Разработка Windows-приложения в интегрированной среде Delphi
Перечень вопросов, подлежащих разработке в основной части пояснительной записки:
Введение
1 Формулировка задачи
2 Интегрированная среда разработки Delphi
3 Анализ основных требований к программе
4 Входные и выходные данные
5 Создание пользовательского интерфейса программы
6 Структурная диаграмма программы
7 Блок-схема алгоритма работы процедур
8 Реализация процедур обработки событий
9 Отладка и тестирование программы
10 Перечень возможных ошибок пользователя
11 Примеры работы приложения
Заключение
Библиографический список
Приложения
Перечень обязательного графического материала:
1 Блок-схема алгоритма
2 Исходный текст (листинг) программы
Во введении необходимо представить описание решаемой задачи, инструментального средства выбранного для ее реализации и обосновать основные преимущества от разработки программного продукта в инструментальной среде Delphi.
В разделе «Формулировка задачи» необходимо четко сформулировать поставленную задачу, название программы, а также описать требования к аппаратному обеспечению и программную среду, выбранную для разработки программы.
В качестве примера рассмотрим разработку программы по измерению остроты зрения человека. Пользователю предлагается рисунок, на котором изображен квадрат на фоне белого листа, заполненный черными линиями равной длинны и толщины. Пользователю необходимо отойти от экрана монитора до тех пор, пока линии в квадрате не начнут сливаться в сплошной серый фон. Измерив, расстояние от монитора дисплея до места, где линии сливаются, пользователь должен ввести его в указанное поле программы и вычислить остроту зрения.
За основу расчета был взят установленный факт, что с расстояния 57 мм, полоска в 1 мм ширины видна под углом 1ْ , т.е. 60’. Следовательно, с расстояния Z она видна под углом X, определяется из пропорции:
X : 60 = 57 : Z ,
X = (57*60) / Z
Если этот угол зрения равен одной минуте (1’), то острота зрения нормальная; если трем минутам – то острота составляет 1/3 нормальной.
В разделе «Интегрированная среда разработки Delphi» представить описание интегрированной среды Delphi.
Delphi – это среда разработки программ, ориентированных на работу в операционных системах семейства Windows. Программы в Delphi создаются на основе современной технологии визуального проектирования, которая, в свою очередь, базируется на идеях объектно-ориентированного программирования. Программы в Delphi пишутся на языке Object Pascal, который является преемником и развитием языка Turbo Pascal. Язык программирования Turbo Pascal, а также одноименная интегрированная среда разработки, в которой он использовался, в недавнем прошлом завоевала широкую популярность как средство разработки программных продуктов и особенно как средство обучения программированию.
Интегрированная среда разработки Delphi – это сложный механизм, обеспечивающий высокоэффективную работу программиста. Визуально она реализуется несколькими одновременно раскрытыми на экране окнами. Окна могут перемещаться по экрану, частично или полностью перекрывая друг друга. С помощью Delphi можно создавать самые различные типы программ – начиная от консольных приложений и заканчивая приложениями для работы с базами данных и Internet.
В разделе «Анализ основных требований к программе» необходимо перечислить и проанализировать перечень требований предъявляемых к программе.
Delphi это высокопроизводительный инструмент создания приложений. Для запуска Delphi 8 достаточно Pentium с 64 Mb ОЗУ. Более подходящей машиной будет Pentium II со 128 Mb ОЗУ и 1 Gb свободного места на жестком диске (при полной установке Delphi 8). Небольшие программы, созданные на Delphi будут работать на любом компьютере, поскольку они не требуют такого ОЗУ и скорости процессора, которые необходимо для среды Delphi 8.
Рассмотрим основные системные требования для работы программы по расчету остроты зрения человека:
- название программы – Тест «Острота зрения».
- операционная система - Windows/98/ME/2000/XP…;
- процессор - Pentium II/III/4…;
- память - ОЗУ 64/128… Мб;
- система программирования - Delphi 7/8….
В разделе «Входные и выходные данные» должны быть описаны все возможные входные и выходные данные, их вид представления, а также установлены пределы, в которых они могут изменяться.
В рассматриваемом примере по измерению остроты зрения входными данными являются расстояния, полученные в результате измерения пользователем.
Выходные данные – величина остроты зрения. Если эта величина равна одной минуте (1’), то острота зрения нормальная; если трем минутам – то острота составляет 1/3 нормальной.
В разделе «Создание пользовательского интерфейса программы» необходимо представить весь процесс создания пользовательского интерфейса от начала до конца. Описать все компоненты, помещаемые на формы, их свойства и события.
Как известно, процесс создания простейшего оконного приложения можно разбить на два этапа: конструирования формы и программирования.
