Глава 2. Управление задачами
Понятия процесса (process) и потока выполнения (thread) нам уже известны. Мы теперь знаем, в чем здесь имеется сходство, а в чем — существенное различие. Однако в данной главе при рассмотрении вопросов распределения процессорного времени мы не всегда будем разделять эти понятия. Дело в том, что по отношению к этому ресурсу — процессорному времени — оба этих понятия практически эквиваленты. Они выступают просто как некоторая работа, для выполнения которой необходимо предоставить центральный процессор. Поэтому мы будем в основном использовать термин задача (task), который является как бы обобщающим. Ведь каждый поток выполнения на самом деле получает статус задачи, и для него создается соответствующий дескриптор. Но мы должны помнить о различиях между дескриптором процесса и дескриптором задачи. Даже если процесс состоит из единственного потока, мы говорим о дескрипторе процесса, содержащем информацию, с помощью которой операционная система отслеживает все ресурсы, необходимые процессу для его выполнения. Один из основных модулей супервизора операционной системы — диспетчер задач — переводит процессы в одно из состояний в зависимости от того, доступен тот или иной ресурс или не доступен. И поскольку в мультизадачной системе любой процесс содержит хотя бы один поток, то потоку (то есть задаче) ставится в соответствие дескриптор задачи, в котором сохраняется контекст этих вычислений. Сказанное справедливо для мультипрограммных систем, поддерживающих мультизадачный режим. В мультипрограммных системах, не поддерживающих мультизадачность, контекст прерванного процесса хранится в дескрипторе этого процесса. Заметим, что повсеместно распространенные системы Windows 9x/NT/2000/XP являются и мультипрограммными, и мультизадачными. Не случайно начиная с Windows NT и Windows 95 компания Microsoft отказалась от термина «задача» и стала использовать понятия процесса и потока выполнения (треда, нити). Правда, для изложения вопросов диспетчеризации это становится неудобным, ибо здесь чаще используется обобщающее понятие.
Еще одним доводом в пользу термина «задача» при рассмотрении вопросов организации распределения процессорного времени между выполняющимися вычислениями является аналогичный выбор этой сущности разработчиками про-
Управление задачами__________________________________________________ 51
цессоров. Именно для отображения этой ситуации и обеспечения дополнительными возможностями системных программистов в решении вопросов распределения процессорного времени они вводят специальные информационные структуры и аппаратную поддержку для работы с ними. Во многих современных микропроцессорах, предназначенных для построения на их основе мощных мультипрограммных и мультизадачных систем, имеются дескрипторы задач. Примером, подтверждающим этот тезис, являются микропроцессоры, совместимые с архитектурой ia32, то есть с 32-разрядными процессорами фирмы Intel. Основные архитектурные особенности этих микропроцессоров, специально проработанные для организации мультизадачных операционных систем, рассматриваются достаточно подробно в главе 4. Здесь мы лишь отметим тот факт, что в этих процессорах имеется специальная аппаратная поддержка организации мультизадачного (и мультипрограммного) режима. Речь идет о сегменте состояния задачи (Task State Segment, TSS), который предназначен, прежде всего, для сохранения контекста потока или процесса и который легко позволяет организовать и мультипрограммный, и мультизадачный режимы. Не случайно был введен термин «задача», ибо он здесь применим и по отношению к полноценному вычислительному процессу, и по отношению к легковесному процессу (потоку выполнения, треду, нити). На самом деле этот аппаратный механизм применяется гораздо реже, чем об этом думали разработчики архитектуры ia32. На практике оказалось, что для сохранения контекста потоков эффективнее использовать программные механизмы, хотя они и не обеспечивают такой же надежности, как аппаратные.
Итак, операционная система выполняет следующие основные функции, связанные с управлением процессами и задачами:
- создание и удаление задач;
- планирование процессов и диспетчеризация задач;
- синхронизация задач, обеспечение их средствами коммуникации.
