Пользовательский графический интерфейс ОС Windows

Напомним определение понятия «интерфейс», данное в 4.1.: интерфейс – совокупность средств и правил, которые обеспечивают связь и взаимодействие различных технических устройств, программных продуктов между собой, а также с человеком, использующим эти средства.

В данном случае речь пойдет о средствах взаимодействия человека (пользователя) с компьютером, поэтому будем говорить о пользовательском интерфейсе.

Его значение весьма велико, т.к. от его удобства во многом зависит эффективность использования программного продукта и всей вычислительной системы. В ОС Windows используется графический интерфейс (различия между текстовым и графическим интерфейсом см. 4.2. «Функции операционной системы»).

Экранный указатель мыши. Выбор того или иного объекта и определение выполняемой операцией осуществляется экранным указателем мыши. При его попадании на различные графические объекты вид указателя меняется в зависимости от набора операций, которые можно с его помощью выполнить в данный момент. Вид указателя мыши помогает пользователю судить о том, что происходит с системой и что пользователь может с ней делать. Стандартные положения указателя приведены на рисунке. Поясним некоторые из этих положений.

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

а) б) в) г) д) е) ж) з)

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

и) к) л) м)

Формы указателя мыши

а) обычный режим – выбор объекта;

б) режим помощи (справки);

в) указатель занятости Windows; выполнение любых команд пользователя приостановлено;

г) указатель занятости приложения; появляется в окне работающего приложения;

д) указатель перемещения объекта; появляется при его перетаскивании мышью;

ж) указатель курсора при вводе с клавиатуры; появляется в области ввода текстовой информации;

и) – м) указатели изменения размера объекта в указанном направлении; появляется при попадании на соответствующую границу окна.

При работе с мышью используются следующие приемы:

- щелчок (клик) – быстрое нажатие и отпускание левой кнопки;

- двойной щелчок – два щелчка с малым интервалом между ними;

- щелчок правой кнопкой;

- перетаскивание – перемещение мыши при нажатой левой кнопке; обычно сопровождается перемещением экранного объекта (при положении указателя вида д));

- протягивание – выполняется как перетаскивание, но при этом объект не перемещается, а изменяет свою форму (при положении указателя вида и) – м));

- зависание – наведение указателя на значок объекта и задержка его в этом положении на некоторое время; на экране при этом появляется всплывающая подсказка, характеризующая свойства объекта (при положении указателя вида а)).

Окна. Основу графического интерфейса ОС WINDOWS составляет система окон на экране, включающих множество графических объектов для управления работой компьютера.

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Окно приложения

Окно – обрамленная прямоугольная область на экране монитора, в которой отражается приложение, документ, сообщение. Окно называется активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь.

Различают несколько типов окон, вид которых и факт их появления на экране определяется отображаемой в них информацией. Такими типовыми окнами являются окно приложения, окно документа, диалоговое окно. Общая концепция Windows состоит в максимальной стандартизации всех элементов и приемы работы, чтобы при подключении нового приложения не надо было осваивать все заново. Поэтому структура окон максимально унифицирована и пользовательский интерфейс очень однообразен (в хорошем смысле).

Окно приложения. Перечислим стандартные элементы, которые составляют окно любого приложения (см. рисунок).

1) Рабочая область, где располагаются создаваемые этим приложением документы.

2) Управляющее меню, содержащее имена ниспадающих меню.

3) Ниспадающее меню, содержащее группу команд, близких по функциональному назначению (см. рисунок меню «СЕРВИС»).

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Меню «СЕРВИС»

4) Панели инструментов, представляющих собой линейки командных кнопок для быстрого выбора часто используемых команд (см. рисунок)

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование»

5) Заголовок окна, в котором отображается название приложения.

6) Кнопки управления окном: «Свернуть», «Развернуть», «Закрыть» для изменения размеров окна.

7) Строка состояния, содержащая информацию о режиме работы приложения.

Окно документа. Оно всегда встроено в окно приложения. Его основной элемент – рабочее поле, где создается документ и отображается его содержимое. (см. рисунок). Также имеются другие элементы, индивидуальные для того приложения, в котором создается документ, например, мерная линейка в Word или Excel.

Если в данном приложении открыто несколько окон документов, то пользователь может работать лишь с одним из них. Это окно называется активным. Его заголовок выделяется цветом в строке состоянии приложения.

Диалоговое окно. Оно служит для настройки параметров ОС или приложения, а также для вывода необходимых сообщений. Диалоговое окно выводится на экран операционной системой или приложением всякий раз, когда пользователь должен уточнить выбранное им действие. Это окно содержит набор следующих типовых объектов управления.

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Окно документа, создаваемого текстовым процессором Word

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

1) Вкладка (закладка – нечто вроде карточек в картотеке с названием на каждой из них или аналог блокнота с закладками. Для выбора нужной вкладки нужно щелкнуть мышью по ее заголовку или, сделав активным заголовок вкладки, выбрать нужную клавишами управления курсором;

2) Поле ввода (текстовое поле) – текст можете вводить только тогда, когда в поле ввода находится мигающий курсор ( текстовый курсор ввода с клавиатуры). Чтобы сделать поле ввода активным, подведите курсор мыши внутрь рамки поля ввода, и, когда курсор изменит свою форму, щелкните мышью по полю.

