Билет № 16. Алгоритмическая структура «цикл». Циклы со счетчиком и циклы по условию.
Способы решения многих задач часто основаны на повторении одних и тех же целей вплоть до достижения конечного результата. Повторение действий в алгоритмах называется циклом.
Алгоритмическая конструкция «Цикл»:
Пример: Вычислить 2n, где n вводится с клавиатуры.
1. Начало;
2. Ввод N;
3. К:=1: А:=2
4. Если К=N То Вывод А: Конец
5. А:=А*2
6. К:=К+1
7. п.4
N | К | А | К=N | |
Начало; | ||||
Ввод N; | ||||
К:=1: А:=2 | ||||
Если К=N | - | |||
А:=А*2 | ||||
К:=К+1 | ||||
Если К=N | - | |||
А:=А*2 | ||||
К:=К+1 | ||||
Если К=N | - | |||
А:=А*2 | ||||
К:=К+1 | ||||
Если К=N | + | |||
Вывод А: Конец |
Билет № 17 (убрать!!!). Технология решения задач с помощью компьютера (моделирование, формализация, алгоритмизация, программирование). Показать на примере задачи (математической, физической или другой).
Рассмотрим процесс решения задачи на конкретном примере:
Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью с некоторой высоты. Определить его местоположение и скорость в заданный момент времени.
1. На первом этапе обычно строится описательная информационная модель объекта или процесса. В нашем случае с использованием физических понятий создается идеализированная модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
1) тело мало по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
2) скорость бросания тела мала, поэтому:
- ускорение свободного падения считать постоянной величиной;
- сопротивлением воздуха можно пренебречь.
2. На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка.
Из курса физики известно, что описанное выше движение является равноускоренным. При заданных начальной скорости (V0), начальной высоте (Н0) и ускорении свободного падения (g = 9,8 м/с2 ) зависимость скорости (V) и высоты (Н) от времени (t) можно описать следующими математическими формулами:
V=V0-gt, Y = H0 + Vt-
3. На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:
— создание алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
— формирование компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и т. д.).
Для реализации первого пути надо построить алгоритм определения координаты тела в определенный момент времени и закодировать его на одном из языков программирования.
Второй путь требует создания компьютерной модели, которую можно исследовать в электронных таблицах. Для этого следует представить математическую модель в форме таблицы функции зависимости координаты от времени (таблицы функции , H=H0+Vt-gt2/2 ) и таблицы зависимости скорости тела от времени (V=V0-g • t).
4. Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты. Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и т. д.
5. На пятом этапе выполняется анализ полученных результатов и при необходимости корректировка исследуемой модели. Например, в нашей модели необходимо учесть, что не имеет физического смысла вычисление координаты тела после его падения на поверхность Земли.
Таким образом, технология решения задач с помощью компьютера состоит из следующих этапов:
1. построение описательной модели
2. формализация
3. построение компьютерной модели
4. компьютерный эксперимент
5. анализ результатов и корректировка модели.