Метод структурного моделирования
Свободная (непредубежденная) компоновка первичных модульных элементов в разнообразные по конфигурации и связям системы и структурные комплексы. Метод структурного моделирования используется при поисках и разработке гибких, открытых для развития систем, обладающих композиционной способностью «присоединяемости».
Метод сценарного моделирования
Литературно-графическая форма раскрытия существа проектируемого объекта. Сценарий должен отражать будущее состояние системы, логическую последовательность ее формирования, развертывание шаг за шагом отдельных ситуаций (мизансцен).
Метод сценарного моделирования обычно применяется:
а) до построения «дерева целей» для выявления возможных будущих состояний системы, чтобы правильно и точно сформулировать отдельные цели и подцели;
б) при разработке плана и программы для демонстрации отдельных проектных шагов, с помощью которых достигаются цели;
в) для эффективного выполнения решения, включенного в программу.
Метод случайностей и ассоциаций
Сознательное использование случайных находок, возникших при генерировании ассоциаций заданного объекта проектирования с различными признаками произвольно выбранных объектов - «синонимов» - для последующей наработки новых проектно-творческих идей.
Творческий метод
Закономерности создания художественных образов среды, структура организации профессионального мышления. В отличие от стиля воплощает закономерности построения самих архитектурных и средовых объектов и с этих позиций метод и стиль соотносятся как путь исканий и их итог. Творческий метод может быть авторским, принадлежать группе авторов, определенному времени, направлению и т.д.
Метод «сенектики»
Проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность в методе «сенектики» вызывается внутренними причинами или пробуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно.
«Штучный метод»
Дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образцов или разработки новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип деятельности дизайнера в этом случае не всегда формулируются методически и не оформляются документально, однако это не означает, что их нет.
«Ликвидация тупиковых ситуаций»
Метод расширения области творческого поиска или выбора новых направлений решения проектной задачи в случае, если очевидная область не дала приемлемого результата. При «Ликвидация тупиковых ситуаций» проектировщик ориентируется на те участки пространства поиска, которые первоначально были исключены на основании ошибочных или утративших силу предположений о приемлемости возможных решений.
Комбинаторика
Метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по разному использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. Благодаря комбинаторике мир окружающих нас форм не только бесконечно разнообразен, но и экономно устроен, т.к. многие из них есть производное от сочетаний одних и тех же элементов.
- Понятие о стиле. Стили в дизайне. Стили в веб-дизайне.
Понятие стиля
Стиль – это обобщенный образ, единство средств художественной выразительности и творческих приемов дизайнера. Можно говорить о разных стилях: ретро и модерне, минимализме и готике, однако все равно четких границ между стилями, как и отрезками времени, в которые они появились, не существует.
Стиль - это язык проекта или композиции и, как живой язык, он перенимает отдельные слова из других направлений. Отсюда рождается переплетение стилей, их родство. Естественно, что во всем нужно соблюдать определенную норму, и в заимствовании тоже. Ведь, в лучшем случае, можно создать эклектику, смешивая стили, а можно получить абсолютную безвкусицу – кич.
Именно наличие баланса во всем и определяет понятие «стиля». Единственное, что можно утверждать с уверенностью, так это то, что «универсального» или «идеального» стиля не существует. Он постоянно преобразуется, адаптируясь к веяниям своего времени.
На сегодняшний день стилей в графическом дизайне существует великое множество, все и не перечислить. Мы же рассмотрим стили в изобразительном искусстве, которые оказали большое влияние на формирование стилей в современном дизайне рекламы. Для чего нужна классификация стилей в полиграфии? Ответ лежит на поверхности: часто возникает недопонимание между заказчиком и дизайнером или художником на этапе согласования проекта, по причине того, что в один и тот же термин вкладываются разные понятия.
Намного эффективнее происходит работа, если заказчик делает конкретный запрос на стиль визитки, например. Дизайнер, изначально зная основные характеристики желаемого стиля, сразу начинает работу в нужном направлении. Стоит ли говорить об экономии времени и денег заказчика?
