Существует два вида средств для представления алгоритмов – языковые и графические .
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
Понятие алгоритма
В основу работы ЭВМ положен программный принцип управления, состоящий в том, что ЭВМ выполняет действия по заранее заданной программе.
Программа – это упорядоченная последовательность команд, которые понимает ЭВМ.
В основе любой программы лежит алгоритм. Алгоритм – это полное и точное описание на некотором языке конечной последовательности правил, указывающих исполнителю действия, которые он должен выполнить, чтобы за конечное время перейти от (варьируемых) исходных данных к искомому результату.
Алгоритм — точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
Свойства алгоритмов
1. дискретный (пошаговый) характер определяемого им процесса.
2. записан на понятном ему языке и содержит предписания, которые исполнитель может выполнить.
3. его массовость, применимость к некоторому классу объектов, возможность получения результата при различных исходных данных на некоторой области допустимых значений.
4. обязательное требование к алгоритмам – требование их конечности.
5. эффективность алгоритма. Время выполнения алгоритма и необходимые ресурсы.
Алгоритмизация – процесс разработки и описания алгоритма решения какой-либо задачи.
Существует два вида средств для представления алгоритмов – языковые и графические .
Словесная запись алгоритмов
Пример Составим алгоритм вычисления коэффициентов приведенного квадратного уравнения x2 + px + q = 0, корни которого x1, x2 известны.
алгоритм:
Начало.
1. Ввести x1, x2.
2. p = –(x1+x2).
3. q = x1x2.
Вывести p, q.
Конец. □
Схемы алгоритмов
Схема алгоритма – это графический способ его представления с элементами словесной записи.
ПРИМЕРЫ Структур алгоритмов
Алгоритмы линейной структуры и Ветвления
Схема алгоритма приведена на Рис. 4. Алгоритм содержит сложное ветвление, являющееся композицией двух простых ветвлений.
Рис. 4. Алгоритм решения квадратного уравнения
К операндам вещественного типа не следует применять операцию отношения «=» (равно), условие может не выполняться из-за неточного представления вещественных чисел в памяти ЭВМ и неизбежных ошибок округления при вычислениях. В алгоритме отношение D = 0 заменено отношением |D| < e, где e – допустимая погрешность округления. □
Циклы
Вычислительные процессы с многократным повторением однотипных вычислений/действий для различных значений входящих величин/данных называются циклическими, повторяемые участки вычислений – циклами, изменяющиеся в цикле величины – переменными цикла. Для организации циклов в алгоритмах необходимо предусмотреть (Рис. 5.):
- подготовку цикла – задание начальных значений переменным цикла перед первым его выполнением;
- тело цикла – вычислении/действия, повторяемые в цикле для различных значений переменных цикла;
- модификацию/изменение значений переменных цикла перед каждым новым его повторением;
- управление циклом – проверку условия продолжения/окончания цикла и переход на повторение цикла или его окончание.
Рис. 5. Общие схемы циклического алгоритма
Рис. 6. Общие схемы алгоритма табулирования функции
Процесс программирования - это запись разработанного алгоритма на специальном языке (языке программирования) - представление алгоритма на языке, "понятном" исполнителю (вычислительной машине), т. е. в форме, допускающей ввод в машину и последующий перевод на машинный язык (в коды машины).
Системы программирования
Это комплекс средств для разработки программ:
· Языки программирования
(ассемблер, Алгоритмические языки)
· Инструментальные системы
· Системы визуальной разработки программ
· Системы создания ПО для работы в Internet
· Кроссплатформенные приложения
Языки запросов (SQL)
Турбо – Паскаль
Авторфранцуз Филип Кан Ученик Вирта Курил Aple 2 и написал компилятор для Паскаля в Калифорнии, имея 2000 дол.. Один из создателей фирмы Borland В 1984 за 1 месяц заработал 150 тыс. дол.
Среда Delphi 1995 , язык Object Pascal
C 2008г Embarcadero®
2014 год Embarcadero® RAD Studio XE7
2015 год Embarcadero® RAD Studio XE8
Текущая версия Embarcadero RAD Studio 10.2 Токио (март 2017г)
Этот релиз знаменует новый этап, так как включает поддержку Linux и обеспечивает дальнейшее улучшение качества и возможностей большей масштабируемости решения.
объединяет Delphi XE10 и C++ Builder XE10 в единую интегрированную среду разработки и добавлена поддержка Android 6.0.
После добавления Linux, разработчики RAD Studio получили возможность кросс-компиляции на все главные платформы — Windows, Linux, macOS, iOS и Android — получая надежность и быстродействие, типичные для скомпилированных нативных приложений.
Содержит: Delphi®, C++Builder®, Embarcadero Prism™ и HTML5 Builder.
