Печатается по решению редакционно-
Издательского совета ОрелГТУ
Орел 2008
Авторы: канд. техн. наук, доц. каф. ПМиИ | О.В. Пилипенко |
канд. техн. наук, доц. каф. ПМиИ | Н.Б. Горбачев |
канд. эконом. наук, доц. каф. ПМиИ | М.А. Музалевская |
Рецензент: д-р техн. наук, проф. каф. ПМиИ | А.А. Батенков |
В методических указаниях рассмотрены основы работы в среде LabVIEW. Они отражают основные направления совершенствования современных методов обучения - использование высоких информа-ционных технологий для моделирования изучаемых законов и явле-ний. На основе практических заданий к лабораторным работам и тре-бованиям по их выполнению и оформлению студенты закрепляют теоретические знания по демонстрации структур и основным прин-ципам разработки и отладки компьютерных программ, созданию ин-женерного интерфейса и методов обработки данных.
Предназначены для изучения дисциплины «Информатика» сту-дентами очной формы обучения специальностей 150301 «Динамика и прочность машин», 150204 «Машины и технологии литейного произ-водства», 150201 «Машины и технологии обработки металлов давле-нием», 140610 «Электрооборудование и электрохозяйство предприя-тий, организаций и учреждений», 220301 «Автоматизация технологи-ческих процессов и производств», 220200.62 «Автоматизация и управление», 150400.62 «Технологические машины и оборудование», 150600.62 «Материаловедение и технология новых материалов».
Редактор Ю.А.Демина
Технический редактор В.В.Лях
Орловский государственный технический университет
Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.
Подписано к печати 30.09.2008 г. Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 5,0. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 15 экз. Заказ №________
Отпечатано с готового оригинал-макета
в ООО «СтройИндустрияИнвест», 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29.
© ОрелГТУ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................................................................... 4
Лабораторная работа № 1.......................................................................................................................... 10
Основы программирования в среде LabVIEW............................................................... 10
Лабораторная работа № 2.......................................................................................................................... 21
Исследование функций и построение........................................................................................ 21
сложных кривых в среде LabVIEW.............................................................................................. 21
Лабораторная работа № 3.......................................................................................................................... 30
Моделирование физических процессов.................................................................................. 30
в инженерной среде LabVIEW............................................................................................................. 30
Лабораторная работа № 4.......................................................................................................................... 39
Автоматизация экспериментальных............................................................................................. 39
исследований в среде LabVIEW........................................................................................................ 39
Лабораторная работа № 5.......................................................................................................................... 48
Функции генерации, ввода....................................................................................................................... 48
и обработки данных в LabVIEW....................................................................................................... 48
Дополнительные сведения........................................................................................................................ 57
Список литературы............................................................................................................................................ 70
ВВЕДЕНИЕ
Практикум по основам программирования в среде LabVIEW предназначен для студентов 1-2 курсов, обучающихся по инженер-ным специальностям. Он предваряет внедрение современных методов изучения естественнонаучных и инженерных дисциплин, связанное с использованием высоких информационных технологий для визуали-зации изучаемых законов и явлений. При этом учебные лабораторные
и демонстрационные работы выполняются как многофакторные ис-следования, осуществляются в динамике и дополняются элементами математического моделирования.
На практике такая постановка требует одновременного и непре-рывного измерения различных физических и технологических пара-метров, таких как перемещение, скорость движения, температура, статическое и динамическое давление, расходы и уровни жидкости, локальные скорости воздушного потока и т.п. Одним из лучших ин-струментов для реализации этих задач являются среда графического программирования LabVIEW и технические средства компании National Instruments (США) - мирового лидера в области автоматиза-ции измерений и управления технологическими процессами. Основ-ной идеей построения автоматизированных систем сбора, обработки
и визуализации экспериментальных данных в среде LabVIEW служит возможность модификации обычного персонального компьютера до уровня многоканальной информационно - измерительной системы с высокими метрологическими характеристиками (рисунок 1).
Первый уровень платформы технических и программных средств, используемых для автоматизации лабораторного оборудова-ния - это объекты исследования, то есть отдельные лабораторные установки, оснащенные измерительными датчиками - преобразовате-лями физических величин в электрические сигналы.
Следующий уровень - платы автоматизированного сбора дан-ных, преобразующие аналоговые сигналы датчиков в цифровой код; компьютер и измерительные сервисы. Последние представляют со-бой программные модули, обеспечивающие осуществление измере-ний доступным для пользователя способом. В их состав входят драй-веры измерительных и вспомогательных приборов и инструменты для их калибровки.
Рисунок 1 - Платформа технических и программных средств, использованная для автоматизации измерений и обработки данных
Третий уровень - представляет программная среда, в которой со-здаются и работают модули, автоматизирующие процессы измерений и обработки данных.
Необработанные данные редко содержат полезную информа-цию. Вначале они должны быть преобразованы к виду, удобному для анализа. Для этого необходимо убрать шумовые искажения, скоррек-тировать аппаратные ошибки, компенсировать возмущающие воздей-ствия. Затем должны быть разработаны специальные программы управления экспериментом и управления полученными информаци-онными массивами, определить способ представления данных для каждой лабораторной работы. Это четвертый уровень платформы.
При поочередном подключении автоматизированные лабора-торные установки обслуживаются одним компьютером. Измеритель-ная система, используемая в настоящем практикуме, позволяет одно-временно измерять 8 различных параметров и осуществлять управле-ние экспериментом по 2 каналам. Электрические сигналы с датчиков подаются на 12 разрядный аналого-цифровой преобразователь с USB выходом. Плата сбора данных преобразует токи и измеряемые напряжения в цифровой код с точностью до 0,5 % от действующего значения.
Полученный цифровой сигнал обрабатывается в среде LabVIEW. Результаты измерений выводятся на лицевую панель мо-нитора компьютера или мультимедийный экран в виде показаний обычных стрелочных или цифровых приборов, осциллографов и са-мописцев. Непосредственно во время эксперимента строятся графики изменения параметров во времени, а по его окончанию их зависимо-сти друг от друга. При этом уникальное лабораторное оборудование, имеющееся в вузах, может быть коренным образом модернизировано
и приведено в соответствие с современным уровнем образовательных технологий.
Благодаря возможности визуального наблюдения процессов, в том числе и скрытых от непосредственного наблюдения, значительно повышается информативность выполняемых лабораторных работ. Это позволяет отказаться от использования традиционной измери-тельной техники, при которой, по-прежнему, остаются рутинные опе-рации считывания результатов измерений, преобразования их в циф-ровые величины, ввода полученных массивов в стандартные про-граммы статистической обработки и т.д. В них обычно теряется часть полезной информации, появляются дополнительные погрешности, непродуктивно используется время занятий, многие эксперименты вообще неосуществимы.
В процессе обучения на компьютеризированном лабораторном оборудовании возникают дополнительно положительные моменты, которые в большей мере используются уже в курсе «Контроль и ре-гулирование технологических процессов с применением ЭВМ». Это демонстрация современных методов мониторинга и управления про-изводством, составления баз данных, документирования отчетности, анализа аварийных ситуаций и т.д.
В заключение следует отметить, что процесс обучения связан в первую очередь с развитием способностей студентов самостоятельно познавать новые сложные явления и использовать эти знания на про-изводстве. Этому в значительной мере способствует совершенствова-ние лабораторной базы и методик лабораторного эксперимента. Со-временные компьютерные технологии позволяют решать эту задачу наиболее эффективным образом.