Тема. ЗВУКИ «Ш» и «Ж», МОТОРИКА
Программное содержание:
* Учить интонационно выделять звук «Ш» во фразовой речи
* Продолжать знакомить с термином «ЗВУК»
* Учить выразительно исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию
* Развивать фонематический слух, дифференцируя звуки «Ж» и «Ш»
* Ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов
* Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно
* Формировать навык самоконтроля и самооценки
38 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
1. Разучивание стихотворения (лист 12, рисунок 1)
Предложите детям посмотреть на рисунок и послушать отрывок из стихотворения А.Строило:
* * *
Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят, Сели кошки у окошек Восемь окон - восемь кошек.
Вопросы детям:
1. Кто хочет ехать в Кошкино? (Кошка, кот и шесть котят)
2. Где сели кошки? (Сели кошки у окошек)
3. Сколько было окон, сколько было кошек? (Восемь окон, во
семь кошек)
Следите за тем, чтобы дети отвечали строчками из стихотворения.
Дайте задание детям интонационно выделять звук «Ш» в стихотворении.
Прочитайте стихотворение еще раз с установкой на запоминание.
2. Физкультминутка
Игра «ЛАДОШКИ»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения, сидя за столами, сначала вместе с педагогом, а потом самостоятельно.
Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок И сжали в кулачок.
3. Игра «КТО В КАКОМ ВАГОНЕ ПОЕДЕТ?»
(лист 12, рисунок 2)
Скажите детям, что в вагоне слева поедут животные, в названии которых есть звук «Ж» (»песенка жука»).
Предложите назвать этих животных. (Жираф, ежик.) Скажите, что в вагоне справа поедут животные, в названии которых есть звук «Ш» («песенка ветра»).
Предложите назвать этих животных. (Мишка, мышка.) Дайте детям задание провести линии от животных к их вагончикам.
Занятие № 12__________________________________ 39
4. Самоконтроль и самооценка выполненной работы
(смотри конспект занятия № 1, стр. 9)
5. Дополнительный материал для работы вне занятий
ЧИСТОГОВОРКИ
Учите детей при произнесении последнего слога интонационно выделять звук «Ш».
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что-то шепчут камы... (ши)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше это утка в камы... (ше)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша выходи из камы... (ша)
Ше-ше-ше, ше-ше-ше нет уж утки в камы ... (ше)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши что же шепчут камы... (ши)?
СКОРОГОВОРКИ
Предложите детям выучить скороговорки. Читая их интонационно, выделять звуки «Ш» и «Ж».
На окошке крошку мошку Ловко ловит лапкой кошка.
* * *
Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шепотом страшат.
•к -к -к
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
•к * *
Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.
40 Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет
Занятие № 13
Тема. ЗВУКИ «С-С» (песенки «большого