Создание задачи сопряжено с формированием соответствующей информационной структуры, а ее удаление — с расформированием. Создание и удаление задач осуществляется по соответствующим запросам от пользователей или от самих задач. Задача может породить новую задачу. При этом между задачами появляются «родственные» отношения. Порождающая задача называется «отцом», «родителем», а порожденная — «потомком». Отец может приостановить или удалить свою дочернюю задачу, тогда как потомок не может управлять отцом.
Процессор является одним из самых необходимых ресурсов для выполнения вычислений. Поэтому способы распределения времени центрального процессора между выполняющимися задачами сильно влияют и на скорость выполнения отдельных вычислений, и на общую эффективность вычислительной системы.
Основным подходом в организации того или иного метода управления процессами, обеспечивающего эффективную загрузку ресурсов или выполнение каких-либо иных целей, является организация очередей процессов и ресурсов. При распреде-
52__________________________________________ Глава 2. Управление задачами
лении процессорного времени между задачами также используется механизм очередей.
Решение вопросов, связанных с тем, какой задаче следует предоставить процессорное время в данный момент, возлагается на специальный модуль операционный системы, чаще всего называемый диспетчером задач. Вопросы же подбора вычислительных процессов, которые не только можно, но и целесообразно решать параллельно, возлагаются на планировщик процессов.
Вопросы синхронизации задач и обеспечение их различными средствами передачи сообщений и данных между ними вынесены в отдельную главу, и сейчас мы их рассматривать не будем.
Планирование и диспетчеризация процессов и задач
Когда говорят о диспетчеризации, то всегда в явном или неявном виде подразумевают понятие задачи (потока выполнения). Если операционная система не поддерживает механизм потоковых вычислений, то можно заменять понятие задачи понятием процесса. Ко всему прочему, часто понятие задачи используется в таком контексте, что для его трактовки приходится использовать термин «процесс».
Очевидно, что на распределение ресурсов влияют конкретные потребности тех задач, которые должны выполняться параллельно. Другими словами, можно столкнуться с ситуациями, когда невозможно эффективно распределять ресурсы с тем, чтобы они не простаивали. Например, пусть всем выполняющимся процессам требуется некоторое устройство с последовательным доступом. Но поскольку, как мы уже знаем, оно не может разделяться между параллельно выполняющимися процессами, то процессы вынуждены будут очень долго ждать своей очереди, то есть недоступность одного ресурса может привести к тому, что длительное время не будут использоваться многие другие ресурсы.
Если же мы возьмем такой набор процессов, что они не будут конкурировать между собой за неразделяемые ресурсы при своем параллельном выполнении, то, скорее всего, процессы смогут выполниться быстрее (из-за отсутствия дополнительных ожиданий), да и имеющиеся в системе ресурсы, скорее всего, будут использоваться более эффективно. Таким образом, возникает задача подбора такого множества процессов, которые при своем выполнении будут как можно реже конфликтовать за имеющиеся в системе ресурсы. Такая задача называется планированием вычислительных процессов.
Задача планирования процессов возникла очень давно — в первых пакетных операционных системах при планировании пакетов задач, которые должны были выполняться на компьютере и по возможности бесконфликтно и оптимально использовать его ресурсы. В настоящее время актуальность этой задачи стала меньше. На первый план уже очень давно вышли задачи динамического (или краткосрочного) планирования, то есть текущего наиболее эффективного распределения ресурсов, возникающего практически по каждому событию. Задачи динамического
Планирование и диспетчеризация процессов и задач__________________________ 53
планирования стали называть диспетчеризацией1. Очевидно, что планирование процессов осуществляется гораздо реже, чем текущее распределение ресурсов между уже выполняющимися задачами. Основное различие между долгосрочным и краткосрочным планировщиками заключается в частоте их запуска, например: краткосрочный планировщик может запускаться каждые 30 или 100 мс, долгосрочный — один раз в несколько минут (или чаще; тут многое зависит от общей длительности решения заданий пользователей).