С RAD Studio XE8 существует встроенная поддержка для SQL Server, Oracle, Sybase, DB2, InterBase, SQL Anywhere, SQLite, MySQL и облачными сервисами, включая Windows Azure и Amazon.
Веб-разработка
Это процесс создания веб-сайтов и приложений. Это может быть все что угодно: от социальной сети до посадочной страницы спортивного клуба.
Веб-разработка внешней части называется front-end. Сначала с помощью разметки HTML создаётся страница. Именно эта разметка отвечает за структуру страницы. Затем внешний вид созданной страницы изменяют с помощью каскадных таблиц стилей — CSS и добавляют интерактивности на языке JavaScript.
Back-end — это серверная часть. Тут происходит вся магия взаимодействия с интерфейсом, и часто мы видим только результат работы на серверной стороне. Важная часть работы с сервером — умение пользоваться базами данных. Если вам интересно это направление, смело учите язык управления базами данных SQL, MySQL и знакомьтесь с фреймворком Oracle. Бекенд можно писать на Ruby, Python, Java, PHP.
Крупные ресурсы всегда используют несколько инструментов, так как необходимо поддерживать работу нескольких дата-центров, серверов и системы взаимодействия этих серверов. Это продукт работы большой команды: программистов, инженеров и системных администраторов. Так социальная сетьВКонтакте использовала для своей работы транслятор от компании Facebook — HipHop, превращающий исходный язык PHP в C++ для ускорения работы. Позже ВКонтакте создали свой собственный транслятор и назвали его Kitten PHP.
Мобильные приложения
Для разработки под систему iOS пишут на Swift и Objective-C.
Под Android — Java и C++.
Разработка игр или геймдев
Чтобы создавать игры, нужно не просто играть в них, а понимать особенности их создания. Этим геймдев отличается от других направлений, и его выделяют в отдельную категорию.
Мобильные игры под Android пишут на Java и C++, под IOS — Swift и Objective-C.
Так одна из самых успешных игр в мире — Minecraft написана на языке Java, но специально для Android переписана на C++.
Ещё для создания игр используют специальные игровые движки типа Unity (C# и Java Script) и Unreal Engine (C++).
Большие данные
Социальные сети и средства массовой информации задумались, как эффективно использовать данные, годами копившиеся в серверных хранилищах и продолжающие поступать. Большие объемы данных позволяют выяснить, как пользователь взаимодействует с сервисами, моделировать ситуации и делать прогнозы.
В России рынок Big Dataтолько формируется, но банки и телекоммуникационные компании уже проявили большой интерес. Появилась новая профессия — дата-аналитик. Существуют языки программирования типа R, разработанные специально для работы с большими объемами данных. Ещё используют Python, C, Java и Scala.
Big Data в исследовании компании МегаФон и института «Стрелка».
C
С — один из первых языков программирования, ставших популярными и используемыми до сих пор. Создан Деннисом Ритчи в 1972 году в Bell labs и стал основой для других языков: C++, Java, C#, JavaScript и Perl.
90% ядра системы UNIX написано на С
Автор Деннис Ритчи программист лаборатории американской корпорации AT&T (Американ телефон и телеграф) .
Цель: язык системного программирования
Преимущества: язык высокого уровня; имеет низкоуровневые средства.
C++
Язык С был хорош, но ему не хватало объектно-ориентированности. В 1983 году был создан более мощный язык C++, который часто называют объектно-ориентированной версией C. C++ — самый используемый императивный язык в мире. Его используют для создания удивительных приложений; браузеры Google Chrome, Mozilla Firefox, музыкальный проигрыватель Winamp и продукты Adobe написаны на языке C++.
C++ также используется для создания игр для смартфонов и приложений. На рынке труда C++ разработчики очень востребованы и число вакансий постоянно растёт.
Java
Java сочетает в себе С и С++ и является наиболее мощным языком для создания кроссплатформенных приложений. Java, отметивший недавно 20-летие, стал первым полностью объектно-ориентированным языком программирования,который работает по принципу «Write Once, Run Anywhere». Вы можете скомпилировать исходный код Java однажды и запускать его на любом устройстве с установленной JVM (виртуальной машиной Java)
Java является одним из самых популярных языков для бэкэнд-разработки современных корпоративных веб-приложений. С Java и основанными на нём фреймворками разработчики могут создавать масштабируемые веб-приложения для широкого круга пользователей. Java — также основной язык, используемый для разработки родных Android-приложений для смартфонов и планшетов.
C#
C# — представитель семьи языков программирования Microsoft. Он был создан в 2000 году как часть платформы Microsoft .Net framework. В использовании C# очень близок к Java, хотя говорили, что C# сочетает надёжность C++ с продвинутыми характеристиками Java. На языке C# можно создать практически все типы приложений для большинства платформ.
