Дизайн и компьютерное моделирование. Выбор стиля, цветовой гаммы, композиции. Пропорциональность, функциональность, эргономичность.
Пропорциональность, функциональность, эргономичность.
Моделирование – процесс построения и использования модели. Под моделью понимают такой материальный или абстрактный объект, который в процессе изучения заменяет объект-оригинал, сохраняя его свойства, важные для данного исследования. Компьютерное моделирование как метод познания основано на математическом моделировании. Математическая модель – это система математических соотношений (формул, уравнений, неравенств и знаковых логических выражений) отображающих существенные свойства изучаемого объекта или явления. Очень редко удается использовать математическую модель для конкретных расчетов без использования вычислительной техники, что с неизбежностью требует создания некоторой компьютерной модели.
В настоящее время мы наблюдаем все более массированное применение технологий виртуального прототипирования, т.е. процесса создания виртуальной (электронной) модели объекта, предназначенного для последующего производства, ее всесторонней оценки на этапе наличия виртуального прототипа (например, безопасности, функциональности, технологичности и т.д.), оптимизации технологических процессов его изготовления. Немаловажным также, является и внешний вид изделия, его формы, характеристики - дизайн. Дизайн - это новая область применения компьютерной графики.
Дизайнерская часть общего цикла производства включает в себя:
концептуальное моделирование, т. е. предварительную разработку нескольких вариантов изделия, в результате которой появляются "трехмерные наброски";
создание компьютерных "рисунков", представляющих собой ортогональные проекции будущего изделия (при традиционном дизайне такие рисунки могли бы служить конечным результатом работы);
собственно моделирование: трассировку рисунков, то есть создание с их помощью трехмерных объектов, а затем - построение поверхностей по этим объектам;
оценку таких свойств моделируемых объектов, как кривизна, непрерывность кривизны, распределение бликов и т.д;
задание "материалов" (то есть оптических свойств поверхностей), выбор и расстановка источников света, задание свойств окружающей среды, выбор фона - все это заканчивается просчетом построенной таким образом сцены с высокой степенью фотореализма;
передачу трехмерной модели объекта (вид которого наглядно представлен, оценен, согласован и утвержден) в САПР для дальнейшей разработки внутреннего устройства объекта, конструкторских расчетов, оформления чертежной документации и т.д.
Для дизайнера трехмерная модель - всего лишь предварительная конструкция, на основе которой получаются фотоизображения. При этом, нужно заметить, реально процесс разработки нового изделия происходит в режиме тесного сотрудничества конструкторов и технологов и содержит обратные связи, что позволяет еще на этапе дизайнерской разработки (а не при уже готовом изделии) довести модель "до ума", а это делает применение компьютерных технологий жизненно важным для будущего изделия.
ВЫБОР ЦВЕТА
Цветовая гамма проекта играет большую роль. Некоторые цвета влияют на человека негативно, некоторые позитивно. Не зависимо от назначения, тематики и прочих факторов, проект должен быть уникальным в своём цветовом решение, соответственно легко запоминаться и выделяться среди всех остальных ресурсов.
При выборе цветовой гаммы важно:
Использовать в идеале не больше трех различных цветов. Если их количество больше, возникает проблема сочетания, решить которую порой бывает очень сложно.
Выбирать только сочетаемые цвета. Можно ориентироваться на природные решения, а можно использовать специальные сервисы для подборки цветов. Примите во внимание, что близкие по тону цвета лучше вместе не использовать. Аналогично можно сказать и об очень отдаленных цветах.
Следует избегать чрезмерного использования ярких вызывающих цветов (ярко-зеленый, желтый и т.д.), поскольку они могут раздражать зрение и быстро утомить глаза Ваших читателей. Конечно, эти цвета использовать стоит, но только к месту и, зная меру.
Не забывайте о цветовом сочетании при вставке баннеров на страницах. Если имеется возможность на то возможность, для своего сайта подбирайте подходящие по цвету баннеры.
Сочетание фон-текст. Здесь важен контраст: на светлом фоне темный текст и наоборот. Зеленые буквы на желтом фоне покажутся каждому неуместными и нелепыми. Для размещения текста большого размера лучше выбрать светлый фон.
