По методике обучения информатике

Особенности организации лабораторного практикума в обучении информационному моделированию

В школьном курсе информатики

Автор: Бастригин В.В., студент 5 «А» курса специальности 050202 Информатика

Руководитель: Мотовилова О.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Г. Каменск-Шахтинский

2013 г.
Содержание

Введение. 3

Глава I. Моделирование как метод познания. 6

1.1. Сущность понятий "объект", "модель", "моделирование". 6

1.2. Классификация моделей и инструменты моделирования. 8

1.3. Основные этапы информационного моделирования. 14

Выводы по главе I 19

Глава II. Система педагогической деятельности учителя при обучении основам информационного моделирования. 20

2.1. Место темы в школьном курсе информатики и ее содержание. 20

2.2. Методические основы преподавания. 30

Выводы по главе II 39

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование. 40

3.1. Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме "Моделирование и формализация". 40

3.2. Организация экспериментальной работы.. 45

Выводы по главе III 46

Заключение. 47

Литература. 49

Приложения. 50

Введение

В настоящее время главное направление модернизации Российского образования - обеспечить его новое качество. Это можно сделать, в том числе и совершенствуя методическую систему обучения включением актуального содержания и использованием современных средств обучения.

Анализу общеобразовательного значения информатики, отбору учебного материала для этой дисциплины посвящены исследования А.П.Ершова, В.Г.Житомирского, А.Г.Гейна, В.А.Каймина, А.А.Кузнецова, М.П.Лапчика, А.Г.Кушниренко, И.В.Роберт, И.Г.Семакина и др. Психолого-педагогическое обоснование использования компьютеров в учебном процессе проведено в работах Н.В.Апатовой, П.Я.Гальперина и др.

Поскольку ядро информатики образуется тремя взаимодополняемыми и относительно самостоятельными частями: hardware (техническими средствами), software (программным обеспечением) и brainware (интеллектуальным обеспечением), - то курс информатики основной школы сочетает в себе введение в фундаментальные основы науки "Информатика" и ее пользовательскую компоненту. Для многих учащихся курс информатики на этом и заканчивается, но для значительной части средних школ актуализируется вопрос о профильно-ориентированном продолжении подготовки по информатике и примыкающим к ней областям, требующим более специальных знаний. Такие направления уже складываются: программирование, вычислительная математика, информационное моделирование, компьютерная графика, компьютерные телекоммуникации, информационные системы и др.Мы считаем, что рассматриваемая проблема актуальна, т.к. моделирование как объект изучения остается одним из наиболее сложных аспектов, как для обучаемых, так и для учителей, и любое развитие методической мысли в этом направлении будет иметь ценность. Курс информатики в наибольшей степени способствует приведению в систему знаний учащихся о моделях и осознанному применению информационного моделирования в своей учебной, а затем и практической деятельности. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, учащиеся должны овладеть основами компьютерного математического моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.

Поэтому темой нашей курсовой работы мы определили «Особенности организации лабораторного практикума в обучении информационному моделированию в школьном курсе информатики».

Объект исследования – деятельность учителя по обучению информационному моделированию в основной школе.

Предметом исследования предстают формы и методы организации учебного процесса в ходе преподавания данной темы.

Цельисследования - определение содержания и методики обучения информационному моделированию в школьном курсе информатики с использованием лабораторного практикума.

Для успешного достижения цели дипломной работы нам необходимо решить следующие задачи:

1) На основе анализа учебно-методической литературы по предмету изучить сущность понятий «объект», «модель», «моделирование» и их виды, классификацию;

2) На основе анализа документов, регламентирующих изучение информатики в школе определить место изучаемой темы в структуре современного курса информатики и ее содержание;

3) На основе изучения методической литературы ознакомиться с методическими основами преподавания темы и с системой работы учителя по обучению информационному моделированию в школе с использованием прикладных задач.

4) Разработать материалы для проведения лабораторного практикума по информационному моделированию в 7 классе и опытно-экспериментальным путем выявить условия и факторы эффективного обучения учащихся информационному моделированию.

В качестве гипотезынашего исследования мы выдвинули предположение о том, что эффективность обучения при изучении темы «Моделирование и формализация»возрастёт, если учитель будет использовать систему практических заданий с использованием задач из различных предметных областей.

Для эффективного разрешения поставленных задач курсовой работы нами была использована следующая совокупность методов научно-педагогического исследования: теоретические: анализ педагогических идей, анализ документации, учебной и методической литературы и продуктов деятельности школьников; эмпирические: наблюдение, беседа, обобщения педагогического опыта, эксперимент; математические методы и методы графического представления результатов исследования.

Базой нашего исследования являлась средняя общеобразовательная школа № 11 г. Каменска-Шахтинского, 7 «А» класс в количестве 24 человека.


Наши рекомендации