Компьютерное моделирование в экологии.
Общие рекомендации
1. При проведении расчетов необходим контроль точности результатов и устойчивости применяемого численного метода. Для этого достаточно ограничиться эмпирическими приемами (например, сопоставлением решений, полученных с несколькими разными шагами по времени).
2. Целесообразно применять для моделирования стандартные методы интегрирования систем дифференциальных уравнений, описанные в математической литературе. Простейшие методы (метод Эйлера) часто бывают неустойчивы и их применение ведет к лишнему расходу времени.
3. Результаты моделирования следует выводить на экран компьютера в следующих видах: таблицы зависимостей численности популяций от времени, графики этих зависимостей. Уместны звуковые сигналы (одни — в критические моменты для моделируемого процесса, другие — через некоторый фиксированный отрезок пройденного пути и т.д.).
4. При выводе результатов в табличном виде следует учитывать, что соответствующий шаг по времени не имеет практически ничего общего с шагом интегрирования и определяется удобством и достаточной полнотой для восприятия результатов на экране. Экран, сплошь забитый числами, не поддается восприятию. Выводимые числа следует разумным образом форматировать, чтобы незначащие цифры практически отсутствовали.
5. При выводе результатов в графической форме графики должны быть построены так, как это принято в математической литературе (с указанием того, какие величины отложены по осям, масштабами и т.д.).
6. Поскольку таблицы и графики на одном экране обычно не помещаются, удобно сделать меню, в котором пользователь выбирает желаемый в настоящий момент вид представления результатов.
Задания к самостоятельной работе
1. Выписать математическую модель, определить состав набора входных параметров и их конкретные числовые значения.
2. Спроектировать пользовательский интерфейс программы моделирования, обращая особое внимание на формы представления результатов.
3. Выбрать метод интегрирования дифференциальных уравнений модели, найти в библиотеке стандартных программ или разработать самостоятельно программу интегрирования с заданной точностью.
4. Произвести отладку и тестирование полной программы.
5. Выполнить конкретное задание из своего варианта работы.
6. Качественно проанализировать результаты моделирования.
7. Создать текстовый отчет по лабораторной работе, включающий:
* титульный лист (название работы, исполнитель, группа и т.д.);
* постановку задачи и описание модели;
* результаты тестирования программы;
* результаты, полученные в ходе выполнения задания (в различных формах);
*качественный анализ результатов.
1.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров b = 1, R = 1, N0 = 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 £ а £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения а?
2.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров b = 1, R = 4, N0 = 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 £ а £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения а?
3.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров b = 4, R = 1, N0 = 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 £ а £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения а?
4.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров a = 1, R = 1, N0 = 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 £ b £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b?
5.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров a = 1, R = 4, N0 = 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 £ b £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b?
6.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров a = 3, R = 1, N0 = 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 £ b £ 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b?
7.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров a = 3, b = 1, N0 = 100 в зависимости от значения параметра R в диапазоне 1 £ R £ 4. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения R?
8.Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (7.31), при значениях параметров a = 3, b = 4, N0 = 100 в зависимости от значения параметра R в диапазоне 1 £ R £ 4. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения R?
9.Реализовать модель (7.31) при следующих наборах значений параметров:
1) N0 = 100, а = 1, R=2, b =1;
2) N0 = 100, а = 1, R=2, b = 4;
3) N0 = 100, а = 1, R=4, b = 3.5;
4) N0 = 100, а = 1, R=4, b = 4.5
и изучить вид соответствующих режимов эволюции.
10.Для модели (7.31) в фазовой плоскости (b,R) найти границы зон, разделяющих режимы монотонного и колебательного установления стационарной численности популяции изучаемой системы.
11.Для модели (7.31) в фазовой плоскости (b,R) найти границы зон, разделяющих режим колебательного установления стационарной численности популяции изучаемой системы и режим устойчивых предельных циклов.
12.Реализовать моделирование межвидовой конкуренции по формулам (7.33) при значениях параметров r1=2, r2=2, K1=200, K2=200, Проанализировать зависимость судьбы популяций от соотношения значений их начальной численности
13.Реализовать моделирование межвидовой конкуренции по формулам (7.33) при значениях параметров r1=2, r2=2, K1=200, K2=200, . Проанализировать зависимость судьбы популяций от соотношения значений коэффициентов конкуренции a12 иa 21.
