III. Дополнительный материал.
Справочная служба Turbo Pascal.
Неотъемлемой составной частью среды Turbo Pascal является встроенная справочная служба. Существуют четыре способа обращения к справочной службе непосредственно из окна редактора.
F1 – получение контекстно-зависимой справки. Например, если нажать F1 в момент, когда среда обнаружила ошибку в программе, в справке будут сообщены дополнительные сведения о причинах ошибки и даны рекомендации по ее устранению;
Shift-F1 – на экране появится упорядоченный по алфавиту список стандартных процедур, функций, типов, констант и переменных, для которых можно получить справочную информацию;
Ctrl-F1 – получение справки о нужной стандартной процедуре, функции, типе, константе или переменной имя которой находится вблизи курсора;
Alt-F1 – получение предыдущей справки.
IV. Раздел заданий для самостоятельной работы.
Раздел заданий для самостоятельной работы разбит на три части – A, B и C различной степени тяжести. Раздел С предназначен для студентов достаточно хорошо знакомых с языком Turbo Pascal.
A.
- Написать самостоятельно программу, которая запрашивает по отдельности имя, отчество и фамилию, а потом выводит их в строчку с пожеланием успехов в изучении информатики.
- Составить программу, в которой в ответ на выводимое полное имя, нужно ввести уменьшительное имя. Например, Александр – Саша, Шурик и т.д.
- Составить программу, которая предлагает слова, к которым нужно придумать рифму. Выводить на экран предложенные программой слова, а рядом – рифмы.
- Написать программу, выводящую на экран слова, к которым необходимо придумать слова-синонимы и слова-антонимы.
- Составить программу, которая экзаменовала бы студентов, например, на знание столиц государств мира, президентов государств, рек континентов, исполнителей песен, актеров кино и др.
- Придумать самостоятельно задания на составление программ, в которых организуется с помощью операторов read и write диалог пользователя и компьютера.
- Написать программу, выводящую на экран дисплея таблицу со списком друзей: фамилию, имя, телефон, адрес.
B.
- Написать программу-диалог, с помощью которой можно будет разъяснять значения выводимых на экран слов.
- Написать в виде диалога с компьютером программу – переводчик слов с одного языка на другой.
- Написать “программу – игру в города.”
- Составить программу, выводящую на экран дисплея таблицу основных единиц физических величин в системе СИ и их размерности.
- Составить программу, которая выводит в виде таблицы некоторые производные единицы физических величин в системе СИ.
- Составить программу, которая выводит в виде таблицы значения некоторых физических постоянных: радиус и массу Земли, Гравитационную постоянную, постоянные Авогадро, Больцмана, Планка, Ридберга и другие.
- Составить программу, которая выводит в виде таблицы массы и заряды электрона, протона, альфа-частицы и некоторых других легких элементов.
- Составить программу, выводящую на экран дисплея таблицу некоторых характеристик планет Солнечной систем
Расстояние Масса Радиус Плотность Орбитальная Планета от Солнца, относительно км 103 кг/м3 скорость
млн.км МЗ=6 1024кг км/с
Меркурий 57.9 0.06 2 440 5.5 47.9
Венера 108.2 0.82 6 050 5.2 35.0
Земля 149.6 1.0 6 371 5.5 29.8
Марс 227.9 0.11 3 397 3.9 24.1
Юпитер 778.3 318 69 900 1.3 13.1
Сатурн 1427 95.2 58 000 0.7 9.6
. Уран 2870 14.6 25 400 1.4 6.8
Нептун 4496 17.2 24 300 1.6 5.4
Плутон 5946 0.002 1 140 2.0 4.7
- Придумать самостоятельно задания на составление программ, с помощью которых можно будет выводить какую-либо информацию в виде таблиц, кроссвордов, ребусов, чайнвордов, сканвордов и т.п.
C.
- Напишите программу, выводящую текст справа (в той же строке) от текста, введенного пользователем.
- Напишите программу, выводящую текст в окне (окно должно быть окружено рамкой).
- Напишите программу, в которой при нажатии на клавишу a на экране выводится символ b, при нажатии на клавишу b на экране выводится символ c, и т.д.
- Напишите свой вариант процедуры Read на основе функции Readkey. Сделайте возможным перемещение курсора среди введенного текста.
- Вывести график функции sin x, используя в качестве точек символ *.
-
Составить программу, в результате работы которой на экране будет отображаться ходьба человека. Для рисования используйте псевдографику, например
Работа 3
РАСЧЕТ ПО ФОРМУЛАМ
Цель работы:
- усвоить некоторые понятия лексики языка Turbo Pascal;
- изучить стандартные вещественные типы данных в языке Turbo Pascal;
- изучить методы составления алгебраических выражений;
- научиться создавать, вводить и запускать простейшие линейные программы расчета по формулам;
- научиться создавать собственные пользовательские подпрограммы-функции;
- закрепить навыки работы в среде Turbo Pascal.