Долгосрочный планировщик решает, какой из процессов, находящихся во входной очереди, в случае освобождения ресурсов памяти должен быть переведен в очередь процессов, готовых к выполнению. Долгосрочный планировщик выбирает процесс из входной очереди с целью создания неоднородной мультипрограммной смеси. Это означает, что в очереди готовых к выполнению процессов должны находиться в разной пропорции как процессы, ориентированные на ввод-вывод, так и процессы, ориентированные преимущественно на активное использование центрального процессора.
Краткосрочный планировщик решает, какая из задач, находящихся в очереди готовых к выполнению, должна быть передана на исполнение. В большинстве современных операционных систем, с которыми мы сталкиваемся, долгосрочный планировщик отсутствует.
Планирование вычислительных процессов и стратегии планирования
Прежде всего, следует отметить, что при рассмотрении стратегий планирования, как правило, идет речь о краткосрочном планировании, то есть о диспетчеризации. Долгосрочное планирование, как мы уже отметили, заключается в подборе таких вычислительных процессов, которые бы меньше всего конкурировали между собой за ресурсы вычислительной системы. Иногда используется термин стратегия обслуживания.
Стратегия планирования определяет, какие процессы мы планируем на выполнение для того, чтобы достичь поставленной цели. Известно большое количество различных стратегий выбора процесса, которому необходимо предоставить процессор. Среди них, прежде всего, можно выбрать следующие:
- по возможности заканчивать вычисления (вычислительные процессы) в том же самом порядке, в котором они были начаты;
- отдавать предпочтение более коротким вычислительным задачам;
- предоставлять всем пользователям (процессам пользователей) одинаковые услуги, в том числе и одинаковое время ожидания.
1 К сожалению, здесь наблюдается терминологическая несогласованность. Собственно модули супервизора, отвечающие за диспетчеризацию задач, часто называют планировщиками (scheduler). Однако фактически, говоря о тех же планировщиках памяти или о каких-нибудь других модулях, отвечающих за динамическое распределение ресурсов, имеют в виду, что эти планировщики осуществляют диспетчеризацию. Наконец, иногда диспетчеризацию называют краткосрочным планированием.
54__________________________________________ Глава 2. Управление задачами
Когда говорят о стратегии обслуживания, всегда имеют в виду понятие процесса, а не понятие задачи, поскольку процесс, как мы уже знаем, может состоять из нескольких потоков выполнения (задач).
На сегодняшний день абсолютное большинство компьютеров — это персональные IBM-совместимые компьютеры, работающие на платформах Windows компании Microsoft. Это однопользовательские диалоговые мультипрограммные и мультизадачные системы. При создании операционных систем для персональных компьютеров разработчики, прежде всего, стараются обеспечить комфортную работу с системой, то есть основные усилия уходят на проработку пользовательского интерфейса. Что касается эффективности организации вычислений, то она, видимо, тоже должна оцениваться с этих позиций. Если же считать системы Windows операционными системами общего назначения, что тоже возможно, ибо эти системы повсеместно используют для решения самых разнообразных задач автоматизации, то также следует признать, что принятые в системах Windows стратегии обслуживания приводят к достаточно высокой эффективности вычислений. Некоторым даже удается использовать системы Windows NT/2000 для решения задач реального времени. Однако выбор этих операционных систем для таких задач скорее всего делается либо вследствие некомпетентности, либо из-за невысоких требований ко времени отклика и гарантиям обслуживания со стороны самих систем реального времени, которые реализуются на Windows NT/2000.
Прежде всего, система, ориентированная на однопользовательский режим, должна обеспечить хорошую реакцию системы на запросы от того приложения, с которым сейчас пользователь работает. Мало пользователей, которые могут параллельно работать с большим числом приложений. Поэтому по умолчанию для задачи, с которой пользователь непосредственно работает и которую называют задачей переднего плана (foreground task), система устанавливает более высокий уровень приоритета. В результате процессорное время прежде всего предоставляется текущей задаче пользователя, и он не будет испытывать лишний раз дискомфорт из-за медленной реакции системы на его запросы. Для обеспечения надлежащей работы коммуникационных процессов и для возможности выполнять системные функции приоритет задач пользователя должен быть ниже, чем у тех задач, которые реализуют операции ввода-вывода и иные управляющие функции.
