Чем принципиально отличаются операционные системы реального времени от операционных систем общего назначения?
ОС общего назначения, особенно многопользовательские, такие как UNIX, ориентированы на оптимальное распределение ресурсов компьютера между пользователями и задачами (системы разделения времени), В операционных системах реального времени подобная задача отходит на второй план - все отступает перед главной задачей - успеть среагировать на события, происходящие на объекте.
Другое отличие - применение операционной системы реального времени всегда связано с аппаратурой, с объектом, с событиями, происходящими на объекте.Операционная система реального времени ориентирована на обработку внешних событий. Именно это приводит к коренным отличиям (по сравению с ОС общего назначения) в структуре системы, в функциях ядра, в построении системы ввода-вывода. Операционная система реального времени может быть похожа по пользовательскому интерфейсу на ОС общего назначения (к этому, кстати, стремятся почти все производители операционных системах реального времени), однако устроена она иначе.
Кроме того, применение операционных системах реального времени всегда конкретно.Если ОС общего назначения обычно воспринимается пользователями (не разработчиками) как уже готовый набор приложений, то операционная система реального времени служит только инструментом для создания конкретного аппаратно-программного комплекса реального времени. И поэтому наиболее широкий класс пользователей операционных системах реального времени - разработчики комплексов реального времени, люди проектирующие системы управления и сбора данных. Проектируя и разрабатывая конкретную систему реального времени, программист всегда знает, точно, какие события могут произойти на объекте, знает критические сроки обслуживания каждого из этих событий.
Различают системы реального времени двух типов - системы жесткого реального времени и системы мягкого реального времени.
Системы жесткого реального времении не допускают никаких задержек реакции системы ни при каких условиях, так как:
- результаты могут оказаться бесполезны в случае опоздания,
- может произойти катастрофа в случае задержки реакции,
- стоимость опоздания может оказаться бесконечно велика.
Примеры систем жесткого реального времени - бортовые системы управления, системы аварийной защиты, регистраторы аварийных событий.
Системы мягкого реального времени характеризуются тем, что задержка реакции не критична, хотя и может привести к увеличинию стоимости результатов и снижению производительности системы в целом.
Пример - работа сети. Если система не успела обработать очередной принятый пакет, это приведет к таймауту на передающей стороне и повторной посылке (в зависимости от протокола, конечно). Данные при этом не теряются, но производительость сети снижается.
Основное отличие между системами жесткого и мягкого реального времени можно выразить так: система жесткого реального времени никогда не опоздает с реакцией на событие, система мягкого реального времени - не должна опаздывать с реакцией на событие
Назовем операционной системой реального времени такую систему, которая может быть использована для построения систем жесткого реального времени.
Это определение выражает отношение к операционным системам реального времени как к объекту, содержащему необходимые инструменты, но также означает, что этими инструментами еще необходимо правильно воспользоваться.
Среди коммерческих систем реального времени можно выделить группу ведущих систем - по объемам продаж и по популярности. Эти системы: VxWorks, OS9, pSOS, LynxOS, QNX, VRTX.
Билет 5. ОС семейства Microsoft Windows 1 и 2 поколений. Достоинства, недостатки. Области применения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_1.0
http://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_2.0x
Билет 6. Cmd
Командная строка (CMD) - это отдельная программа, которая дает возможность пользователю напрямую взаимодействовать с операционной системой. Командная строка основана на среде, в которой выполняются приложения и служебные программы с помощью текстового интерфейса, а результат выполнения отображается на экране. Командная строка Windows использует интерпретатор команд cmd.exe, который позволяет загружать приложения и направляет поток данных между ними, проще говоря, переводит команды пользователя, в понятный системе вид. Консоль командной строки интегрирована во все версии ОС Windows. На первый взгляд командный интерфейс пугает пользователя избалованных графическим интерфейсом того же Windows, но как правило командный интерфейс, намного быстрее и имеет массу дополнительных возможностей, которые не могут быть осуществлены в графическом интерфейсе.
Некоторые команды распознаются и выполняются непосредственно самим командным интерпретатором — такие команды называются внутренними(например, COPY или DIR). Другие команды ОС представляют собой отдельные программы, расположенные по умолчанию в том же каталоге, что и Cmd.exe, которые Windows загружает и выполняет аналогично другим программам. Такие команды называются внешними (например, MORE или XCOPY).
Рассмотрим структуру самой командной строки и принцип работы с ней. Для того, чтобы выполнить команду, после приглашения командной строки (например, C:\>) следует ввести имя этой команды (регистр не важен), ее параметры и ключи (если они необходимы) и нажать клавишу <Enter>. Например:
C:\>COPYC:\myfile.txtA:\ /VИмя команды здесь — COPY, параметры — C:\myfile.txt и A:\, а ключом является /V. Отметим, что в некоторых командах ключи могут начинаться не с символа /, а с символа – (минус), например, -V.
Многие команды Windows имеют большое количество дополнительных параметров и ключей, запомнить которые зачастую бывает трудно. Большинство команд снабжено встроенной справкой, в которой кратко описываются назначение и синтаксис данной команды. Получить доступ к такой справке можно путем ввода команды с ключом /?. Например, если выполнить команду ATTRIB /?, то в окне MS-DOS мы увидим следующий текст:
Отображение и изменение атрибутов файлов.ATTRIB [+R|-R] [+A|-A] [+S|-S] [+H|-H] [[диск:][путь]имя_файла] [/S] + Установка атрибута. - Снятие атрибута. R Атрибут "Только чтение". A Атрибут "Архивный". S Атрибут "Системный". H Атрибут "Скрытый". /S Обработка файлов во всех вложенных папках указанного пути.Для некоторых команд текст встроенной справки может быть довольно большим и не умещаться на одном экране. В этом случае помощь можно выводить последовательно по одному экрану с помощью команды MORE и символа конвейеризации |, например:
XCOPY /? | MOREВ этом случае после заполнения очередного экрана вывод помощи будет прерываться до нажатия любой клавиши. Кроме того, используя символы перенаправления вывода> и >>, можно текст, выводимый на экран, направить в текстовый файл для дальнейшего просмотра. Например, для вывода текста справки к команде XCOPY в текстовый файл xcopy.txt, используется следующая команда:
XCOPY /? > XCOPY.TXTЗамечание. Вместо имени файла можно указывать обозначения устройств компьютера. В Windows поддерживаются следующие имена устройств: PRN (принтер), CON (терминал: при вводе это клавиатура, при выводе - монитор), NUL (пустое устройство, все операции ввода/вывода для него игнорируются).