователей (Help-системы)

o выполнять тестирование и отладку программ с использованием возможностей ИСР Дельфи;

Владеть

o современными технологиями и средствами проектирования, разработки, тестирования программного обеспечения с использованием RAD-систем.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2___ зачетных единицы, ____72_______ часа.

5.1 Содержание учебной дисциплины

Раздел I. Информатика

Тема 1. Введение в информатику.

Задачи курса и порядок его изучения. Роль курса в формировании специалистов и бакалавров согласно совокупности компетенций, установленных в основной образовательной программе.

Наши рекомендации