Например, в Windows 2000 можно открыть окно Свойства системы, перейти на вкладку Дополнительно, щелчком на кнопке Параметры быстродействия открыть одноименное окно и с помощью переключателя в разделе Отклик приложений установить режим Оптимизировать быстродействие приложений. Это будет соответствовать выбору такой стратегии диспетчеризации задач, в соответствии с которой приоритет на получение процессорного времени будут иметь задачи пользователя, а не фоновые служебные вычисления. В предыдущей версии ОС — Windows NT 4.0 — для выбора нужной ему стратегии пользователь должен был на вкладке Быстродействие окна Свойства системы установить желаемое значение в поле Ускорение приложения переднего плана. Это ускорение можно сделать максимальным (по умолчанию), а можно его свести к нулю. Последний вариант означал бы, что все запущенные пользователем приложения будут иметь одинаковый приори-
Планирование и диспетчеризация процессов и задач__________________________ 55
тет. Последнее важно, если пользователь часто запускает сразу по нескольку задач, каждая из которых требует длительных вычислений, причем эти приложения часто используют операции ввода-вывода. Например, если нужно обработать несколько десятков музыкальных или графических файлов, причем каждый файл имеет большие размеры, то выполнение всей этой работы как множества параллельно исполняющихся задач будет завершено за меньшее время, если указать стратегию равенства обслуживания. Должно быть очевидным, что любой другой вариант решения этой задачи потребует больше времени. Например, последовательное выполнение задач обработки каждого файла (то есть обработка следующего файла может начинаться только по окончании обработки предыдущего) приведет к самому длительному варианту. Стратегия предоставления процессорного времени в первую очередь текущей задаче пользователя, которая установлена в системах Windows по умолчанию, приведет нас к промежуточному (по затратам времени) результату.
Очевидно, что в идеале в очереди готовых к выполнению задач должны находиться в разной пропорции как задачи, ориентированные на ввод-вывод, так и задачи, ориентированные преимущественно на работу с центральным процессором. Практически все операционные системы стараются учесть это требование, однако не всегда оно выполняется настолько удачно, что пользователь получает превосходное время реакции системы на свои запросы и при этом видит, что его ресурсоемкие приложения выполняются достаточно быстро.
Дисциплины диспетчеризации
Известно большое количество дисциплин диспетчеризации, то есть правил формирования очереди готовых к выполнению задач, в соответствии с которыми формируется эта очередь (список). Иногда их называют дисциплинами обслуживания, опуская тот факт, что речь идет о распределении процессорного времени. Одни дисциплины диспетчеризации дают наилучшие результаты для одной стратегии обслуживания, в то время как для другой стратегии они могут быть вовсе неприемлемыми. Известно большое количество дисциплин диспетчеризации. Мы же, несмотря на статус этой книги, рассмотрим далеко не все, а только те, которые признаны наиболее эффективными и до сих пор имеют применение.
Прежде всего, различают два больших класса дисциплин обслуживания: бесприоритетные и приоритетные. При бесприоритетном обслуживании выбор задач производится в некотором заранее установленном порядке без учета их относительной важности и времени обслуживания. При реализации приоритетных дисциплин обслуживания отдельным задачам предоставляется преимущественное право попасть в состояние исполнения. Перечень дисциплин обслуживания и их классификация приведены на рис. 2.1.
В концепции приоритетов имеем следующие варианты:
- приоритет, присвоенный задаче, является величиной постоянной;
- приоритет изменяется в течение времени решения задачи {динамический приоритет).