3) Поле ввода со счетчиком – нужное число можно установить, щелкая по кнопкам (кнопка увеличения и кнопка уменьшения текущего числа) за полем ввода, или введя с клавиатуры как в обычное поле ввода;

4) Радиокнопка (переключатель, кнопка выбора, круглая кнопка, селекторная кнопка) – чтобы нажать радиокнопку, щелкните мышью по самой кнопке или по тексту рядом с ней. Радиокнопки одной группы взаимосвязаны: если выбрать одну из них, то ранее выбранная будет сброшена.

 
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

5) Флажок (выключатель, прямоугольный индикатор) – для включения или выключения режима. Щелкните мышью по самому флажку или тексту рядом с ним или, сделав флажок активным, нажмите <Пробел>. В отличие от радиокнопок флажки не связаны друг с другом.

6) Список с одиночным выбором: для выбора элемента переместите курсор списка на нужный элемент и нажмите <Enter> или щелкните мышью на выбранном элементе один или два раза;

7) Список с мультивыбором: установите щелчком мыши курсор списка на первый нужный элемент и, удерживая левую кнопку мыши нажатой, мышью передвиньте курсор списка до последнего нужного элемента. Другие способы выбора:

-щелкните мышью на первом нужном элементе, нажмите клавишу <Shift> и, удерживая ее нажатой, щелкните по последнему нужному элементу;

-щелкайте мышью на интересующих Вас элементах, удерживая нажатой клавишу <Ctrl>;

- двигаясь по списку клавишами управления курсором, выбирайте нужные элементы нажатием клавиши <Пробел>.

       
  Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru   Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru
 

8) Раскрывающийся список (выпадающий, открывающийся, разворачивающийся – combo box) – чтобы увидеть весь список, щелкните по самой строке списка или по кнопке ; для выбора в списке щелкните по выбранному элементу или, подведя к нему курсор, нажмите <Enter>. Иногда раскрывающийся список имеет поле ввода текста, в котором Вы сможете сами ввести нужное значение, а не выбирать его.

9) Ползунковый (бегунковый) регулятор – изменить значение можно, либо щелкнув мышью по шкале, либо, установив курсор мыши на ползунок, переместить ползунок с нажатой левой кнопкой мыши, либо, сделав регулятор активным, переместить ползунок нажатием клавиш управления курсором;

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Ползунковый регулятор

Отличительная особенность диалоговых окон – модальность: невозможность переключиться на окно приложения, сгенерировавшего диалоговое окно, до тех пор, пока диалоговое окно не будет закрыто любым способом.

В общем случае выводится диалоговое окно, содержащее заголовок, кнопку управления  и непосредственно сам запрос. В окне должна быть как минимум одна кнопка. Если это просто окно сообщений (информационное окно), то кнопка <ОК> – ее нажатие подтверждает, что пользователь прочитал сообщение). Кнопки <Закрыть> (Close) и <Отмена> (Cancel)обычно отменяют предлагаемые действия.

Главное меню – один из основных элементов управления Windows. Открывается кнопкой <ПУСК> внизу рабочего стола. С его помощью можно:

- запустить все программы, установленные под управлением ОС, или зарегистрированные в ней;

- открыть последние документы, с которыми выполнялась работа;

- получить доступ к средствам настройки;

- завершить работу компьютера.

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru

Окно Главного меню


Приложение 1

Наиболее часто используемые

Служебные слова PASCAL

and – операция логического умножения ( операция "И")

array – массив;

begin – начало описания последовательности действий программы, подпрограммы или начало составного оператора;

const – начало раздела описания констант;

div – операция целочисленного деления;

do – начало тела цикла операторов for и while;

downto – признак изменения параметра цикла оператора for на –1;

else – начало части "иначе" (ветви "ЛОЖНО") условного оператора;

end – конец описания последовательности действий программы, подпрограммы, конец составного оператора;

for – оператор цикла с параметром;

function – начало заголовка подпрограммы-функции;

if – условный оператор;

mod – операция вычисления остатка от целочисленного деления;

not – операция логического отрицания (операция "НЕ");

of – начало описания типа элементов в описании массива;

or – операция логического сложения (операция "ИЛИ")

procedure –начало заголовка подпрограммы-процедуры;

repeat – оператор цикла с постусловием;

then – начало части "то" (ветви "ИСТИННО") условного оператора;

to – признак изменения параметра цикла оператора for на +1;

type – начало раздела описания типов;

until – конец оператора цикла с постусловием;

var – начало раздела описания переменных, начало описания параметров-переменных процедуры;

while – оператор цикла с предусловием.

Приложение 2

Стандартные функции PASCAL

Обращение к функции Тип аргумента Тип значения Назначение
Abs(x) Целый или вещественный Как у аргумента Абсолютное значение х
Pi - Вещественный Значение числа p
Sin(x) Вещественный Вещественный Синус х радиан
Cos(x) Вещественный Вещественный Косинус х радиан
Arctan(x) Вещественный Вещественный Арктангенс х радиан (arctg (x))
Sqrt(x) Целый или вещественный Как у аргумента Квадратный корень из х, х ³ 0
Sqr(x) Целый или вещественный Как у аргумента Значение квадрата х
Exp(x) Вещественный Вещественный Значение е в степени х
Ln(x) Вещественный Вещественный Натуральный логарифм х, х > 0
Round(x) Вещественный Целый Округление до целого значения х
Trunc(x) Вещественный Целый Целая часть значения х
Frac(x) Вещественный Вещественный Дробная часть значения х

Замечание. В языке PASCAL нет других обратных тригонометрических функций кроме ArcTan. Поэтому функции arcsin и arсcos вычисляются с использованием следующих известных тригонометрических формул:

Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru ; Пользовательский графический интерфейс ОС Windows - student2.ru .

Наши рекомендации