Интегрированная среда разработки языка Visual Basic
Установить систему программирования CD-ROM DSir Visual Basic 5.0 ССЕ
Интегрированная среда разработки языка Visual Basic предоставляет пользователю удобный графический интерфейс в процессе разработки приложения. После запуска Visual Basic для начала работы над новым проектом необходимо ввести команду [File-New-Standart].
Появится окно интегрированной среды разработки языка Visual Basic (рис. 4.8). Интегрированная среда разработки включает в себя:
Строку заголовка, которая состоит из имени проекта Projectl, после которого через тире указана программная среда Microsoft Visual Basic. Далее, слово [design] означает текущий режим работы — проектирование. В режиме выполнения проекта текст в квадратных скобках заменяется на [run]. Кнопки управления окном расположены в правом углу строки.
Под строкой заголовка расположена строка главного меню.
Под строкой главного меню находятся кнопки с пиктограммами наиболее часто используемых команд.
Proiect i - Microsoft Vfeud Bask ftf«kjn| Первый проект на язык е I 'm/а/Bas/c |
Qecug .= ./7 Jock .Vby» йф "ли & M > »Si(?4j1iJ?Ln5C<jll |
m Ы a |
tanere11 |
I It 52 A I» " _J a r |
_J ® 6> -- в |
Jai[4]]
ИШ C3
|ftml * | |
appearance | 1 30 |
fcutoRecraw | False |
iadtCocr | □ анооеоч_ |
icroerstyte | 2 Stibta |
^pbGO | Переьи про* |
; pControb | True |
ControBox | True |
DrawMode | 13 Copy Pa |
DrawStyle | 0 Sold |
Enabled | T oe |
" Color | | snocooor ▼ |
fij Projectl (prfVBl V№) > Forms О frml (frmv*l frrr) |
jfrml Form " |
~3 |
(Mane) Rslfra the name used ncooe toldantjiyanobjaa |
а |
th) / 2(Screen Height - frml Heic^j
Рис. 4.8. Интегрированная среда разработки Visual Basic
Окно Конструктор форм. Окно Конструктор форм (рис. 4.9) является основным рабочим окном и расположено в центре окна интегрированной среды разработки языка Visual Basic. По умолчанию проекту присваивается имя Projectl . Именно в этом окне происходит визуальное конструирование графического интерфейса разрабатываемого приложения.
В окне Конструктор форм располагается сама форма frml, которая является также объектом и принадлежит классу объектов Form. Размеры формы можно менять, перетаскивая мышью правую или нижнюю границу фор-
мы. Рис. 4.9. Окно Конструктор форм
Первоначально форма пуста, в дальнейшем, в процессе создания графического интерфейса приложения, на ней размещаются элементы управления.
Окно Программный код. С формой связан программный модуль, содержащий программные коды процедур. Для ввода и редактирования текста программы служит окно Программный код (в данном случае Projectl-frml(Code) — рис. 4.10), которое вызывается командой [View-Code].
Сразу под строкой заголовка окна Программный код размещаются два раскрывающихся списка. Левый список содержит перечень объектов проекта (объектов, размещенных на форме), а правый — перечень событий, доступных для выбранного объекта.
Панель инструментов. В левой части окна интегрированной среды разработки Visual Basic располагается Панель инструментов (Tool- Box), содержащая пиктограммы управляющих элементов (рис. 4.11). Стандартный набор управляющих элементов включает в себя 21 класс объектов: CommandButton (командная кнопка), TextBox (текстовое поле), Label (надпись) и т. д. Существует возможность дополнить панель инструментов новыми клас- ^
сами управляющих элементов RichTextBox -------------------
(усовершенствованное текстовое поле), Ima- рис 4 ц geList (список изображений) и др. Окно Панель
9ШИ |
j Переьм* проект на языке VtsuaiBex |
С | - o|«, | ||
it | |||
»и" I | 2 (Screen Height | fnl | |
tril Pri t "Герьый проект ив iraote Vlsu | 1 Basic* | J | |
- | ___ 1 i 1 | I 1 |
Рис. 4.10. Окно Программный код |
General |
Ш |
А Н |
F с? |
<i±i |
Q |
инструментов
Выбрав щелчком мышью на Панели инструментов нужный элемент, мы можем поместить его на форму проектируемого приложения. Процесс размещения на форме управляющих элементов аналогичен рисованию графических примитивов с использованием графического редактора.
Фактически мы размещаем на форме экземпляры определенных классов объектов. Например, выбрав класс Command- Button, мы можем разместить на форме неограниченное количество экземпляров этого класса, то есть командных кнопок Commandl, Command2, Command3 и так далее.
Окно Свойства объекта. Справа располагается окно Свойства объекта (Properties) — рис. 4.12. Окно содержит список объектов и список свойств, относящихся к выбранному объекту (форме или управляющему элементу на форме). На рисунке выбран объект frml класса Form.
Список свойств разделен на две колонки. В левой находятся имена свойств, в правой — их значения. Установленные по умолчанию значения могут быть изменены. Свойством объекта является количественная или качественная характеристика этого объекта (размеры, цвет, шрифт и др.).
Для некоторых свойств предусмотрена возможность выбора значений из раскрывающегося списка, например, из списка можно выбрать значение цвета фона формы (свойства BackColor).