56__________________________________________ Глава 2, Управление задачами
Рис. 2.1. Дисциплины диспетчеризации
Диспетчеризация с динамическими приоритетами требует дополнительных расходов на вычисление значений приоритетов исполняющихся задач, поэтому во многих операционных системах реального времени используются методы диспетчеризации на основе абсолютных приоритетов. Это позволяет сократить время реакции системы на очередное событие, однако требует детального анализа всей системы для правильного присвоения соответствующих приоритетов всем исполняющимся задачам с тем, чтобы гарантировать обслуживание. Проблему гарантии обслуживания мы рассмотрим ниже.
Рассмотрим некоторые основные (наиболее часто используемые) дисциплины диспетчеризации.
Самой простой в реализации является дисциплина FCFS (First Come First Served — первым пришел, первым обслужен), согласно которой задачи обслуживаются «в порядке очереди», то есть в порядке их появления. Те задачи, которые были заблоки-
Планирование и диспетчеризация процессов и задач__________________________ 57
рованы в процессе работы (попали в какое-либо из состояний ожидания, например из-за операций ввода-вывода), после перехода в состояние готовности вновь ставятся в эту очередь готовности. При этом возможны два варианта. Первый (самый простой) — это ставить разблокированную задачу в конец очереди готовых к выполнению задач. Этот вариант применяется чаще всего. Второй вариант заключается в том, что диспетчер помещает разблокированную задачу перед теми задачами, которые еще не выполнялись. Другими словами, в этом случае образуется две очереди (рис. 2.2): одна очередь образуется из новых задач, а вторая очередь — из ранее выполнявшихся, но попавших в состояние ожидания. Такой подход позволяет реализовать стратегию обслуживания «по возможности заканчивать вычисления в порядке их появления». Эта дисциплина обслуживания не требует внешнего вмешательства в ход вычислений, при ней не происходит перераспределения процессорного времени. Про нее можно сказать, что она относится к не вытесняющим дисциплинам1.
Очередь новых задач Рис. 2.2. Дисциплина диспетчеризации FCFS
К достоинствам этой дисциплины прежде всего можно отнести простоту реализации и малые расходы системных ресурсов на формирование очереди задач.
Однако эта дисциплина приводит к тому, что при увеличении загрузки вычислительной системы растет и среднее время ожидания обслуживания, причем короткие задания (требующие небольших затрат машинного времени) вынуждены ожидать
1 Существующие дисциплины диспетчеризации процессов могут быть разбиты на два класса: вытесняющие (preemptive) и не вытесняющие (non-preemptive). В первых пакетных операционных системах часто реализовывали параллельное выполнение заданий без принудительного перераспределения процессора между задачами. В большинстве современных ОС для мощных вычислительных систем, а также в ОС для персональных компьютеров, ориентированных на высокопроизводительное выполнение приложений (Windows 9x/NT/2000/XP, Linux, OS/2), реализованы вытесняющие дисциплины диспетчеризации (вытесняющая многозадачность).
58__________________________________________ Глава 2. Управление задачами
столько же, сколько трудоемкие задания. Избежать этого недостатка позволяют дисциплины SJN и SRT. Правило FCFS применяется и в более сложных дисциплинах диспетчеризации. Например, в приоритетных дисциплинах диспетчеризации, если имеется несколько задач с одинаковым приоритетом, которые стоят в очереди готовых к выполнению задач, то попадают они в эту очередь с учетом времени.
Дисциплина обслуживания SJN( Shortest Job Next — следующим выполняется самое короткое задание) требует, чтобы для каждого задания была известна оценка в потребностях машинного времени. Необходимость сообщать операционной системе характеристики задач с описанием потребностей в ресурсах вычислительной системы привела к тому, что были разработаны соответствующие языковые средства. В частности, ныне уже забытый язык]СL (Job Control Language — язык управления заданиями) был одним из наиболее известных. Пользователи вынуждены были указывать предполагаемое время выполнения задачи и для того, чтобы они не злоупотребляли возможностью указать заведомо меньшее время выполнения (с целью возможности получить результаты раньше других), ввели подсчет реальных потребностей. Диспетчер задач сравнивал заказанное время и время выполнения и в случае превышения указанной оценки потребности в данном ресурсе ставил данное задание не в начало, а в конец очереди. Еще в некоторых операционных системах в таких случаях использовалась система штрафов, при которой в случае превышения заказанного машинного времени оплата вычислительных ресурсов осуществлялась уже по другим расценкам.