На этапе конструирования главной формы «Тест «Острота зрения»» в палитре компонентов были выбраны и помещены на форму следующие компоненты:
- Image (компонент со страницы Additional) позволяет вставить в форму графическое изображение. Графическое изображение было заготовлено заранее с помощью графического редактора Image Editor, входящего в среду Delphi. Свойство классового типа TPicture – определяет изображение, помещаемое в компоненте. Как и другие графические элементы управления, компонент Image обрабатывает все события от мыши.
- Button (компонент со страницы Standard) – кнопка. Основное назначение кнопки - формирование события при нажатии на нее. Кнопка Button является экземпляром класса TButton. Кнопка класса TButton обрабатывает все события, определяемые для оконного элемента управления.
На главную форму были помещены две кнопки Button. Кнопкам Button1 и Button2 свойство Caption было установлено равным «Далее» и «Закрыть» соответственно. Событием по умолчанию для кнопок является событие OnClick. Размещение компонентов на форме представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Размещение компонентов на форме «Тест «Острота зрения»»
На этапе конструирования формы «Расчет» в палитре компонентов были выбраны и помещены на форму следующие компоненты:
- Image (компонент со страницы Additional) позволяет вставить в форму графическое изображение. Графическое изображение было также заранее заготовлено с помощью графического редактора Image Editor, входящего в среду Delphi;
- Edit (компонент со страницы Standard) – однострочное редактируемое текстовое поле. С его помощью можно вводить и/или отображать достаточно длинные текстовые строки. В текстовое поле Edit1 пользователь должен ввести расстояние, полученной в результате измерения расстояния от экрана дисплея до той точки, где линии изображенные на рисунке уже не различаются раздельно для пользователя;
- Label (компонент со страницы Standard) - метка. Метки предназначены для размещения на экране текстовой информации, содержащей различные пояснения, названия, заголовки и т.д. На форму были помещены две метки. Свойство Caption метки Label1 было установлено равным «Расстояние», а Label2 равным «Острота зрения»;
- Memo (компонент со страницы Standard) - многострочное редактируемое текстовое поле. Текст хранится в свойстве Linеs класса Tstrings. С помощью свойств и методов этого класса (Count, Add, <Delete>, Clear) можно динамически формировать содержимое компонента. В поле Memo выводится величина остроты зрения человека, полученная в результате расчета;
- Button (компонент со страницы Standard) – кнопка. Основное назначение кнопки - формирование события при нажатии на нее. На форму «Расчет» были помещены три кнопки Button. Кнопкам Button1, Button2, Button3 свойство Caption было установлено равным «Вычислить», «Назад» и «Закрыть» соответственно. Событием по умолчанию для кнопок является событие OnClick. Размещение компонентов на форме представлено на рисунке 10.
Рисунок 10 - Размещение компонентов на форме «Расчет»
В разделе «Структурная диаграмма программы » подробнейшим образом должна быть представлена и описана структурная диаграмма программы.
Структурная диаграмма включает четыре уровня. Первый уровень – главная форма (Тест «Острота зрения»). Второй уровень состоит из процедур-обработчиков (Tform1.Button1Click и Tform1.Button2Click) событий, состоящих в нажатии командных кнопок формы приложения – «Далее» и «Закрыть». Третий уровень – форма «Расчет». Четвертый уровень состоит из процедур-обработчиков событий Tform2.Button1Click, Tform2.Button2Click и Tform2.Button3Click, состоящих в нажатии командных кнопок формы приложения – «Вычислить», «Назад» и «Закрыть».
В разделе «Блок-схема алгоритма работы процедур» необходимо представить описание работы той или иной процедуры. В нашем рассматриваемом примере довольно простая процедура Tform2.Button1Click, поэтому нет необходимости представлять ее виде блок-схемы. Это касается и процедур Tform2.Button2Click, Tform2.Button3Click.
Рассмотрим общий принцип работы программы по расчету остроты зрения.
В начале запуска программы пользователю предлагают ознакомиться с правилами работы с программой, после чего он может приступить к расчету (тем самым нажать кнопку «Далее») или же завершить работу.
После нажатия на кнопку «Далее» пользователю предлагается тестовый рисунок, на который он должен смотреть в течение нескольких минут, постепенно удаляясь от экрана, пока черные линии не сольются в серый фон. Это расстояние пользователь должен замерить и внести в поле Edit1.
После ввода пользователем измеренного расстояния в поле Edit1 («Расстояние») нажатие командной кнопки «Вычислить»(Button1) запускает процедуру вычисления величины остроты зрения. Результат вычисления выводится в поле Memo1. После этого пользователь может закончить работу или (по его выбору) ввести новый образец для расчета.
В разделе «Реализация процедур обработки событий» должно быть представлено описание процедур обработки событий.
Рассмотрим основные процедуры, задействованные в программе.
Процедура Tform1.Button1Click отвечает за открытие формы - Tform2.
При нажатии кнопки «Далее» процедурой Tform1.Button1Click производится открытие формы Form2 - «Расчет».
procedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);
Var
begin
Form2.ShowModal;
end;