Фреймворк (англ. framework — каркас, структура) — программная платформа, определяющая структуру программной системы; программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта.
Objective C
Бред Кокс и Том Лав создали Objective C в 1983 году, стремясь исправить недостатки C. Этот язык является основным для создания приложений для iOS и OS X. Objective C-программисты в основном задействованы в разработке под эти крайне популярные платформы, что гарантируют востребованность на рынке труда и высокую зарплату.
JavaScript
При простом синтаксисе JavaScript может выполнять более сложные функции. Это идеальный скриптовый язык, простой для освоения. Программный код работает в браузерах и обрабатывает команды на компьютере клиента, а не на сервере, снижая таким образом нагрузку на сервер и увеличивая скорость работы приложения.
Каждый современный сайт использует JavaScript. Это ключевой язык для создания интерактивности сайта или построения пользовательских интерфейсов с одним из десятка популярных JavaScript-фреймворков.
Браузер, когда видит <script>:
· Начинает отображать страницу, показывает часть документа до script
· Встретив тег script, переключается в JavaScript-режим и не показывает, а исполняет его содержимое.
· Закончив выполнение, возвращается обратно в HTML-режим и только тогда отображает оставшуюся часть документа.
Python
Гвидо ван Россум создал Python в 1991 году. Это ещё один высокоуровневый язык программирования и одновременно самый простой для изучения благодаря минимализму, читабельности и понятному синтаксису. Google развивал Python около 10 лет и всё ещё запускает проекты с использованием этого скриптового языка.
Python может сделать почти всё вышеперечисленное. Веб-приложения, пользовательские интерфейсы, анализ данных, статистика — для какой бы задачи вам не предстояло найти решение, в Python, скорее всего, найдётся подходящий фреймфорк. Совсем недавно учёные пришли к выводу, что Python модно использовать в качестве основного инструмента для обработки гигантских объёмов данных практически в любой отрасли.
SQL
SQL — аббревиатура от Structured Query Language. Это язык запросов к базам данных, который предоставляет формальный способ взаимодействия с базой данных приложения. SQL очень прост в изучении и близок к английскому языку по синтаксису.
Visual Basic
Ключевой язык .NET-платформы, Visual Basic позволяет создавать приложения для поддержки бизнеса, а также автоматизировать мощные приложения MSOffice.
Штефан Цукерман, программист:
«Если вы умеете правильно организовывать данные, совершенно не важно, каким языком вы владеете. Есть три тесно связанные вещи, которые вам нужно знать:
1. Основные структуры данных и алгоритмы (связные списки, хеш-таблицы, сбалансированные и другие деревья поиска, очереди и кучи);
2. Моделирование данных, полученных из реального мира (понимание логики уже выстроенных моделей, умение работать со стандартными и сторонними библиотеками);
3. Любой язык программирования, который вам удобен. Если вы хорошо знаете язык и можете показать это на деле, то сможете на этом много заработать. Если вы хорошо освоите какой-нибудь язык, то сможете выучить любой другой.
ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
Понятие алгоритма
В основу работы ЭВМ положен программный принцип управления, состоящий в том, что ЭВМ выполняет действия по заранее заданной программе.
Программа – это упорядоченная последовательность команд, которые понимает ЭВМ.
В основе любой программы лежит алгоритм. Алгоритм – это полное и точное описание на некотором языке конечной последовательности правил, указывающих исполнителю действия, которые он должен выполнить, чтобы за конечное время перейти от (варьируемых) исходных данных к искомому результату.
Алгоритм — точный набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное время.
Свойства алгоритмов
1. дискретный (пошаговый) характер определяемого им процесса.
2. записан на понятном ему языке и содержит предписания, которые исполнитель может выполнить.
3. его массовость, применимость к некоторому классу объектов, возможность получения результата при различных исходных данных на некоторой области допустимых значений.
4. обязательное требование к алгоритмам – требование их конечности.
5. эффективность алгоритма. Время выполнения алгоритма и необходимые ресурсы.
Алгоритмизация – процесс разработки и описания алгоритма решения какой-либо задачи.
Существует два вида средств для представления алгоритмов – языковые и графические .
Словесная запись алгоритмов
Пример Составим алгоритм вычисления коэффициентов приведенного квадратного уравнения x2 + px + q = 0, корни которого x1, x2 известны.
алгоритм:
Начало.
1. Ввести x1, x2.
2. p = –(x1+x2).
3. q = x1x2.
Вывести p, q.
Конец. □
Схемы алгоритмов
Схема алгоритма – это графический способ его представления с элементами словесной записи.