Компьютерная модель решения задачи

Компьютерная модель состоит из трех частей: информационной и аналитической моделей и технологии решения задачи.

Информационная модель решения задачи

Информационная модель, отражающая взаимосвязь исходных и результирующих документов, приведена на рис. 1.

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 1. Информационная модель взаимосвязи исходных и результирующих данных

Аналитическая модель решения задачи

Для получения данных, затраченных на рекламный бюджет необходимо рассчитать следующие показатели:

· сумму объема продаж всего за месяц;

· рекламный бюджет за месяц;

· сумму общего рекламного бюджета за год.

Расчет рекламного бюджета за месяц будет вычисляться так: показатель отчислений на рекламу нужно разделить на 100 % и умножить на объем продаж всего за месяц, полученный результат занести в колонку 3 Таблицы 3

Технология решения задачи

Решение задачи средствами MS Excel

1. Переименовать «Лист 1» в «Объем продаж»

2. Ввести заголовок таблицы «Объем продаж»

3. Форматировать заголовок:

• выделить ячейки A1÷D1 (рис. 2 – здесь и далее в описании использована соб­ственная нумерация рисунков);

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 2. Пример выделения группы ячеек

4. Ввести в ячейки A3÷D3 информацию, представленную на рис. 5.

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 3. Имена полей таблицы «Объем продаж»

5. Организовать контроль данных, вводимых в колонку «Месяц»:

• выделить ячейки А3÷А15;

• выполнить команду «Проверка данных» в меню «Данные»;

• в поле «Тип данных» нажать кнопку «Любое значение» (рис. 4).

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 4. Выбор типа данных

Замечание. Выбор типа данных вводимых значений в списке «Тип данных» позволяет определить, какие условия можно установить для значений ячеек. Если для определения допустимых значений требу­ется ввести формулу, выражение или ссылку на вычисления в дру­гой ячейке, то выбирается в списке строка «Другой».

• выделить ячейки В3÷В15;

• выполнить команду «Проверка данных» в меню «Данные»;

• в поле «Тип данных» нажать кнопку «Целое число».

• задать в поле «Минимум»: 100;

• задать в поле «Максимум»: 2000000 (рис. 5). Тоже делаю с ячейками С3÷С15 и D3÷D15

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 5. Задание интервала допустимых значений целых чисел

Замечание. Если есть необходимость видеть постоянно на экране подсказку об ограничениях ввода в выбранную ячейку, то нужно выбрать закладку «Сообщение для ввода». Если нужно, чтобы сообщение появлялось только после ошибки, нужно выбрать закладку «Сообщение об ошибке».

6. Ввести информацию, приведенную в табл. 1.

Таблица 4

Объем продаж

Месяц Объем продаж бытовой техники, руб. Объем продаж СВТ, руб. Объем продаж всего за месяц, руб.
Январь 121 562 278 365  
Февраль 165 897 456 325  
Март 459 325 258 963  
Апрель 256 987 333 478  
Май 128 965 236 985  
Июнь 222 655 325 654  
Июль 179 258 289 741  
Август 258 963 569 258  
Сентябрь 165 321 456 921  
Октябрь 147 852 324 512  
Ноябрь 236 654 258 963  
Декабрь 456 321 547 963  

7. Переименовать «Лист 2» в «Показатель отчислений на рекламу» (аналогично действиям пункта 1).

13. Создать таблицу «Показатель отчислений на рекламу» (аналогично действиям пунктов 3 – 5) (рис.6).

14. Ввести исходные данные (см. рис. 6).

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 6. Вид таблицы «Показатель отчислений на рекламу»

8. Переименовать «Лист 3» в «Рекламный бюджет» (аналогично действиям пункта 1).

13. Создать таблицу «Рекламный бюджет» (аналогично действиям пунктов 3 – 5) (рис.7).

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 7. Вид таблицы «Рекламный бюджет»

9.Занести в ячейки формулы

• воспользоваться командой «Вставить функцию» меню «Формулы»;

• в поле «Категория:» выбрать «Ссылки и массивы»;

• в поле «Выберите функцию» нажать «ВПР» (рис. 8);

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 8. Вид первого окна мастера функций

• нажать кнопку «OK»;

• ввести объем продаж в поле «Искомое_значение», щелкнув по ячейке D4;

• нажать «Enter»;

• ввести информацию в поле «Таблица»;

• выделить столбец объема продаж и сделать его абсолютным;

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 9. Мастер функции

• нажать«Enter»;

• ввести информацию – цифру 1 в поле «Номер_столбца»;

• ввести информацию – цифру 0 в поле «Интервальный_про­смотр» (рис. 23);

• нажать кнопку «OK»;

• установить курсор на маркер в правом нижнем углу ячейки В3, щелкнуть левой клавишей мыши и протянуть его до ячейки В13.

10. Далее заполняется ячейка «Показатель отчисления на рекламу»

11. Рекламный бюджет вычисляется по формуле:

=C3/100*B3

То есть «Показатель отчислений на рекламу делится на 100 % и умножается на объем продаж всего за месяц.

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 10. Результат заполнения таблицы «Рекламный бюджет»

19. Представить наглядно результаты расчетов, создав диаграмму по данным таблицы:

Компьютерная модель решения задачи - student2.ru

Рис. 11. Гистограмма «Рекламный бюджет»

2.3. Результаты компьютерного эксперимента и их анализ

Наши рекомендации