Дисциплина обслуживания SJN предполагает, что имеется только одна очередь заданий, готовых к выполнению. Задания, которые в процессе своего исполнения были временно заблокированы (например, ожидали завершения операций ввода-вывода), вновь попадали в конец очереди готовых к выполнению наравне с вновь поступающими. Это приводило к тому, что задания, которым требовалось очень немного времени для своего завершения, вынуждены были ожидать процессор наравне с длительными работами, что не всегда хорошо.
Для устранения этого недостатка и была предложена дисциплина SRT (Shortest Remaining Time) — следующим будет выполняться задание, которому осталось меньше всего выполняться на процессоре.
Все эти три дисциплины обслуживания могут использоваться для пакетных режимов обработки, когда пользователю не нужно ждать реакции системы — он просто сдает свое задание и через несколько часов получает результаты вычислений. Для интерактивных же вычислений желательно прежде всего обеспечить приемлемое время реакции системы. Если же система является мультитерминальной, то помимо малого времени реакции системы на запрос пользователя желательно, чтобы она обеспечивала и равенство в обслуживании. Можно сказать, что стратегия обслуживания, согласно которой главным является равенство обслуживания при приемлемом времени обслуживания, является главной для систем разделения времени. Кстати, UNIX-системы реализуют дисциплины обслуживания, соответствующие именно этой стратегии.
Если же это однопользовательская система, но с возможностью мультипрограмм-. ной обработки, то желательно, чтобы те программы, с которыми непосредственно
Планирование и диспетчеризация процессов и задач__________________________ 59
работает пользователь, имели лучшее время реакции, нежели фоновые задания. При этом желательно, чтобы некоторые приложения, выполняясь без непосредственного участия пользователя (например, программа получения электронной почты, использующая модем и коммутируемые линии для передачи данных), тем не менее, гарантированно получали необходимую им долю процессорного времени.
Для решения перечисленных проблем используется дисциплина обслуживания, называемая карусельной (Round Robin, RR), и приоритетные методы обслуживания.
Дисциплина обслуживания RR предполагает, что каждая задача получает процессорное время порциями или, как говорят, квантами времени (time slice) q. После окончания кванта времени q задача снимается с процессора, и он передается следующей задаче. Снятая задача ставится в конец очереди задач, готовых к выполнению. Эту дисциплину обслуживания иллюстрирует рис. 2.3. Для оптимальной работы системы необходимо правильно выбрать закон, по которому кванты времени выделяются задачам.
Рис. 2.3. Карусельная дисциплина диспетчеризации
Величина кванта времени q выбирается как компромисс между приемлемым временем реакции системы на запросы пользователей (с тем, чтобы их простейшие запросы не вызывали длительного ожидания) и накладными расходами на частую смену контекста задач. Очевидно, что при прерываниях операционная система вынуждена выполнять большой объем работы, связанной со сменой контекста. Она должна сохранить достаточно большой объем информации о текущем (прерываемом) процессе, поставить дескриптор снятой задачи в очередь, занести в рабочие регистры процессора соответствующие значения для той задачи, которая теперь будет выполняться (ее дескриптор расположен первым в очереди готовых к исполнению задач). Если величина q велика, то при увеличении очереди готовых к выполнению задач реакция системы станет медленной. Если же величина q мала, то относительная доля
60__________________________________________ Глава 2. Управление задачами
накладных расходов на переключения контекста между исполняющимися задачами увеличится, и это ухудшит производительность системы.
В некоторых операционных системах есть возможность указывать в явном виде величину кванта времени или диапазон возможных значений, тогда система будет стараться выбирать оптимальное значение сама. Например, в операционной системе OS/2 в файле CONFIG.SYS есть возможность с помощью оператора TIMESLICE указать минимальное и максимальное значения для кванта q. Так, например, строка TIMESLICE=32,256 указывает, что минимальное значение равно 32 мс, а максимальное — 256. Если некоторая задача прервана, поскольку израсходован выделенный ей квант времени q, то следующий выделенный ей интервал будет увеличен на время, равное одному периоду таймера (около 32 мс), и так до тех пор, пока квант времени не станет равным максимальному значению, указанному в операторе TIMESLICE. Этот метод позволяет OS/2 уменьшить накладные расходы на переключение задач в том случае, если несколько задач параллельно выполняют длительные вычисления. Следует заметить, что диспетчеризация задач в этой операционной системе реализована, пожалуй, наилучшим образом с точки зрения реакции системы и эффективности использования процессорного времени.
Дисциплина карусельной диспетчеризации более всего подходит для случая, когда все задачи имеют одинаковые права на использование ресурсов центрального процессора. Однако как мы знаем, равенства в жизни гораздо меньше, чем неравенства. Одни задачи всегда нужно решать в первую очередь, тогда как остальные могут подождать. Это можно реализовать за счет того, что одной задаче мы (или диспетчер задач) присваиваем один приоритет, а другой задаче — другой. Задачи в очереди будут располагаться в соответствии с их приоритетами. Формирует очередь диспетчер задач. Процессор в первую очередь будет предоставляться задаче с самым высоким приоритетом, и только если ее потребности в процессоре удовлетворены или она попала в состояние ожидания некоторого события, диспетчер может предоставить его следующей задаче. Многие дисциплины диспетчеризации по-разному используют основную идею карусельной диспетчеризации и механизм приоритетов.
Дисциплина диспетчеризации RR — это одна из самых распространенных дисциплин. Однако бывают ситуации, когда операционная система не поддерживает в явном виде дисциплину карусельной диспетчеризации. Например, в некоторых операционных системах реального времени используется диспетчер задач, работающий по принципу абсолютных приоритетов (процессор предоставляется задаче с максимальным приоритетом, а при равенстве приоритетов он действует по принципу очередности) [7, 11]. Другими словами, причиной снятия задачи с выполнения может быть только появление задачи с более высоким приоритетом. Поэтому если нужно организовать обслуживание задач таким образом, чтобы все они получали процессорное время равномерно и равноправно, то системный оператор может сам организовать эту дисциплину. Для этого достаточно всем пользовательским задачам присвоить одинаковые приоритеты и создать одну высокоприоритетную задачу, которая не должна ничего делать, но которая, тем не менее, будет по таймеру (через указанные интервалы времени) планироваться на выполнение. Благодаря высокому приоритету этой задачи текущее приложение будет сниматься с выполнения и ставиться в конец очереди, а поскольку этой высокоприоритетной задаче
Планирование и диспетчеризация процессов и задач__________________________ 61
на самом деле ничего делать не надо, то она тут же освободит процессор, и из очереди готовности будет взята следующая задача.
В своей простейшей реализации дисциплина карусельной диспетчеризации предполагает, что все задачи имеют одинаковый приоритет. Если же необходимо ввести механизм приоритетного обслуживания, то это, как правило, делается за счет организации нескольких очередей. Процессорное время предоставляется в первую очередь тем задачам, которые стоят в самой привилегированной очереди. Если она пустая, то диспетчер задач начинает просматривать остальные очереди. Именно по такому алгоритму действует диспетчер задач в операционных системах OS/2, Windows 9x, Windows NT/2000/XP и многих других. Отличия в основном заключаются в количестве очередей и в правилах, касающихся перемещения задач из одной очереди в другую.
Известные дисциплины диспетчеризации (мы здесь рассмотрели только основные) могут применять или не применять еще одно правило, касающееся перераспределения процессора между выполняющимися задачами.
Есть дисциплины, в которых процессор принудительно может быть отобран у текущей задачи. Такие дисциплины обслуживания называют вытесняющими, поскольку одна задача вытесняется другой. Другими словами, возможно принудительное перераспределение процессорного времени между выполняющимися задачами. Оно осуществляется самой операционной системой, отбирающей периодически процессор у выполняющейся задачи.
А есть дисциплины диспетчеризации, в которых ничто не может отобрать у задачи процессор, пока она сама его не освободит. Освобождение процессора в этом случае, как правило, связано с тем, что задача попадает в состояние ожидания некоторого события.
Итак, диспетчеризация без перераспределения процессорного времени, то есть не вытесняющая (non-preemptive multitasking), или кооперативная, многозадачность (cooperative multitasking), — это такой способ диспетчеризации задач, при котором активная задача выполняется до тех пор, пока она сама, что называется «по собственной инициативе», не отдаст управление диспетчеру задач для того, чтобы тот выбрал из очереди другой, готовый к выполнению процесс или поток. Дисциплины обслуживания FCFS, SJN, SRT относятся к не вытесняющим.
Диспетчеризация с перераспределением процессорного времени между задачами, то есть вытесняющая многозадачность (preemptive multitasking), — это такой способ, при котором решение о переключении процессора с выполнения одной задачи на выполнение другой принимается диспетчером задач, а не самой активной задачей. При вытесняющей многозадачности механизм диспетчеризации задач целиком сосредоточен в операционной системе, и программист может писать свое приложение, не заботясь о том, как оно будет выполняться параллельно с другими задачами (процессами и потоками). При этом операционная система выполняет следующие функции: определяет момент снятия с выполнения текущей задачи, сохраняет ее контекст в дескрипторе задачи, выбирает из очереди готовых задач следующую и запускает ее на выполнение, загружая ее контекст. Дисциплина RR и многие другие, построенные на ее основе, относятся к вытесняющим.
62 Глава 2. Управление задачами
При не вытесняющей многозадачности процессорное время распределено между системой и прикладными программами. Прикладная программа, получив управление от операционной системы, сама должна определить момент завершения своей очередной итерации и передачи управления супервизору операционной системы с помощью соответствующего системного вызова. При этом естественно, что диспетчер задач, так же как и в случае вытесняющей мультизадачности, формирует очереди задач и выбирает в соответствии с некоторым алгоритмом (например, с учетом порядка поступления задач или их приоритетов) следующую задачу на выполнение. Такой механизм создает некоторые проблемы как для пользователей, так и для разработчиков.
Для пользователей это означает, что управление системой может теряться на некоторый произвольный период времени, который определяется процессом выполнения приложения (а не системой, старающейся всегда обеспечить приемлемое время реакции на запросы пользователей) [27]. Если приложение тратит слишком много времени на выполнение какой-либо работы (например, на форматирование диска), пользователь не может переключиться с этой на другую задачу (например, на текстовый или графический редактор, в то время как форматирование продолжалось бы в фоновом режиме). Эта ситуация нежелательна, так как пользователи обычно не хотят долго ждать, когда машина завершит свою задачу.
Поэтому разработчики приложений для не вытесняющей операционной среды, возлагая на себя функции диспетчера задач, должны создавать приложения так, чтобы они выполняли свои задачи небольшими частями. Так, упомянутая выше программа форматирования может отформатировать одну дорожку дискеты и вернуть управление системе. После выполнения других задач система возвратит управление программе форматирования, чтобы та отформатировала следующую дорожку. Подобный метод разделения времени между задачами работает, но он существенно затрудняет разработку программ и предъявляет повышенные требования к квалификации программиста.
Например, в ныне уже забытой операционной среде Windows 3.x нативные 16-разрядные приложения этой системы разделяли между собой процессорное время именно таким образом. И именно программисты должны были обеспечивать «дружественное» отношение своей программы к другим выполняемым одновременно с ней программам, достаточно часто отдавая управление ядру системы. Крайним проявлением «недружественности» приложения является его зависание, приводящее к общему краху системы — прекращению всех вычислений. В системах с вытесняющей многозадачностью такие ситуации, как правило, исключены, так как центральный механизм д<