Для выделения какой-то важной области можно выбрать яркий цвет, который больше нигде не встречается. Таким образом, Вы привлечете внимание к желаемой цели.
Используйте цвет для того, чтобы выразить позицию сайта. Контрастные и яркие цвета помогают отобразить динамичность, а спокойные – мягкость и размеренность. Кроме того, выбирая основной оттенок для сайта, Вы можете обратиться к значениям того или иного цвета.
Сайт обновить можно и самому, но для смены облика Вашего дома рекомендую обратиться к мастерам своего дела. Отличным выбором будет "Магазин ремонта", сотрудники которого осуществляют ремонт квартир под ключ за умеренную плату, быстро и качественно.
Цвет и цветовой тон
Цвет - это воспринимаемая сетчаткой глаза область светового спектра, видимая часть света с длинами волн в диапазоне от 400 до 700 нанометров.
Всё, что нас окружает, не имеет в действительности никакой окраски. Просто у всех предметов разная способность отражать и поглощать свет, в результате чего мы видим отражённый телами или средами часть света, но уже с другим спектром волн.От белых предметов отражается любой цветной свет. Освещённые красным светом, они кажутся красноватыми; зелёным светом - зеленоватыми. Серые предметы отражают света меньше, чёрные - ещё меньше. Световые волны разной длины, отражаемые или поглащаемые освещённым объектом, воспринимаются как различные цвета.
Отсутствие света воспринимается как чёрный цвет; белый цвет содержит полный спектр в равных пропорциях.
Цвет не только воспринимает глаз человека, но и затрагивает его эмоции. Что может быть красивее заката у побережья тёплого моря? Представили? А теперь представьте, что Вы не воспринимаете цвета, всё вокруг чёрно-белое, или 256 оттенков серого. Это всё равно, что иметь чёрно-белый монитор.Каждый цвет имеет свой тон, т.е. определенную степень светлоты.
Понятие "тон" тесно связано с понятием "форма", ведь свет, будучи отраженным от разных поверхностей объекта по разному, образует тональные соотношения, воспринимаемые нами в виде визуальной иллюзии с названием "форма объекта". И поэтому любую форму можно построить цветом определенного тона.
Чем большее количество света отражает предмет, тем он кажется белее, а чем больше поглощает, тем он кажется темнее.
Разница между понятиями тона и цвета в том, что цвет воздействует на наши чувства и эмоции, а тон - на разум. В природе не существует материала, отражающего или поглощающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально чёрного цвета.
При изменении цветового тона изменяется и восприятие цвета - его изменение в среде будет иметь один вид, а в нашем сознании - другой. Потому, что даже очень плоскостную среду мы склонны представлять прежде всего в виде пространственной иллюзии, и только потом свести до состояния плоскости.
Под насыщенностью цвета следует понимать его максимальную цветовую составляющую. Среда и другие источники света будут менять это значение в ту или иную сторону (темнее, светлее или получение дополнительных оттенков).
Количество цвета в определенном участке среды определяет насыщенность цвета, яркость цвета определяет дополнительный фактор в виде взаимодействия конкретного цвета с белым или другим, дающим в сумме белое свечение.
Сетчатка глаза имеет так называемые палочки и колбочки, при этом палочки отвечают за восприятие тона, а колбочки за восприятие цвета. У разных людей соотношение палочек и колбочек различно, поэтому и воспритие совершенно различается. Одни люди больше воспринимают цвет, а другие - форму.
У мужчин преобладают палочки, а у женщин - колбочки. Поэтому, для женщин большее значение имеет цвет, следовательно - настроение; а для мужчин форма, значит - содержание
Психологическое воздействие цвета
Любое восприятие, в том числе и восприятие цвета, определяется работой мозга, поэтому у разных людей разное видение красок, разное ощущение гармонии.
Мозг человека в жизненном цикле создаёт ассоциации. При этом внешние раздражители, вызывают порой очень сильные реакции. Всё в нашей жизни с чем-то ассоциируется. Перламутровый цвет автомобиля, натуральный цвет красного дерева, металлический цвет домашней радиотехники внушают доверие, подчёркивают индивидуальность. Золотой блеск светильников придаёт помещению торжественность, пастельные тона - лиричность.
Наша эмоциональная реакция на цвет невероятно сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей наших глаз, от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.
В восприятии цвета немалую роль играет жизненный опыт. Нас научили, что розовый цвет — для новорожденных девочек, а голубой — для мальчиков, что белое платье невесты свидетельствует о ее чистоте и невинности, что красный цвет на уличном переходе приказывает остановиться.
Красный цвет вызывает раннее развитие и половое созревание, увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяного давления и учащению пульса. Этот цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Наверное Вы не один раз видели кафе быстрого питания, типа "Макдональдс", выкрашеные в красный? Этот цвет активирует слюнные железы, что приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас есть больше, а затем быстрее уйти из него.
Красный цвет ассоциируется с возбуждением, энергией, страстью, желанием, скоростью, прочностью, мощностью, теплом, любовью, агрессией, опасностью, огонём, кровью, войной, насилием, агрессией, силой, игрой, успехом, всем интенсивным и страстным. Он побуждаетлюдей к быстрым решениям, наполняет энергией и храбростью, дает ощущение силы, благодаря которой можно выполнить намеченное - многие политики об этом знают, поэтому носят красные галстуки.
Красный цвет вызывает сильнейшие эмоции, и страсть в том числе. Этот цвет захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
Оранжевый - вызывает лёгкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению, половой активности, увеличению притока кислорода в мозг, усиливает творческую активность, повышает иммунитет. Оранжевый цвет образован при смешении красного с желтым, поэтому в нем присутствуют качества обоих цветов.
Он обладает энергией и жизненной силой красного и, как и желтый, создаёт ощущение счастья. Он понуждает к спонтанности и удовольствиям, обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.Ассоциации - энергия, баланс, тепло, энтузиазм, оживление, экспансивность, пышность. Оранжевый цвет издавна использовался на флагах и гербах как демонстрация силы, выносливости и успеха.
Желтый цвет стимулирует умственную деятльность иуспокаивающе действует на душевнобольных - вот почему психиатрические лечебницы окрашивают в жёлтый. Вызывает радость, счастье, оптимизм, идеализм, надежду. Ассоциируется с воображением, солнечным светом, летом, золотом, философией, мошенничеством, малодушием, предательством, ревностью, жадностью, обманом, болезнью, риском, мудростью, интеллектом, воображением и склонностью к спонтанности. Желтый цвет мгновенно регистрируется мозгом, стимулируя его работу и нервную систему - "Внимание!", недаром многие дорожные знаки выполнены на жёлтом фоне.
Он способствует быстрому и четкому мышлению.
Учёные выяснили, что наиболее различимой комбинацией цветов является черный шрифт на желтом фоне и именно такое сочетание наилучшим образом удерживается в памяти.
Желтый "оживляет" другие цвета, превращая горячие гаммы в ослепительные и возвращая прохладные цвета к жизни. Кроме того, золотой цвет, как один из оттенков желтого, означает светящуюся, излучающую свет материю - посмотрите на иконы, на золотые нимбы святых - они придают им особой святости.
Зеленый - промежуточный цвет между жёлтым и синим, связан с представлениями о жизни и росте, расслабляет и успокаивает, воспринимается непосредственно сетчаткой глаза без какой-либо рефракции, обладает целительными свойствами, способностью успокаивать и освежать. Чем больше приглушен зеленый цвет, тем выше его успокаивающие свойства, поэтому стены больниц красят в цвета морской пены. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Ассоциации - природа, восстановление, молодость, бодрость, весна, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, зависть, неудача, экологическая чистота. В конце концов это цвет денег!
Голубой цвет снижает кровяное давление, приводит к снижению частоты пульса, дыхания и успокаивает. Когда я вижу голубой или цвет морской волны, на ум приходит небо и спокойное море. Он идеально подходит для выражения откровенности, внушает лояльность, доверительность и уважение, символ верности, надежды и веры. Голубой цвет ещё ассоциируется со сладким вкусом. Дорогие автомобили часто имеют цвет синей или серебряной ночи, что символизирует власть и успех.
Синий - указывает путь к чему-то высокому и духовному, всегда холодный и пассивный, подавляет аппетит. Ассоциации - мир, спокойствие, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, лояльность, небо, вода, холод, технология, депрессия.
Фиолетовый цвет - игривости, импульсивности и мечтательного состояния, возбуждает действие сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Пурпурный ассоциируется с духовностью, благородством, церемонией, непостижимостью, преобразованием, мудростью, просвещением, жестокостью, высокомерием, богатством, царственностью, компромиссом. Он выражает власть, страсть, чувствительность и роскошь. Исключительность пурпурных композиций объясняется тем, что в них сочетаются возбуждающие свойства красного со спокойствием голубого.
Розовый цвет пассивен, он успокаивает и смягчает эмоции, способствует пищеварению, понижает злобность и агрессивность. Не зря говорят, что оптимисты смотрят на мир "сквозь розовые очки", также всем известна выражения "розовые мечты", "жизнь в розовом цвете". Ассоциируется с нежностью и женственностью.
Серый - нейтральность. Редко случается, что кто-то или любит, или ненавидит этот цвет. Серый цвет не кричит о себе, что он лоялен и заслуживает доверия. Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства, в нём не хватает тепла, что делает его отстраненным и торжественным. Он наводит на мысль о небоскребах, церквях и кладбищах, внушает ощущение успеха и надежности. Ассоциации - безопасность, надежность, интеллект, степенность, скромность, достоинство, завершенность, твердость, властность, богатство, зрелость, мудрость, прогресс, безпристрастность, высокомерие, профессионализм, скорость, консерватизм, практичность, старость, печаль.
Коричневый - цвет земли и древесных стволов, он будит воспоминания о камине и доме, а потому связан с представлениями о комфорте. Ассоциации - земля, очаг, дом, на открытом воздухе, надежность, удобство, выносливость, устойчивость, искренность, простота и удобство.
Белый цвет символизирует истину и справедливость. С детства мы знаем, что "рыцарь в белом" всегда придет на помощь, а в старых добрых вестернах хорошие парни всегда носили белые шляпы, а плохие — черные. Многие из Вас считают, что белый — это отсутствие цвета, неправда, у него оттенков больше, чем у какого-либо другого цвета.
Он означает также пространство, работает как замечательное равновесие между цветами. Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, добродетельностью и верностью, вспомните одеяние невесты на свадьбе, а также с богатством, добром, истиной, льдом, почтением, чистотой, простотой, миром, смиренностью, точностью, невиновностью, молодостью, рождением, зимой, снегом, стерильностью, браком, смертью (Восточные культуры). В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.
Черный - это цвет тайны. Многие верят, что мир может исчезнуть в черной дыре, а если черный кот перейдет дорогу, то жди беды. Порождаемое черным цветом впечатление наделено огромной силой. Дорогие лимузины и правительственные автомобили обычно черного цвета, это призвано внушить, что находящиеся в машине — важные персоны.
Это подавляющий цвет, он ассоциируется со смертью и тьмой, создает тревожное ощущение неизвестности, выражает мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайну, страх, зло, анонимность, недовольство, глубину, стиль, печаль, раскаяние, гнев, уважение, траур, смерть. В геральдике черный цвет — символ скорби.
Все эти ассоциации следует использовать при оформлении сайта.
Если посетителя нужно зарядить энергией, взбодрить его, мотивировать, используйте сильные оттенки.
Если нужно создать мирную атмосферу, лучше использовать пастельные тона, ослабить агрессивные цвета.
Тёплые цвета, как правило, вызывают бодрое настоение - их часто называют активными; холодные, наоборот, успокаивают.
Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.
WEB-дизазайнер, желающий донести свою мысль до аудитоии, должен понимать, что восприятие цвета с учётом псиологии, культурных особенностей и пола не менее важно, чем технические аспекты.
Например, если Вы хотите сделать дизайн сайта группы, играющей тяжёлый рок, лучше всего особенности этого музыкального жанра передаются тёмной, тяжёлой цветовой гаммой. Металлисты ассоциируются с тьмой, хотя могут использоваться и яркие цвета.
И наоборот, сайт камерного оркестра классической музыки сделанный в той же палитре, не сможет донести утончённость и лёгкость классической музыки.
Цветовая гамма страницы дает возможность выделить наиболее важные части страницы, например, навигационные элементы, содержательные блоки, акценты, взаимосвязи и т.д. Для большинства людей цвет играет роль подключения их внимания к объекту, или же наоборот - отключения внимания от оного.
Посетители сайта, знают ли они это или нет, реагируют на цвета и другие визуальные элементы на вашем сайте на бессознательном уровне.
С помощью цветовой гаммы, посетитель вникает в идею вашего сайта - то ли здесь можно найти информацию, то ли развлечься, или же здесь продаются товары или услуги.
Модель RGB. Основными цветами при построении любой гаммы являются красный, желтый и синий. Смешением этих трех цветов можно получить любой другой цвет или оттенок. Красный и желтый дают оранжевый, желтый и синий дают зеленый, синий и красный дают фиолетовый. Каждый основной цвет имеет дополнительный производный. Красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый.
Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией понимается целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.
Задачей композиционного построения является распределение рекламного материала таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтобы наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ
1. Линия
Линия – это многозначное понятие. Она определяется как черта, которую проводят на плоскости карандашом. Применительно к моде линий называют характер, стиль дизайна. В геометрии под линией понимают ряд связанных точек. Линии могут быть прямые, изогнутые, ломаные, наклонные, горизонтальные, вертикальные, диагональные, пунктирные или комбинированные. В дизайне линии имеют определенные визуальные эффекты:
направляющий – линии создают движение глаз (вверх-вниз, из стороны в сторону, по спирали и т.п.);
деление и объединение;
психологический (различные виды линий соответствуют определенным эмоциональным состояниям).
Благодаря перечисленным выше свойствам, линии способны создавать эффекты оптических иллюзий.
Линия, будучи связанной с формой, создает структуру или очертание композиции, а также определяет зрительный путь по ней. Зачастую линия может подчеркнуть основной посыл композиции даже больше, чем ритм или цвет. Линия, лежащая в основе круга, овала, треугольника и других форм, определяет форму и размер законченной композиции. Зачастую фактическая форма индивидуальных элементов используется для создания линий всей композиции. Линия может быть: вертикальной, придающей драматические нотки; горизонтальной, выражающей спокойствие; диагональной, подчеркивающей неопределенность и изогнутой, изображающей грацию. В дизайне может быть одна линия или их комбинация с одной доминирующей.
Форма
Все предметы окружающего мира имеют форму – объемно-пространственную характеристику предмета.
Виды форм:
геометрические (круг, овал, прямоугольник, треугольник и т.д.) – легко измеряются и просчитываются математически;
природные (ракушка, лист, рыба, цветок) – создаются природой, живые, движущиеся, изменчивые;
искусственно-абстрактные – случайные формы, созданные человеком.
3. Пространство
Во всех композициях очень важным декоративным элементом, который позволяет управлять ритмом композиции является пустота, пространство. Пространство – это область и элементы трех измерений одной дизайнерской композиции. Пространство позволяет увидеть и оценить по достоинству каждую составляющую, одновременно придавая единство всей композиции. Если пространство перегружено, глазу будет трудно найти главную часть и ритм дизайна. В дизайне существует понятие позитивного и негативного пространства. Позитивное пространство- это такое пространство внутри композиции, которое занимают различные материалы. Негативное пространство – это пустое пространство вокруг элементов, позволяющее увидеть отдельные элементы композиции.
4. Текстура и фактура
Текстура – видимый рисунок поверхности. Текстура может быть очень разнообразной и часто создает определенные эффекты в композиции. Но чаще дизайнеры работают с фактурой.
Фактура – строение, характер поверхности: гладкость, шероховатость, рельефность. Это строение поверхности, свойственное ей от природы или в процессе обработки. При неумелом использовании фактуры могут спорить, уничтожать красоту друг друга. Благодаря использованию различных фактур разбивается монотонность рекламного сообщения.
5. Цвет
В мире рекламы и дизайна цвет играет очень важную роль. Психологи утверждают, что 60% ее успеха зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции. На Западе давно начали изучать особенности воздействия цвета на потребителей. Ассоциация цвета США (Color Association of US) была создана ещё в 1915 году.
Занимались изучением этого явления многие, но пожалуй наибольшую популярность в СНГ приобрел профессор Макс Люшер – классик цветового жанра. Всемирно известный швейцарский психолог и психотерапевт родился в 1923 году. В 16 лет начал посещать лекции и семинары по психологии и философии в университете Базеля. Будучи студентом, он понял, что цветовая диагностика является не только наиболее простым и удобным методом оценки по сравнению с вербальными тестами, но и дает возможность получать более интересные результаты. Он разработал свой цветовой тест еще в 40-х гг. В течение шести лет Люшер изучал цветовые предпочтения почти 37 000 людей с разными психо-эмоциональными особенностями. Таким образом, он протестировал более 4500 разных оттенков.
В 1949 году, после защиты диссертации “Цвет как инструмент психодиагностики”, его идеи получили международное признание. Тест Люшера был переведен на 29 языков, а книги стали бестселлерами. На протяжении сорока лет он занимается исследовательской и преподавательской деятельностью в университетах Западной и Восточной Европы, США и Австралии, а также консультирует ведущие международные компании, медицинские центры и рекламные агентства.
Цветовые решения отечественной рекламной продукции далеки от совершенства, похоже настал час серьезно заняться изучением цветовых предпочтений потребителя: для начала хотя бы путем выявления устоявшихся стереотипов, которые в пост перестроечную эпоху существенно изменились. Красный, к примеру, уже не будет столь актуальным, а вот желтый, в связи с ростом благосостояния народа, похоже станет на ступень выше. Но все относительно: в Америке красный цвет не будет раздражать, многие используют его в рекламе своей продукции, например компания Coca-Cola, и только выигрывают от этого.
Считается, что цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая, потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров. Она заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может, благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Серьезной проблемой для создателей рекламы является правильность выбора. Отдельно взятые цвета в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, основывающиеся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.
У каждого народа есть универсальные цвета, можно сказать, занимающие главенствующие позиции, но если говорить об определенных целевых группах потребителей разных стран, то чтобы добиться эффективности рекламы, необходимо исследовать уровень жизни, характер, и в каждом конкретном случае делать вывод о цвете, который будет более выигрышным.
Символика цветов разных стран различается, например:
Красный: в Америке - любовь; в Китае - доброта, праздник, удача; Россия - высокая активность, агрессия, борьба; Индия - жизнь.
Жёлтый: Америка - процветание; Россия - солнечность и разлука; Сирия - траур, смерть; Индия - великолепие; Бразилия - отчаяние.
Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус "сладкого розового цвета", слышим "кричаще-красный", ощущаем "воздушно-белый", слышим запах "зелени". Сфера использования цветов сильно расширилась в последнее время. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы и теперь используются более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, в журналах и фотографии, но, прежде всего, в рекламе.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ
С точки зрения дизайна рекламы наиболее универсальными и полными являются следующие принципы:
1. Принцип целесообразности
Принцип заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творчески и процесс переработки материала в художественную форму.
Принцип единства
Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу, сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементам и произведения).
Элементы будут лучше отвечать принципу единства, если они родственны по форме, размеру, текстуре, цвету и направлению.
Внешние границы. Границы внутри рекламы, или, как их называют, "коробки", также подчеркивают единство, если они имеют одну толщину, цвет или оттенок. Читатель видит сходство и мысленно связывает элементы.
Белое пространство, умело расположенное по периметру рекламы, начинает играть роль границ и тоже подчеркивает единство рекламы. Если же дизайнер сконцентрирует белое пространство в центре рекламы между элементами, то оно будет выражать деление рекламы на отдельные куски и нарушит единство. Белое пространство, вынесенное на края рекламы, не следует располагать в виде полосы, одинаковой по глубине со всех сторон. Белому пространству в этом случае желательно придать неопределенную форму, чтобы соблюсти пропорции.
Ось является лучшим средством укрепления единства рекламы. Она может быть видимая или воображаемая (лучше последняя). В рекламе используются две, три и более осей, которые проходят вертикально и горизонтально. Ось проходит через всю рекламу и образует нечто вроде базы, вокруг которой группируются элементы. Какой-то элемент или даже большинство их, могут пересекать ось. Но при этом ось не должна терять своего объединяющего свойства.
Метод трех точек. Трехэлементная композиция отличается большей пропорциональностью, чем двух- или четырехэлементная.
Особые трудности соблюсти единство возникают, когда реклама располагается на двух страницах. Здесь следует дать несколько советов:
Используйте на обеих страницах один цвет, один стиль и один шрифт.
Проведите ось на левой странице, но подчините ее элементы правой.
Заголовок может пересечь сгиб и захватить вторую страницу, при этом сгиб должен проходить через промежуток между словами, а не между буквами.
Картинка может распространиться на обе страницы, но нужно, чтобы сгиб не приходился на важные элементы. Нельзя, например, чтобы сгиб проходил через лицо главного персонажа рекламы.
Проведите рамку вокруг всей рекламы, через обе страницы, не обращая внимания на сгиб.
3. Принцип доминанты
Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты – смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е., располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.
4. Соподчинение частей в целом. Группировка
Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.
5. Принцип динамизма
Движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а, следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине – по диагонали, по кругу, лучевое, S -образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.
6. Принцип равновесия
Уравновешенность частей в рекламном сообщении – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.
Когда реклама "уравновешена", она находится в состоянии внутреннего покоя, хотя элементы ее: картинка, фотография, заголовок и текст могут быть очень динамичны.
Выделяют два вида уравновешенности:
формальный (симметричным) – каждый элемент одной стороны рекламы соответствует по форме и размеру элементу на другой стороне Элементы, заходящие за воображаемую вертикальную линию, располагаются симметрично относительно этой оси. Этот вид уравновешенности продолжает существовать в рекламе, особенно в строгой рекламе,
неформальный – оптическое равновесие тоже выдерживается, но оно достигается более сложными методами.
Не следует дизайнеру забывать и о взаимосвязи между верхней и нижней частью рекламы. Все элементы рекламы должны образовывать уравновешенную композицию, причем оптический центр — точка чуть выше и левее геометрического центра - должна быть центром рекламы.
Большие и черные элементы имеют больший "вес" нежели мелкие и серые. Гораздо больше привлекают также и элементы необычной формы по сравнению с элементами обычной конфигурации, цветные элементы по сравнению с черными и белыми элементами.
Иногда дизайнер умышленно нарушает равновесие, чтобы сделать рекламу заметной.
7. Принцип гармонии
Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино, в единое композиционное целое.
8. Принцип пропорциональности
Для рекламного дизайнера пропорции создаются соотношениями размеров, т. е. отношениями ширины рекламы к глубине, ширины элемента к глубине элемента, размера площади одного элемента к размеру площади другого, величины промежутка между двумя элементами и величиной промежутка между одним из них и третьим элементом.
Чтобы добиться надлежащих пропорций в рекламе, дизайнер располагает промежутки таким образом, чтобы глаз не улавливал стандартные математические отношения. Обычно дизайнер избегает деления рекламы на две, три или четыре равные части.
Греки дали образцы пропорционального деления пространства. Отношение ширины к глубине приблизительно составляет 3 : 2, или лучше 5 : 3. Квадрат с его одинаковыми сторонами не является наилучшим конструктивным элементом в сравнении с прямоугольником с двумя различными размерами. Если все-таки попадается квадрат, то дизайнер может "растянуть" его по горизонтали или вертикали, проведя в нем горизонтальные или вертикальные полосы или линии.
Если дизайнеру дали вертикальный прямоугольник, то он делит его горизонтальными линиями на несколько полос.