Иллюзии, связанные с особенностями «деятельности» мозга.
Оптические или зрительные иллюзии – это несоответствие окраски, формы или размеров объекта реальному состоянию.
Оптические обманы могут быть вызваны различными причинами: размерами, расположением, цветоми формой окружающих объектов, а также особенностями зрения смотрящего: его строением глаз и работой мозга.
Игра света и тени
Именно по тени мы можем распознать животное, объемное тело отличить от плоского. Тела животных имеют цилиндрическую форму и отбрасывают тень. Чтобы нарушить представление о тени используется противотеневая окраска: низ светлый, верх темный (рыбы, змеи). Человек использует это при раскраске боевых самолетов. Благодаря различной окраске частей какого-либо тела, мы можем воспринимать окраску как тень и делать вывод об объемности тела. И иногда видим НЕВОЗМОЖНОЕ.
Маскировка
· Маскировкабывает трёх видов:
· Мимикрия. Подразделяется на 2 вида:
· Подражание другому (мухи подражают окраске ос, палочники подражают форме веток и листьев, змеи в джунглях подражают лианам).
· Слияние с фоном. Копирование цветов и формы (камбала, хамелеон, морской огурец, бабочки, лягушки, львы).
· Деформирующий рисунок. Полосы и штрихи сильно нарушают форму (зебра, змеи, тигры). Контрастный рисунок сильно искажает форму на расстоянии.
· Противотеневая окраска.
Иллюзии колебания внимания
С подобными иллюзиями мы сталкиваемся при наблюдении очень малых объектов (например в микроскоп, см. фото) или крупных удаленных объектов с большим числом пересекающихся линий (каркасы зданий, пересечение проводов, пересечение арок зданий, решетки теплиц и т.п.).
Перевертыши
Летчики часто сталкиваются с проблемой определения, что перед ними: бугор или впадина.
Иллюзии движения
Движение глаз при осмотре некоторых картин вызывают у мозга восприятие их как движущихся объектов.
- Формирование объема на плоскости. Явление парадоксальности. Парадоксальные фигуры в формировании объема.
Создание объема на плоскости – иллюзия, которой добиться можно с помощью светотени.
Иллюзия пространства и объема объектов композиции – один из мощнейших инструментов дизайнера. Для убедительной и выразительной передачи ощущения пространства используются закономерности линейной и тональной перспективы. Объемная форма является более сложной, чем плоская, потому что она должна передавать пространственные свойства объекта (трехмерные) на двумерной поверхности. В основу положен механизм создания зрительного образа реального объекта в сознании человека при помощи глаза. Человеческое сознание интерпретирует реальные объекты в виде проецируемых плоских изображений на сетчатке глаза. Эти проекции изменяют свою форму и размеры в зависимости от расстояния до объекта и его ракурса, на чем и основывается принцип линейной перспективы.
Основные элементы линейной перспективы:
1. плоскость рисунка;
2. линия горизонта, или уровень глаз относительно плоскости рисунка;
3. точка схода (зрительный фокус) на линии горизонта;
4. точка наблюдения (положение, из которого наблюдатель смотрит на объект);
5. линии схода (образуют края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают ее положение в перспективе).
При проективном изображении объекта на плоскости рисунка форма этого объекта при изображении может быть:
Параллельной - параллельная перспектива (перспектива с одной точкой схода) характеризуется тем, что два измерения объемного тела, образующие фронтальную плоскость, параллельны плоскости рисунка. Третье измерение направлено к фокальной точке, которая выполняет функцию точки схода. ;
Угловой - угловая перспектива (перспектива с двумя точками схода) строится таким образом, что два измерения объекта находятся под углом к плоскости рисунка, а третье (вертикальное) измерение остается параллельным ей. Эти две расположенные под углом плоскости сходятся в направлении к двум точкам схода, которые получаются пересечением с линией горизонта сторон прямого угла с вершиной в точке наблюдения. Как правило, угловая перспектива подчеркивает объемность, или скульптурный аспект объекта.
Наклонной - наклонная перспектива (перспектива с тремя точками схода) строится таким образом, что все три измерения объекта находятся под углом к плоскости рисунка. Сам объект располагается значительно выше или ниже линии горизонта. Две плоскости сходятся в направлении к точкам схода, лежащим на линии горизонта, как в угловой перспективе. Третья плоскость сходится в направлении к фокусу, который оказывается ниже или выше линии горизонта. Фокус располагается на расстоянии от линии горизонта пропорционально величине угла, образуемого фигурой с плоскостью рисунка. Наклонная перспектива выявляет скульптурный аспект объекта и подчеркивает удаление объекта в глубину по отношению к уровню глаз. Это одна из наиболее сложных перспектив.