Тема 1. Введение в информатику.
Рабочая Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и программирование» | ||
Кафедра: | Математического обеспечения и администрирования информационных систем | |
Аббревиатура | МОиАИС |
Разработчик программы:
КЭН, доцент Грибанов В.П.
СОГЛАСОВАНО: | |
Директор института | Заведующий кафедрой |
__________________/ Швей В.И../ « ______ » _________________ 2011 г. | _________________/Комлева Н.В./ « ______ » _______________ 2011 г. |
Оглавление
1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ: 5
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 5
4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 7
5.1 Содержание учебной дисциплины.. 7
5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий 1 семестр. 10
5.3 Формы текущего контроля успеваемости 1 семестр. 11
5.6 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации: 12
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13
7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13
7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам) 13
7.2 Лабораторные работы.. 15
7.3 Тестирование. 16
7.4 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 16
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 16
8.1 Электронный курс: 16
8.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16
8.3 ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.. 17
8.4 ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП) 17
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 18
1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ:
№ п/п | Наименование специальности/направления | Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*) | Обязательная по ГОС ** Да / Нет | Наименование дисциплины по ГОС ** | Индекс / Наименование цикла по ГОС *** |
Экономика | ВПО | Да | Информатика и программирование | Б2 |
№ п/п | Наименование направления/профиля подготовки | Квалификация (степень) | Уровень обр. пр. (ВПО / СПО*) | Код УЦ ООП |
1. | экономика | бакалавр | ВПО |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель - формирование у будущих бакалавров практических навыков по разработке программного обеспечения (ПО) для решения экономических и расчетных задач с применением современных методов и технологий программирования, привитие навыков организации и выполнения работы в небольшом коллективе, обучение работе с научно- технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПЭВМ.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплина компьютерного цикла. На входе студент должен иметь устойчивые навыки работы с ПК в операционной среде Windows не ранее ХР, а также иметь устойчивые навыки работы в Интернете.
В результате изучения дисциплины студент получает знание языка программирования высокого уровня, навыки в технологии разработки и отладки программного обеспечения и необходимые предпосылки для изучения других дисциплин данного направления («Базы данных» и др).
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.
1. Информатика и программирование в объёме средней школы
Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.
4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
o объектно-ориентированную интерактивную среду программирования Delphi 2010 (минимум Delphi 7), основанную на алгоритмическом языке высокого уровня Object Pascal;
o принципы разработки программ с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;
Уметь
o разрабатывать алгоритмы решения и программировать задачи обработки данных с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;
o использовать современные средства организации управления программными комплексами
o разрабатывать и использовать при разработке программ средства поддержки пользователей (Help-системы)
o выполнять тестирование и отладку программ с использованием возможностей ИСР Дельфи;
Владеть
o современными технологиями и средствами проектирования, разработки, тестирования программного обеспечения с использованием RAD-систем.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2___ зачетных единицы, ____72_______ часа.
5.1 Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Информатика
Тема 3. ИСР Дельфи.
ИСР Дельфи. Режимы работы. Работа с редактором.
Режим консольного приложения
Тема 11. Файлы в Дельфи
Типы файлов.
Объявление записей. Обращение к элементам записи. Использование записей при работе с файлами
Заключение.
5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий
Для специальности/направления подготовки:
080100.62 Мировая экономика/экономика
Тип дисциплины (ОБ/ПР) | ОБ | Кол-во семестров учебного плана, отведенных на изучение дисциплины | |||||||
Количество учебных недель семестра | |||||||||
количество часов, отводимое на изучение дисциплины по учебному плану, всего | |||||||||
Форма обучения | очная | Объем недельной ауд. нагрузки (Л / С) | 1/2 | ||||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п.п. | Порядковый номер темы, в соответствии с содержанием типовой учебной программы дисциплины (Тема №, тема №) | Кол-во академических часов ** | |||||
Очная | Очно-заочная | ||||||
Л | С | СР | Л | С | СР | ||
Тема 1. Введение в информатику. | |||||||
Тема 2. Алгоритмизация процессов обработки данных | |||||||
Тема 3. ИСР Дельфи. | |||||||
Тема 4. Введение в язык Паскаль | |||||||
Тема 5. Управляющие операторы языка | |||||||
Тема 6. Модульное программирование | |||||||
Тема 7 Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ | |||||||
Тема 8 Интегрированная среда разработки Delphi | |||||||
Тема 9 Основы визуального программирования | |||||||
Тема 10 Компоненты Delphi. Библиотека визуальных компонентов и её использование | |||||||
Тема 11. Файлы в Дельфи | |||||||
ОБЩИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ *** |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Все лекционные занятия проводятся в залах, обеспеченных демонстрационными средствами на базе ПК с полным обеспечением необходимыми программными средствами. Все практические и лабораторные занятия осуществляются исключительно в компьютерных классах с выбранной средой программирования Дельфи 2010. Домашние и лабораторные задания выполняются в среде Дельфи 2010 и обязательно доводятся до стадии выполнения. Всё это делается с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам)
Тема 3. ИСР Дельфи.
1. ИСР Дельфи. Режимы работы.