Стили в дизайне
Классика
Графический дизайн в классическом стилеоснован на строгих канонах: четкость, лаконичность, стройность и логичность. Используются только типологические черты образа. Классика всегда вне времени и сегодня также популярна. В этом стиле исполняются визитки, календари и прочая офисная полиграфия. Элементы классического стиля: строгие рамки, «лоснящиеся», блестящие градиенты, различные декоративные элементы. То касается цветовых решений классического стиля, то, как правило, это насыщенные и яркие оттенки в сочетании с серебряным или золотым цветом.
Ампир
Ампир у многих ассоциируется с Петербургом, так как основной темой стиля считается монархическая и героическая направленность. Этот стиль часто ориентирован на античные образы Греции, Рима, Египта. Мощь, величие, монументальность характеризуют ампир. В качестве декора могут использоваться различные военные мотивы: доспехи, лавровые венки, орлы, часто встречается египетский орнамент. В современной рекламе чаще всего этот стиль используют производители алкогольной продукции, чтобы подчеркнуть солидность и мужественность марки. Ампир способен создать эффект царственности, величавости.
Модерн
Модерн или арт-нуво -полная противоположность классике и ампиру. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, нестандартность пропорций, асимметрия, растительный орнамент. Эта легкость и романтика обычно выражается в использовании пастельных тонов. Модерн отрицает каноничность и четкость элементов композиции. Обычно используется для привлечения женской аудитории.
Ар-деко
Ар-деко (арт-деко)произошел из авангардизма.Основные черты:закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь. Экзотичность этого стиля выражается в использовании элементов культуры и традиций разных стран и народов. Это и древняя Месопотамия, и народы Майя, и египетская культура эпохи фараонов. Часто используются отсылки к культуре древних Греции, Рима, Китая и Японии, и что немаловажно - России. Можно встретить повторяющиеся геометрические фигуры: круги, квадраты, стрелы – это результат влияния Америки 20-х годов, когда источниками вдохновения для дизайнеров становились механические и промышленные формы. Ярким примером стиля ар-деко считается дизайн пачки сигарет Lucky Strike.
Минимализм
Основа этого стиля – простота и лаконичность. Монохромность, простые формы, нейтральные цвета – это та цена, которую стоит заплатить, если хочется сделать акцент на главном объекте или образе. Хорошие примеры минимализма можно найти у японских дизайнеров. Изящность и простота. Порой это все, что нужно, чтобы возбудить интерес к образу.
Поп-арт
Поп-арт или иначе популярное искусство преследует цель отображать именно массовые образы - от потребительских товаров до знаменитостей. Наиболее запоминающимися образами этого стиля стали изображения Эрнесто Че Гевары и Мерилин Монро, благодаря основоположнику стиля Энди Уорхолу. Основные характеристики стиля: яркие, насыщенные цвета и резкие контрасты. Этот стиль направлен на привлечение массовой аудитории, но в большей степени на молодежь.
Типографика
Типографику можно считать основой современного графического дизайна в рекламе. Ведь основная задача – это информирование. В типографике один элемент – текст. Дальнейшие манипуляции дизайнера могут производиться со шрифтами, цветом, расположением самого текста. Классический пример этого стиля – различные этикетки, информационные листовки.
Винтаж
Винтаж или ретро - стилизация под хорошо знакомые образы, состаривание. В графическом дизайне его используют как новое прочтение существующего образа или апелляцию к прошлому. Элементами винтажного стиля могут стать любые предметы старины, образы прошедшей эпохи, особый шрифт и так далее.
Стили веб-дизайна
· Готический органический стиль.
· Табличный стиль, пиктографический.
· Минимализм. Миниатюрный стиль.
· Текстовый стиль.
· Плакатный стиль.
· Журнальный стиль.
· Стиль кибер-панк. Пиксельный панковский дизайн. Футуристический стиль. Стиль хай-тек.
· Стиль хиппи. Стиль дневного света и цветов.
· Стиль грандж.
· Стиль Web 2.0.
· Плоский (Flat)
- Основы композиции, законы построения, приемы и методы.
Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.