Аппарат системных вызов в OC UNIX.
Привилегированный и обычный режим(есть набор инструкций, доступный только из привил.)Чтобы работать в с ресурсами ВС – переход в привел. Системные вызовы, предоставляемые ОС UNIX. К интересующим нас вызовам относятся вызовы
- для создания процесса;
- для организации ввода вывода;
- для решения задач управления;
- для операции координации процессов;
- для установки параметров системы.
Отметим некоторые общие моменты, связанные с работой системных вызовов.
Большая часть системных вызовов определены как функции, возвращающие целое значение, при этом при нормальном завершении системный вызов возвращает 0, а при неудачном завершении -1[4]. При этом код ошибки можно выяснить, анализируя значение внешней переменной errno, определенной в заголовочном файле <errno.h>.
В случае, если выполнение системного вызова прервано сигналом, поведение ОС зависит от конкретной реализации. Например, в BSD UNIX ядро автоматически перезапускает системный вызов после его прерывания сигналом, и таким образом, внешне никакого различия с нормальным выполнением системного вызова нет. Стандарт POSIX допускает и вариант, когда системный вызов не перезапускается, при этом системный вызов вернет –1, а в переменной errno устанавливается значение EINTR, сигнализирующее о данной ситуации.
БИЛЕТ 24
Базовые средства организации и управления процессами
Для порождения новых процессов в UNIX существует единая схема, с помощью которой создаются все процессы, существующие в работающем экземпляре ОС UNIX, за исключением первых двух процессов (0-го и 1-го).
Для создания нового процесса в операционной системе UNIX используется системный вызов fork(),в результате в таблицу процессов заносится новая запись, и порожденный процесс получает свой уникальный идентификатор. Для нового процесса создается контекст, большая часть содержимого которого идентична контексту родительского процесса, в частности, тело порожденного процесса содержит копии сегментов кода и данных его родителя. Сыновний процесс наследует от родительского процесса:
· окружение - при формировании процесса ему передается некоторый набор параметров-переменных, используя которые, процесс может взаимодействовать с операционным окружением (интерпретатором команд и т.д.);
· файлы, открытые в процессе-отце, за исключением тех, которым было запрещено передаваться процессам-потомкам с помощью задания специального параметра при открытии. (Речь идет о том, что в системе при открытии файла с файлом ассоциируется некоторый атрибут, который определяет правила передачи этого открытого файла сыновним процессам. По умолчанию открытые в «отце» файлы можно передавать «потомкам», но можно изменить значение этого параметра и блокировать передачу открытых в процессе-отце файлов.);
· способы обработки сигналов;
· разрешение переустановки эффективного идентификатора пользователя;
· разделяемые ресурсы процесса-отца;
· текущий рабочий каталог и домашний каталоги
· и т.д.
По завершении системного вызова fork()каждый из процессов – родительский и порожденный – получив управление, продолжат выполнение с одной и той же инструкции одной и той же программы, а именно с той точки, где происходит возврат из системного вызова fork().Вызовfork() в случае удачного завершения возвращает сыновнему процессу значение 0, а родительскому PID порожденного процесса. Это принципиально важно для различения сыновнего и родительского процессов, так как сегменты кода у них идентичны. Таким образом, у программиста имеется возможность разделить путь выполнения инструкций в этих процессах.
В случае неудачного завершения, т.е. если сыновний процесс не был порожден, системный вызов fork() возвращает –1, код ошибки устанавливается в переменной errno.
Пример.
Программа создает два процесса – процесс-предок распечатывает заглавные буквы, а процесс-потомок строчные.
int main(int argc, char **argv)
{
char ch, first, last;
int pid;
if((pid=fork())>0)
{
/*процесс-предок*/
first =’A’;
last =’Z’;
}
else
{
/*процесс-потомок*/
first =’a’;
last =’z’;
}
for (ch = first; ch <= last; ch++)
{
write(1,&ch,1);
}
_exit(0);
}