Окно Просмотр объектов. Еще одно важнейшее окно — окно Просмотр объектов (Object Browser) может быть вызвано командой [View-Object Browser] — рис. 4.13.
В левой колонке окна производится выбор объекта или класса объектов. В данном случае выбран класс объектов Form. Рис. 4.13. Окно Просмотр
(Name) | lfrml ± |
Appearance | 1 - 3D____ jp |
AutoRedraw | False |
BackColor | □ &H0080FF__ |
BorderStyle | 2 - Sizable |
Caption | Первый npoe |
ClipControls | True |
ControlBox | True |
DrawMode | 13 - Copy Pel |
DrawStyle | 0 - Solid |
DrawWidtfi | |
Enabled | True |
FillColor | ■ SHOOOOOC - |
jfrml Form Alphabetic I categorized | |
|X| "3 |
Рис. 4.12. Окно Свойства объекта
|
объектов
В правой колонке появляется перечень свойств, методов и событий выбранного объекта или класса объектов. Во фрагмент списка, показанный в окне, входят, например, свойство Caption, метод Circle и событие Click.
Выбрав элемент списка (например, событие Click), можно получить о нем краткую информацию, которая появляется в нижней части окна.
Окно Проводник проекта. Окно Проводник проекта (Project) располагается в верхнем правом углу (рис. 4.14).
Оно отображает в виде иерархического каталога все составные части текущего проекта (в данном случае Project 1) и позволяет переключаться между ними (по форме и по функциям оно аналогично окну Проводник Windows).
Проект хранится в файле с расширением vbp (в данном случае в файле prjVBI vbp). Кроме того, входящие в проект формы хранятся в отдельных файлах с расширением frm (в данном случае форма, входящая в состав проекта, хранится в файле frmVBI.frm).
Окно Расположение формы. В нижнем правом углу находится окно Расположение формы (Form Layout) — рис. 4.15. Оно показывает, где будет располагаться окно формы на экране монитора в период выполнения программы. Положение формы можно изменять перетаскиванием мышью.
Точное местоположение и размеры формы отображаются двумя парами чисел в правой части линейки инструментов окна приложения (рис. 4.16).
& ' Ъ ' " И? И Г > • < ► « ^Й*® ^Г # +- 2850,3540 il 4800 x 3600
Рис. 4.16. Линейка инструментов
п т а |
fi? Project 1 (prjVBl.VBP) В Forms Q. frml (frmVBI.frm) Рис. 4.14. Окно Проводник проекта |
ШШШШШШШШШШЩх | ||
jjjj^jjj^^ |
Рис. 4.15. Окно Расположение формы |
Первая пара чисел показывает расстояние от левого верхнего угла монитора до левого верхнего угла формы, а вторая пара — это размеры формы (ширина и высота). Размеры
отображаются в особых единицах — твипах (один твип равен примерно 0,018 мм).
Если необходимо задать точные значения местоположения и размеров формы, то это можно сделать, установив значения свойств формы Left (расстояние по горизонтали от левого верхнего угла монитора до верхнего левого угла формы), Тор (расстояние по вертикали от левого верхнего угла монитора до верхнего левого угла формы), Width (ширина формы) и Height (высота формы).
Расположение вышеперечисленных окон на рабочем столе интегрированной среды разработки, а также их размеры можно изменять с помощью мыши или команд меню View (Просмотр).
Этапы разработки приложения. Создание приложения в среде Visual Basic можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание графического интерфейса будущего приложения. В окне Конструктор форм на форму помещаются управляющие элементы, которые должны обеспечить взаимодействие приложения с пользователем.
2. Задание значений свойств объектов графического интерфейса. С помощью окна Свойства объекта задаются значения свойств управляющих элементов, помещенных ранее на форму.
3. Создание программного кода. В окне Редактор кода производится ввод и редактирование программного кода процедур.
4. Сохранение проекта. Так как проекты включают в себя несколько файлов (в том числе несколько файлов форм), рекомендуется для каждого проекта создать отдельную папку на диске. Сохранение проекта производится с помощью меню File. Сначала необходимо сохранить форму и связанный с ней программный модуль с помощью пункта меню Save FormVBl.frm As... По умолчанию для файла формы предлагается имя, заданное в качестве значения свойства Name и расширение frm.
Далее, необходимо сохранить файл проекта с помощью пункта меню Save Project As... В соответствие с соглашением об именах объектов целесообразно сохранить проект под именем с префиксом prj, например prjVBI.vbp.
5. Компиляция проекта в приложение. Сохраненный проект может выполняться только в самой системе программирования Visual Basic. Для того чтобы преобразовать проект в приложение, которое может выполняться непосредственно в среде операционной системы, необходимо сохранить проект в исполняемом файле (типа ехе). Для компиляции проекта в исполняемый файл используется команда [File-Make ...] (в свободно распространяемой версии VB5.0 ССЕ такая возможность, к сожалению, отсутствует).
Вопросы для размышления
est
1. Перечислите основные окна интегрированной среды разработки Visual Basic и объясните их назначение.
Практические задания
ШтМ^
4.6. С помощью окнаПросмотр объектов (Object Browser) найти классы объектов, которые обладают свойствами Name{Имя),Caption(Надпись), Font(Шрифт), Height(Высота), Width (Ширина), могут использовать метод Move(Перемещение) и откликаются на событие Click (Щелчок).