Компьютерная модель решения задачи
Компьютерная модель состоит из трех частей: информационной и аналитической моделей и технологии решения задачи.
Информационная модель решения задачи
Информационная модель, отражающая взаимосвязь исходных и результирующих документов, приведена на рис. 1.
Рис. 1. Информационная модель взаимосвязи исходных и результирующих данных
Аналитическая модель решения задачи
Для получения данных, затраченных на рекламный бюджет необходимо рассчитать следующие показатели:
· сумму объема продаж всего за месяц;
· рекламный бюджет за месяц;
· сумму общего рекламного бюджета за год.
Расчет рекламного бюджета за месяц будет вычисляться так: показатель отчислений на рекламу нужно разделить на 100 % и умножить на объем продаж всего за месяц, полученный результат занести в колонку 3 Таблицы 3
Технология решения задачи
Решение задачи средствами MS Excel
1. Переименовать «Лист 1» в «Объем продаж»
2. Ввести заголовок таблицы «Объем продаж»
3. Форматировать заголовок:
• выделить ячейки A1÷D1 (рис. 2 – здесь и далее в описании использована собственная нумерация рисунков);
Рис. 2. Пример выделения группы ячеек
4. Ввести в ячейки A3÷D3 информацию, представленную на рис. 5.
Рис. 3. Имена полей таблицы «Объем продаж»
5. Организовать контроль данных, вводимых в колонку «Месяц»:
• выделить ячейки А3÷А15;
• выполнить команду «Проверка данных» в меню «Данные»;
• в поле «Тип данных» нажать кнопку «Любое значение» (рис. 4).
Рис. 4. Выбор типа данных
Замечание. Выбор типа данных вводимых значений в списке «Тип данных» позволяет определить, какие условия можно установить для значений ячеек. Если для определения допустимых значений требуется ввести формулу, выражение или ссылку на вычисления в другой ячейке, то выбирается в списке строка «Другой».
• выделить ячейки В3÷В15;
• выполнить команду «Проверка данных» в меню «Данные»;
• в поле «Тип данных» нажать кнопку «Целое число».
• задать в поле «Минимум»: 100;
• задать в поле «Максимум»: 2000000 (рис. 5). Тоже делаю с ячейками С3÷С15 и D3÷D15
Рис. 5. Задание интервала допустимых значений целых чисел
Замечание. Если есть необходимость видеть постоянно на экране подсказку об ограничениях ввода в выбранную ячейку, то нужно выбрать закладку «Сообщение для ввода». Если нужно, чтобы сообщение появлялось только после ошибки, нужно выбрать закладку «Сообщение об ошибке».
6. Ввести информацию, приведенную в табл. 1.
Таблица 4
Объем продаж
Месяц | Объем продаж бытовой техники, руб. | Объем продаж СВТ, руб. | Объем продаж всего за месяц, руб. |
Январь | 121 562 | 278 365 | |
Февраль | 165 897 | 456 325 | |
Март | 459 325 | 258 963 | |
Апрель | 256 987 | 333 478 | |
Май | 128 965 | 236 985 | |
Июнь | 222 655 | 325 654 | |
Июль | 179 258 | 289 741 | |
Август | 258 963 | 569 258 | |
Сентябрь | 165 321 | 456 921 | |
Октябрь | 147 852 | 324 512 | |
Ноябрь | 236 654 | 258 963 | |
Декабрь | 456 321 | 547 963 |
7. Переименовать «Лист 2» в «Показатель отчислений на рекламу» (аналогично действиям пункта 1).
13. Создать таблицу «Показатель отчислений на рекламу» (аналогично действиям пунктов 3 – 5) (рис.6).
14. Ввести исходные данные (см. рис. 6).
Рис. 6. Вид таблицы «Показатель отчислений на рекламу»
8. Переименовать «Лист 3» в «Рекламный бюджет» (аналогично действиям пункта 1).
13. Создать таблицу «Рекламный бюджет» (аналогично действиям пунктов 3 – 5) (рис.7).
Рис. 7. Вид таблицы «Рекламный бюджет»
9.Занести в ячейки формулы
• воспользоваться командой «Вставить функцию» меню «Формулы»;
• в поле «Категория:» выбрать «Ссылки и массивы»;
• в поле «Выберите функцию» нажать «ВПР» (рис. 8);
Рис. 8. Вид первого окна мастера функций
• нажать кнопку «OK»;
• ввести объем продаж в поле «Искомое_значение», щелкнув по ячейке D4;
• нажать «Enter»;
• ввести информацию в поле «Таблица»;
• выделить столбец объема продаж и сделать его абсолютным;
Рис. 9. Мастер функции
• нажать«Enter»;
• ввести информацию – цифру 1 в поле «Номер_столбца»;
• ввести информацию – цифру 0 в поле «Интервальный_просмотр» (рис. 23);
• нажать кнопку «OK»;
• установить курсор на маркер в правом нижнем углу ячейки В3, щелкнуть левой клавишей мыши и протянуть его до ячейки В13.
10. Далее заполняется ячейка «Показатель отчисления на рекламу»
11. Рекламный бюджет вычисляется по формуле:
=C3/100*B3
То есть «Показатель отчислений на рекламу делится на 100 % и умножается на объем продаж всего за месяц.
Рис. 10. Результат заполнения таблицы «Рекламный бюджет»
19. Представить наглядно результаты расчетов, создав диаграмму по данным таблицы:
Рис. 11. Гистограмма «Рекламный бюджет»
2.3. Результаты компьютерного эксперимента и их анализ