14.Построить в фазовой плоскости ( ) границы зон, разделяющих какие-либо два режима эволюции конкурирующих популяций (в соответствии с моделью (7.33)). Остальные параметры модели выбрать произвольно. Учесть при этом, что режим устойчивого сосуществования популяций может в принципе реализоваться только при .
15.Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник-жертва» (модель (7.34)) при значенияхпараметров r = 5, a = 0,1, q = 2, f = 0,6. Проанализировать зависимость исхода эволюции от соотношения значений параметров N0 и C0.
16.Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник-жертва» (модель (7.34)) при значенияхпараметров r = 5, a = 0,1, q = 2, N0 = 100, C0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра f в диапазоне 0,1£ f £ 2.
17.Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник-жертва» (модель (7.34)) при значенияхпараметров r = 5, a = 0,1, f = 2, N0 = 100, C0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра q в диапазоне 0,1£ q £ 2.
18.Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник-жертва» (модель (7.34)) при значенияхпараметров a = 0,1, f = 2, q = 2, N0 = 100, C0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра q в диапазоне 0,1£ r £ 2.
19.Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник-жертва» (модель (7.34)) при значенияхпараметров r = 5, q = 2, f = 2, N0 = 100, C0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра q в диапазоне 0,1£ a £ 2.
20.Модель (7.34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра а. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
21.Модель (7.34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра q. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
22.Модель (7.34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра f. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
23.Модель (7.34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра r. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
24.Модель (7.34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от соотношения значений начальных численностей популяций N0 и C0. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
Задание для самостоятельного решения к теме СМО
1. Рассчитайте средний доход в единицу времени (минута), приносимый системой массового обслуживания (пейджинговая компания), при следующих значениях параметров:
- среднее число заявок в очереди – 10;
- среднее число свободных обслуживающих приборов – 3;
- стоимость ожидания одной заявки в минуту – 1,5 р.;
- стоимость простоя одного прибора в минуту – 3 р.
2. На междугородней телефонной станции несколько телефонисток обслуживают общую очередь заказов. Очередной заказ обслуживает та телефонистка, которая первой освободилась. Смоделировать ситуацию, обдумать возникающие проблемы.
3. Пусть на телефонной станции с одним входом используется обычная система: если абонент занят, то очередь не формируется и надо звонить снова. Смоделировать ситуацию: несколько абонентов пытаются дозвониться до одного и того же лица и в случае успеха разговаривают с ним некоторое время. Какова вероятность, что некто, пытающийся дозвониться, не сможет сделать это за определенное время Т ?
4. Одна ткачиха обслуживает несколько станков, осуществляя по мере необходимости краткосрочное вмешательство, длительность которого ¾ случайная величина. Какова вероятность простоя сразу двух станков? Как велико среднее время простоя одного станка?
Вопросы к зачету
1. Какие виды моделирования бывают? Дайте краткую характеристику.
2. Что такое математическая модель и вычислительный эксперимент?
3. Что представляет собой концептуальная модель сложной системы?
4. Дайте краткую характеристику параметрам системы.
5. Что понимается под адекватностью модели?
6. Как осуществляется формализация процессов в моделировании?
7. Как проводится классификация математических моделей на основе особенностей применяемого математического аппарата.
8. Как различаются математические модели по форме представления.
9. Что такое алгоритмические модели.
10. В чем разница между теоретическими и экспериментальными функциональными математическими моделями.
11. Назовите виды математических моделей технических объектов.
12. В чем состоит смысл программирования при разработке имитационной модели.
13. Как проводится испытание модели.
14. В чем состоит предмет исследований классической экологии?
15. В чем сущность процессов:
· внутривидовой конкуренции?
· межвидовой конкуренции?
· отношений «хищник-жертва»?
· Каковы цели математического моделирования в экологии?
· В чем отличие приемов моделирования популяций с непрерывным и дискретным размножением?
16. Назовите основные элементы систем массового обслуживания.
17. Какие процессы называются марковскими?
18. Назовите основные характеристики эффективности функционирования СМО.