Использование методов и средств информатики при изучении других предметов.
Выделяются следующие формы связей:
· по составу.
· по направлению действия.
· по способу взаимодействия направляющих элементов.
Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме выделяются следующие типы межпредметных связей:
· содержательные;
· операционные;
· методические;
· организационные.
Особая роль в решении вопроса по проблемам реализации межпредметных связей принадлежит формированию общих понятий на межпредметной основе.
Рассмотрев выше ситуации, при которых межпредметные связи в преподавании используются успешно, многообразие видов деятельности учащихся можно объединить в три группы:
1. Привлечение понятий и фактов из родственных дисциплин для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете.
2. Привлечение теорий, изученных на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.
3. Привлечение практических умений и навыков, полученных на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.
Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.
Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней, которые представлены в таблице 2 [5].
Таблица 2
Этапы обучения на основе использования межпредметных связей
Первая ступень – воспроизводящая
Цель – приучить учащихся использовать полученные знания
Этап
Учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин
Этап
Учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного учебного предмета, на примерах из другого.
Этап
Учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.
Вторая ступень – использование знаний
Цель – перенос знаний из предмета в предмет
Этап
Учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины.
Этап
Учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усваиваемых знаний на уроках другой.
Этап
Учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого.
Третья ступень – обобщающая
Цель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений.
Этап
Учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной дисциплины явлениях общих законов диалектики.
Этап
Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира.
Этап
Учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины
Выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин. Всё это, безусловно, повышает уровень познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, рассмотрев ступени и этапы использования межпредметных связей, следует отметить, для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо упорядочить работу педагога, создать специальные условия для его успешной деятельности.