Закономерности тональной перспективы
1. четкость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от наблюдателя;
2. уменьшается насыщенность цвета объектов, снижается степень выраженности их цвета, цвета разбеливаются по мере удаления их от наблюдателя;
3. глубина, фон дали кажутся более светлыми, чем фигуры и предметы переднего плана.
Оптическая иллюзия (зрительная иллюзия) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа. Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Парадокс— ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Парадоксальность восприятия - Конвергенция (лат. приближаться, сходиться) сведение зрительных осей глаз (при рассматривании близких предметов) за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. Совмещение. Глубина.
Аккомодация (приспособление к чему-либо) приспособление глаза к ясному видению путем изменения преломления силы его оптических сред.
Иррадиация (лат. светить, испускать лучи) оптическое явление – светлые предметы на темном фоне кажутся больше, а темные на светлом – меньше своих реальных размеров.
Астигматизм недостаток оптических систем при преломляющей способности глаза, состоит в том, что лучи вышедшие из одной точки объекта не собираются вновь в одной точке и изображение получается расплывчатым.
Хроматическая оберация (лат. отклоняться, заблуждаться) вызывается дисперсией белого света в линзах и призмах оптических систем глаза и проявляется в образе цветной каймы у изображения.
Мы привыкли, что объем предмета легко передать на бумаге с помощью света и тени. Однако и некоторые контурные рисунки , причем очень неожиданным образом ,создают нам впечатление объемности изображения , его глубины.
Двигательный Параллакс – сильная иллюзия глубины создается, когда передний план движется быстнее чем задний.
Иллюзия глубины – в двухмерном пространстве мы можем создать иллюзию глубины и объема, используя следующие средства: оперируя размером объектов, наложение объектов друг на друга, введением светотени и тона, перспективы.
- Восприятие пространства. Методы передачи пространства на плоскости. Виды перспективы.
- Ритм. Симметрия, асимметрия, равновесие в динамической композиции.
РИТМ
Основной вид существования материи.
Ритм – закономерное чередование элементов, их упорядоченное положение в пространстве.
Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция. Мозг не любит монотонности. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Ритм в отличие от мерности отличается динамизмом. Сбой в ритме – акцент, привлекает внимание, собирает элементы.
Виды ритмов:
- метрический (метр)
- направленный (к чередованию добавляются закономерные изменения расстояния, числа элементов в группе, изменения формы и размеров)
- повторение
- ритм с группированием
По характеру линий различают:
- прямолинейный ритм
- криволинейный
Равновесие (Соразмерность)
Понятие "равновесие" в изобразительном искусстве (равно как в дизайне) относится к принципам, то есть понятиям, которые просто обязаны присутствовать в работе в том или ином виде, вернее, во всех видах. Это вовсе не означает, что темного и светлого в работе должно быть одинаково... Нужна именно точка равновесия, определяющая баланс именно в конкретном случае. Пример, весьма отвлеченный от изобразительного искусства. Чашка кофе... Кофе, сахар, кипяток. Избыток сахара сделает напиток излишне сладким, недостаток сахара сделает кофе горьким. Недостаток воды сделает кофе излишне крепким, а избыток - слабым. Ну и тот же вариант с количеством самого кофе. Нужные пропорции продуктов определят тот самый неповторимый для вас (именно для Вас) вкус. Понятно, что если вы пьете кофе вообще без сахара, то любое, даже самое малое его количество окажется неуместным. Равновесие продуктов и есть та самая гармония (симпатия).
Так же и в остальном. Равновесие между работой и отдыхом, получением денег и их тратой... и т.д. Равновесие между необходимостью и свободой.
Пример из области веб-дизайна. Количество графики и текста на страничке. Недостаток графики придает тексту монотонность и некоторую скучноватость, эмоциональную невыразительность. Избыток графики отвлекает, мешает сосредоточиться на мысли, выраженной текстом. Одно дело, если у вас графика дополняет текст, иллюстрирует... и Совсем другое, если у вас текст служит пояснениями к картинкам. Пользуясь тем же принципом равновесия (точки баланса) будем считать, что для вступления в данной статье написано вполне достаточно, и переходим к основной части.
Формальное равновесие.
Это равновесие, определенное равными долями, полная симметрия. Горизонтальная, вертикальная, по тону, по цвету или еще как...
Динамика равновесия
По логике равновесие - это состояние покоя, образованное двумя качествами, взаимно уравновешивающими друг друга. При этом качества не обязательно должны быть одинаковыми (маленькое, но мощное по цвету пятно может уравновесить достаточно большую по форме, но безликую по цвету массу). В ограниченном пространстве, в формате листа или холста и само окружение может влиять на равновесие
Принцип равновесия.
Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Уравновешенность - равновесие между правой и левой частями изображения. Равновесие это носит динамический характер. В картине все - и динамическое, и статическое - выражает разные моменты движения, направленное движение и остановку, взаимодействие противоборствующих сил, - причем характер движения выражается посредством ритма. Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм.
Равновесие- это один из основных законов композиции.
Равновесие – это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не надо путать это понятие с простым равенством величен. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных соотношений отдельных частей между собой и целым. Если в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т.д.
Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости становится зрительно неуравновешенным. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия. В асимметричной динамической композиции значительно сложнее уравновесить композицию, так как художественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс, масштаб. Как ни странно, самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины – и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной.
Уравновешенность – основа гармонии в произведении
Равновесие – когда все элементы композиции сбалансированы между собой.
Ритм – «такт. мерность»
Симметрия и асимметрия
Симметрия (от греч. тождество, подобие, соответствие) – это соответствие фигуры относительно оси симметрии, точки или плоскости.
Асимметрия – нарушение равновесия, баланса
Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы – стремлению к устойчивости. Основная черта симметричной композиции – равновесие. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями. Во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие.
Ритм– это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Это средство отражает связь человеческой природы и деятельности, в том числе и творческой, с мирозданием...
Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощущает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, беге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмичными движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»).
Ритмы можно разделить на:
- метрический или монотонный (повторение без изменения);
- направленный (к чередованию добавляются закономерные изменения);
- повторение;
- ритм с группированием.
По характеру линий ритм можно разделить на прямолинейный и криволинейный.
Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (меняться форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда в ритме изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику.
Для метрических композиций характерна статика. Статика – это состояние покоя, равновесия. Ярким примером метрического ряда служит орнамент.
Хотя метрический повтор сам по себе уже закономерность, но это еще не гармония. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыке или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать количество элементов. С этой точки зрения и пять повторов еще не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же количество повторов переходит за шесть, семь, мы перестаем считать их, воспринимая элементы не в отдельности, а как группу.
Однако природа не терпит однообразия и монотонности. Нельзя найти двух одинаковых деревьев или двух одинаковых камушков - при всем своем сходстве и общих признаках они все-таки различаются определенными параметрами. Наше восприятие окружающей действительности устроено точно так же - нас раздражает монотонный стук падающих капель из крана, навевает скуку ровный, без изъянов и характерных деталей забор, выводит из себя бесконечно длинный и монотонный бразильский сериал со своими повторами сюжетной схемы помногу раз...
Поэтому любой ритм в дизайне следует изменять перед самой той границей, когда он начинает становиться монотонным. Все хорошо в меру, и эту меру хорошо бы знать или чувствовать. Самый простой способ постичь это - поставить себя на место зрителя.
Вполне возможно использования в композициях сочетания метра и ритма. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения. Казалось бы, используя одно и то же средство, нельзя добиться такого большого разнообразия решений. Но, например, художник В. Вазарели всем своим творчеством доказывает обратное. Каждая его работа своеобразна и неповторима.
Любой сбой в ритме привлекает внимание, нарушая ритм можно расставить нужные акценты.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.
Симметрия (от греч. тождество, подобие, соответствие) – это соответствие фигуры относительно оси симметрии, точки или плоскости.
Асимметрия – нарушение равновесия, баланса
Симметрия отвечает одному из самых глубоких законов природы – стремлению к устойчивости. Основная черта симметричной композиции – равновесие. Симметрия гармонична, но если всякое изображение делать симметричным, то через некоторое время мы будем окружены благополучными, но однообразными произведениями. Во многих случаях надо сознательно нарушать симметрию в композиции, иначе трудно передать движение, изменение, противоречие.
С симметрией мы встречаемся везде - в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию форм автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания, его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре , живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Простейший вид симметрии - зеркальная. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью на две половины так, чтобы эти половины при наложении друг на друга совпали между собой, имеет зеркальную симметрию. Такая симметрия присуща, например, человеческому телу, телам животных и многому другому. Зеркальная симметрия способствует созданию впечатления уравновешенности и покоя, так как она делает обе половины изображения равноценными для нашего взгляда.
Иной вид симметрии присутствует в фигурах, которые совмещаются сами с собой без помощи зеркального отражения, а посредством поворота вокруг некоторой оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Это - осевая симметрия, а число таких совмещений на протяжении полного кругового оборота фигуры называется порядком оси. Осевая симметрия может обладать порядком от второго и до бесконечности. Фигур с осевой симметрией бесконечно много, но все они четко организованы и равномерно распределены вокруг единого для них центра. Все углы поворотов должны быть равны. Осевая симметрия нередко встречается в природе и широко распространена в орнаментах. В первую очередь, к фигурам с осевой симметрией относятся розетки. Изображение, обладающее осевой симметрией производит впечатление движения, вращения вокруг своего центра.
Часто можно видеть розетки не только с осевой симметрией, но и с зеркальной. Подобные формы гораздо уравновешеннее и спокойнее предыдущих. Такая форма представляется более законченной, так как она не выражает вращения, а от ее центра расходятся равные элементы. Возможно поэтому розетки с двумя этими видами симметрии приобрели наибольшее распространение.
Вдоль некой линии могут быть равномерно расположены одинаковые мотивы. Так образуется линейный орнамент, или бордюр, при помощи параллельного переноса, который можно продолжить до бесконечности в обе стороны по направлению линии. Это - еще один вид симметрии: если мы весь орнаментальный ряд сдвинем вдоль осевой линии на один мотив, то каждая из фигур наложится на место соседней, то есть бордюр совместится сам с собой.
В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется паркетом (в дизайне - сетчатые орнаменты). Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию.
Виды симметрии – (зеркальная, поворотная, трансляционная, паркетная, комбинированная)