Тема. ЗВУК «С» В СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ
РЕЧИ, МОТОРИКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, СЛОГИ
Программное содержание:
* Учить интонационно выделять звук «С» во фразовой речи
>• Продолжить знакомить с термином «ЗВУК»
* Учить выразительно исполнять стихотворение, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию
* Учить отгадывать загадки с опорой на рисунок
>• Развивать логическое мышление, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки
* Продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь схемами
>• Развивать моторику
>• Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно
>• Формировать навык самоконтроля и самооценки
1. Разучивание стихотворения (лист 14, рисунок 1)
Предложите детям рассмотреть рисунок и послушать стихотворение Г.Сапгира:
Слоненок удивил ребят, Слоненок встал на самокат,
44 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Немножко покатался, И самокат сломался.
Назвать слова из стихотворения со звуком «С» («песенка насоса» » ): слоненок, встал, самокат, покатался, сломался.
Учите детей произносить слова, интонационно выделяя звук «С».
Вопросы детям:
1. Чем слоненок удивил ребят? (Слоненок встал на самокат).
2. Что случилось потом? (Немножко покатался, и самокат
сломался).
Прочитайте стихотворение еще раз с установкой на запоминание.
2. Физкультминутка (смотри конспект занятия № 13,
стр. 42)
3. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ» (лист 14, рисунок 2)
Предложите детям отгадать загадки, найти отгадки на рисунке и разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в словах-отгадках.
Спросите, какой звук слышится в начале каждого слова-отгадки (звук «С»),
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Хвост колечком,
Спит под крылечком.
(Собака)
Ну-ка, кто из Вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет.
(Солнце)
Он в безбрежном океане Туч касается крылом, Развернется - под лучами Отливает серебром.
(Самолет)
Занятие №14 45
Спереди - пятачок, Сзади - крючок. Посредине спинка, А на ней щетинка.
(Свинья)
Уточните с детьми, на сколько частей они разделили прямоугольники, почему? (Собака, самолет - на три части, потому что в этих словах три слога; солнце, свинья - на две части, в этих словах два слога).
При произнесении слов-отгадок учите интонационно выделять звук «С».
4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
5. Дополнительный материал для работы вне занятий
Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»
Дети хлопают в ладоши, если в словах, которые назвал педагог, есть звук «С».
Слова: стол, автобус, самолет, дерево, санки, стул, сосулька, шапка, слон, стакан, лиса, Буратино, Карлсон, собака.
СТИХИ
Прочитайте детям стихотворения, спросите, чья песенка слышится в них («песенка насоса» — сели, санки, понеслись; «песенка ветра» — старушка, шьет, катушкой, пушистый и т.д.).
Потешка
Сели дети на санки! Как блестят весельем глазки! Разогнались, понеслись, Покатились с горки вниз!
Шутка, Веселая старушка
Весь день сегодня шьет. За кругленькой катушкой
46 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Следит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот.
Е.Стюарт
Занятие№15