Цветовой круг. Ассоциативное и символическое значение теплых и холодных цветов.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.
Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие,...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные,...).
Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные,...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).
Очевидно, что различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций.
К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
б) интенсивность ощущения;
в) устойчивостьв пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура.
Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой проблемы.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.
Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества.
БЕЛЫЙ ЦВЕТсимволизирует чистоту, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. С белизной связано представление о явном, общепринятом, истинном. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте.
В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, со смертью. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.Цвет, отрицающий другие цвета и поглощающий свет. Символизирует смерть и печаль. Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь. В Японии черный - цвет радости. Еще одна важная характеристика черного – его великолепная сочетаемость с другими цветами. Черный буквально «преображает» прочие цвета, которые в комбинации с ним кажутся еще ярче.
СЕРЫЙ ЦВЕТ.
Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет – неподвижность, смирение.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Красный – это самый активный и самый бросающийся в глаза цвета, своего рода цвет-сигнал.
Оттенки красного влияют на нас, вызывая одобрение или, наоборот, неприятие, что зависит уже от темперамента человека.
Тёмный-пурпурный создаёт впечатление серьёзности и величественности, грации и достоинства.
Карминный красный ассоциируется с силой и властностью.
Цвет красной киновари – с разрушительной силой. Изжелта-красный с насилием.
Красный с синим отливом создаёт впечатление стабильности, твердости, уверенности.
Пастельный розовый – нежным.
Красно-коричневый воздействуют успокаивающе.
СИНИЙ ЦВЕТу многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении.
По Люшеру: «Тёмно-синий – это прежде всего покой, отсутствие какого бы то ни было волнения».
В отличие от «внезапного», резкого красного, синий цвет, как символ единства.
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ. Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
В христианстве зелёный цвет всегда считался цветом весны, надежды на воскрешение и бессмертия. Зелёный цвет обладает позитивным успокаивающим действием. Спокойный сам по себе, зелёный цвет вносит равновесие.
Василий Кандинский о зелёном цвете: «Абсолютный зелёный – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент. Перманентное отсутствие движения – вот что благотворно влияет на измученные человеческие души, но правда, после успокоения, кажется уже немного скучным».
Люшер упоминает среди основных качеств зелёного цвета твёрдость, постоянство и упорство. Они соответствуют таким чертам человеческого характера, как последовательность, уверенность в себе, самодостаточность и чувство внутреннего достоинства.
Обобщая, можно выделить следующие черты зеленого цвета – это упорство, сила воли, дремлющая энергия, а так же покой и гармония.
Жёлто-зелёный обладает активностью жёлтого цвета и поэтому кажется волнующим, живым,
почти навязчивым, тёплым, светлым, лёгким и безобидным.
Нейтральный зелёный, в котором в равном количестве присутствуют жёлтый и синий, спокойный
цвет сам по себе. И на окружающих он воздействует успокаивающе. Это цвет затаившихся возможностей – возможности быть пассивным, как синий, или напротив, энергичным, как жёлтый цвет. Но зелёный цвет сохраняет нейтралитет и поэтому остаётся статичным.
Сине-зелёный цвет, напротив, кажется холодным, замкнутым и почти недосягаемым.
Бирюзовый цвет самый холодный из всех цветов в спектре. Этот цвет лишен каких бы то ни
было чувств и эмоций.
Тёмный сине-зелёный цвет кажется более сильным, стойким и напряженным. Часто его
ассоциируют с такими свойствами человеческого характера, как упрямство и гордыня.
Цвет хвои (к сочетанию жёлтого и синего примешивается еще немного черного) – очень
серьёзный, вызывающий к себе уважение цвет – тот самый, который Люшер называл типично зелёным. Он производит впечатление стабильности и уверенности в своих действиях.
ЖЕЛТЫЙ — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ.Символизирует мистику, дух всемогущественности Бога и духовной любви, проявление прочих высших или потусторонних сил.
Фиолетовый цвет является сильнодействующим. Он означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, а также печаль, бедствие, старость, затмение.
Фиолетовый и лиловый обозначают один и тот же цвет. Фиолетовым называется смесь синего и красного, дающая немного темноватый оттенок. Светлый оттенок фиолетового называется лиловым или сиреневым (название происходит от арабского «лила», что значит «сирень».
«Фиолетовый – самый таинственный и самый загадочный из всех цветов. Он тесно связан с медитативным и мистическим мышлением, их тайны окутаны фиолетовой дымкой. Фиолетовый цвет печален, меланхоличен, но при этом полон достоинства.
Обобщим: фиолетовый цвет характеризуют следующие черты: чувствительность, изменчивость, эмоциональность. Чем темнее этот цвет, тем от строже, упрямее и таинственнее. Светлый оттенок фиолетового, т.е. лиловый более легкомыслен, доверчив и неустойчив.
- Образ в художественной деятельности. Специфика художественных эмоций.
Образ
в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне логического мышления - понятия, суждения и умозаключения. Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальный субстрат образа - соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой образа является художественный образ.
Художественный образ, всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле Х. о. — самый способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значности. В ряду других эстетических категорий эта — сравнительно позднего происхождения, хотя начатки теории Х. о. можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» — о свободном подражании художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствии. Пока искусство в своём самосознании (идущем от античной традиции) сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением и соответственно в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствам пластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями канона, затем стиля и формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника к материалу. Тот факт, что художественно преформированный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика (в т. ч. В. Г. Белинский) широко использовала категорию Х. о., соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму, умозаключению, доказательству, формуле. Универсальность категории Х о. с тех пор неоднократно оспаривалась, т.к. смысловой оттенок предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось, делал его неприложимым к «беспредметным», неизобразительным искусствам (в первую очередь, к музыке). И, однако, современная эстетика, главным образом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теории Х. о.как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства.