Целостность или неделимость композиции.

Первым правилом является правило неделимости, или целостности. Неделимость выражается в нахождении такого композиционного решения, при котором из изображения ничего нельзя изъять, к нему ничего нельзя добавить или передвинуть в изображении без ущерба для целого.

Целостность композиции выражается в нахождении связей между элементами изображения. При нахождении структуры композиции необходимо сначала найти сочетание основных пластических масс изображения, в силуэты которых могут войти детали. Разработку деталей допускается проводить лишь после определения соотношения основных частей композиции - её структуры.

Типичной ошибкой является взаимная неуравновешенность частей изображения. Часто встречается недостаток, выражающийся в распаде композиции на две или несколько частей, каждая из которых может существовать самостоятельно. В данном случае ошибка заключается в неумении найти конструктивные связи, объединяющие различные части.

Выразительность композиции

Выразительность как воздействующее средство композиции проявляется главным образом в умении пользоваться контрастами. Сущность контраста заключается в противопоставлении двух соотносящихся свойств, качеств, особенностей.

Композиционный центр

Композиционный центр может быть выделен:

· контрастом света и тени

· контрастом цвета

· размером

· формой

Часть произведения, которая выражает главную мысль его содержания, является композиционным центром..

Композиционный центр выделяется прежде всего местоположением на изобразительной плоскости, освещённостью, цветотональными контрастами, колоритом, моделировкой объёма элементов изображения и другими средствами.

Выделение композиционного центра обусловлено особенностями зрительного восприятия человека, который, как правило, фиксирует внимание на сильнодействующем "раздражителе". Когда человек смотрит на какой-либо объект, зрение фиксируется на этом объекте, но глаз чётко видит площадь изображения только в определённом радиусе, так называемом поле ясного видения. Вне поля ясного видения человек смутно различает предметы и может увидеть их достаточно ясно только при изменении фокуса зрения, если переведёт взгляд на другие объекты или предметы.

Размещая определённым образом композиционный центр, определяется процесс восприятия произведения, который начинается, как правило, с восприятия композиционного центра.

Структура композиции

Для создания эстетически полноценного композиции необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с формой.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры. В интересах целостности композиции надо уметь показать, что форма развивается не случайно, а закономерно. В этом случае, например, активная наклонная линия должна найти развитие и поддержку в других элементах структуры композиции.

При структуре, основанной на размещении элементов вокруг единого центра, все связи элементов равноудалены от центра и осуществляются по условной сферической поверхности. Если пренебречь этой закономерной данной структуры и соединить два элемента прямой линией, нарушится целостность всей структуры. Гармоничная связь в такой системе возможно лишь по дугам или радиусам.

Таким образом, важным условием целостности объемно-пространственной структуры является ее общая упорядоченность. Только упорядоченность, т. е. сознательно или подсознательно прочитываемый принцип строения, делает структуру гармоничной.

Психология в дизайне

Основной процент получаемой человеком информации воспринимается зрением. По статистике, воспринимается 83% информации зрительно. о!). А изображение может нести в себе ничуть не меньше (а иногда и больше) информации, чем текст. Психология проявляется в том как заставить дизайн нести тему страницы.

Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И, сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение. Задача дизайнера - помочь ему в этом. Построить твердый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевернутый текст. Это простая преграда для его восприятия, и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации.

Наши рекомендации