2. Работа с редактором.
3. Режим консольного приложения
Тема 11. Файлы в Дельфи
1. Типы файлов.
2. Объявление записей. Обращение к элементам записи.
3.Использование записей при работе с файлами
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Электронные курсы
Основная литература:
1. Грибанов В.П. ,Калмыкова О.В. ,Сорока Р.И. «Основы алгоритмизации и программирования», М., Изд.центр ЕАОИ – 2008, 228с.
2. Культин Н.В. Основы программирования в Дельфи 2010. Самоучитель М.: 2010.
3. Сухарев М. Delphi. Полное руководство (включая версию 2010 + dvd), СПб.:Наука и Техника, 2010.
Дополнительная литература:
1. Технологии Delphi. Разработка приложений для бизнеса/ С. И. Бобровский. - СПб : Питер, 2007 г.
2. Delphi 7/ А. Д. Хомоненко. - СПб. : БХВ-Петербург, 2007 г.
3. Паскаль и Дельфи.:Учебный курс/ В.Б. Попов.-СПб : Питер, 2005 г.
4. Библия Delphi: 2-ое изд./ М. Е. Фленов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2008 г.
5. Delphi 7/ под ред. Хомоненко А.Д. - СПб. : БХВ-Петербург, 2008 г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
7. http://delphid.dax.ru/ (языки Delphi и Pascal).
8. http://www.freepascal.org/ (язык программирования – Pascal).
9. http://dcprograms.narod.ru/ (языки и среды программирования).
10. http://adept.h1.ru (Про объединение Adept Union).
11. http://delphi.chertenok.ru/ (Delphi и Pascal).
12. http://programmerts.by.ru/tpascal/ishod/mat/ (программирование на различных я зыках).
13. http://www.delphixfiles.narod.ru/ (программирование на языке Delphi).
Программное обеспечение
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Автор
Рабочая Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика и программирование» | ||
Кафедра: | Математического обеспечения и администрирования информационных систем | |
Аббревиатура | МОиАИС |
Разработчик программы:
КЭН, доцент Грибанов В.П.
СОГЛАСОВАНО: | |
Директор института | Заведующий кафедрой |
__________________/ Швей В.И../ « ______ » _________________ 2011 г. | _________________/Комлева Н.В./ « ______ » _______________ 2011 г. |
Оглавление
1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ: 5
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 5
4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 7
5.1 Содержание учебной дисциплины.. 7
5.2 Разделы/темы дисциплины и виды занятий 1 семестр. 10
5.3 Формы текущего контроля успеваемости 1 семестр. 11
5.6 Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации: 12
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13
7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13
7.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра по темам) 13
7.2 Лабораторные работы.. 15
7.3 Тестирование. 16
7.4 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса) 16
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 16
8.1 Электронный курс: 16
8.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16
8.3 ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.. 17
8.4 ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП) 17
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 18
1. ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ/ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ:
№ п/п | Наименование специальности/направления | Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*) | Обязательная по ГОС ** Да / Нет | Наименование дисциплины по ГОС ** | Индекс / Наименование цикла по ГОС *** |
Экономика | ВПО | Да | Информатика и программирование | Б2 |
№ п/п | Наименование направления/профиля подготовки | Квалификация (степень) | Уровень обр. пр. (ВПО / СПО*) | Код УЦ ООП |
1. | экономика | бакалавр | ВПО |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель - формирование у будущих бакалавров практических навыков по разработке программного обеспечения (ПО) для решения экономических и расчетных задач с применением современных методов и технологий программирования, привитие навыков организации и выполнения работы в небольшом коллективе, обучение работе с научно- технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПЭВМ.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к циклу естественнонаучных дисциплина компьютерного цикла. На входе студент должен иметь устойчивые навыки работы с ПК в операционной среде Windows не ранее ХР, а также иметь устойчивые навыки работы в Интернете.
В результате изучения дисциплины студент получает знание языка программирования высокого уровня, навыки в технологии разработки и отладки программного обеспечения и необходимые предпосылки для изучения других дисциплин данного направления («Базы данных» и др).
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.
1. Информатика и программирование в объёме средней школы
Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса.
4. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
o объектно-ориентированную интерактивную среду программирования Delphi 2010 (минимум Delphi 7), основанную на алгоритмическом языке высокого уровня Object Pascal;
o принципы разработки программ с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;
Уметь
o разрабатывать алгоритмы решения и программировать задачи обработки данных с применением технологии визуального программирования и методологии объектно-ориентированного событийного программирования;
o использовать современные средства организации управления программными комплексами
o разрабатывать и использовать при разработке программ средства поддержки пользователей (Help-системы)
o выполнять тестирование и отладку программ с использованием возможностей ИСР Дельфи;
Владеть
o современными технологиями и средствами проектирования, разработки, тестирования программного обеспечения с использованием RAD-систем.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2___ зачетных единицы, ____72_______ часа.
5.1 Содержание учебной дисциплины
Раздел I. Информатика
Тема 1. Введение в информатику.
Задачи курса и порядок его изучения. Роль курса в формировании специалистов и бакалавров согласно совокупности компетенций, установленных в основной образовательной программе.