Лабораторная работа № 4 «Построение синтаксического анализатора»

Основная задача синтаксического анализа - проверка исходной программы на соответствие грамматике языка программирования. Следует еще раз напомнить, что синтаксический анализ производится над кодом программы, который получен на выходе лексического анализа. Результат синтаксического анализа, который часто называется разбором, представляется в виде дерева разбора. Данное дерево должно демонстрировать вывод исходной программы как цепочки символов из начального символа грамматики.

Для построения дерева разбора используются различные методы синтаксического анализа, каждый из которых имеет свои особенности. В нашем случае будет рассмотрен пример разбора «сверху-вниз», который называется рекурсивным спуском. Основная особенность рекурсивного спуска заключается в том, что для анализа каждого нетерминала используется отдельная семантическая процедура, а многократное обращение к ней в процессе анализа и дало в название методу – «рекурсивный спуск».

Рассмотрим суть синтаксического анализа методом рекурсивного спуска на примере.

Вначале построим грамматику языка программирования, описанного в лабораторной работе № 1. Его грамматика, начальным символом которой является нетерминал <программа>, имеет следующий вид:

<программа> ::= PROC MAIN;<текст> END.

<текст> ::= (<строка>|<процедура>){<строка>|<процедура>}

<строка> ::= <описание>
|<отд.оператор>

<описание> ::= DCL<идентфикатор>{,<идентификатор>}DEC FIXED;

<отд.оператор> ::= <идентификатор>:<оператор>
|<оператор>

<оператор> ::= <идентификатор>:=<выражение>
| GOTO <идентификатор>
| <условный оператор>

<процедура> ::= PROC <идентификатор>;<текст>END;

<условный оператор> ::= IF <условие> THEN <оператор>

<условие> ::= <выражение><неравенство><выражение>

<выражение> ::= <терм>{+<терм>}

<терм> ::= <множитель>{*<множитель>}

<множитель> ::= <аргумент>|(<выражение>)

<аргумент> ::= <идентификатор>
|<константа>

<идентификатор> ::= <буква>{<буква>|<цифра>}

<константа> ::= <число>
|.<число>
|<число>.<число>
|<число>.

<буква> ::= A | B |...| Y | Z

<цифра> ::= 0 | 1 |...| 8 | 9

Теперь введем некоторые термины.

Цель. Под ней будем понимать некоторый нетерминальный символ, который в данный момент времени является для дерева концевым. Задача заключается в том, чтобы из него продолжить построение дерева (найти вывод). И так далее до тех пор, пока в качестве цели не окажется терминальный символ.

Построение дерева разбора в методах синтаксического анализа «сверху-вниз» всегда производится слева направо (в качестве цели всегда выбирается самый левый концевой символ). Здесь очень важно найти в разбираемой цепочке входной программы самую левую подцепочку, выводимую из цели. Эта подцепочка называется фразой для нетерминала U и в методах синтаксического анализа играет ключевую роль. Для ясности дадим формальное определение понятия фразы.

Фраза. Пусть задана грамматика G[Z], где Z – начальный символ и некоторая цепочка xUy, тогда цепочка u называетсяфразойдля нетерминала U, если выполняется два условия:

ZÞ+ xUy

U Þ+ u

Если вывод U Þ u является простым, то и фраза u также называется простой.

Итак, при разборе семантическая процедура нетерминального символа (цели) всегда для разбираемой цели ищет самую левую простую фразу, заменяет ее на цель и далее разбор повторяется для новой цели.

Для устранения лишних возвратов в рекурсивном спуске в качестве контекста используется единственный символ, следующий за разобранной частью фразы, который постоянно отслеживается.

Рекурсивная процедура для нетерминала U ищет фразу следующим образом: сравнивает разбираемый символ с правыми частями правил для данного нетерминала U, выбирает подходящее правило грамматики и по мере необходимости вызывает другие процедуры для используемых в правиле нетерминалов. Таким образом происходит спуск до уровня правил, не имеющих в правых частях нетерминалов.

Процедура, удачно завершившая разбор соответствующего ей правила, завершает свою работу, возвращая в точку вызова признак успешного окончания. В противном случае (если соответствующее ей правило (правила) неприменимы в данном контексте), в точку вызова возвращается признак неудачи, и вызывающая процедура переходит к разбору по следующему правилу, если таковое имеется, или, в свою очередь, при его отсутствии возвращает признак неудачи.

При программной реализации данного алгоритма были определены следующие переменные и процедуры, за которыми закреплены определенные функциональные назначения.

1. Переменная NXTSYMB ‑ глобальная переменная, содержащая символ, следующий за разбираемым символом. NXTSYMB содержит символ (лексему) исходной программы, который будет обрабатываться следующим, а при поиске новой цели в переменной NXTSYMB всегда находится первый символ, который должен быть исследован.

При выходе из процедуры с сообщением об успехе символ, следующий за закрытой подцепочкой, помещается в NXTSYMB.

2. Процедура SCAN готовит очередной символ исходной программы и помещает его в NXTSYMB.

3. Процедура ERROR предназначена для обработки ошибочных ситуаций.

Ниже в таблице 4.1 собраны нетерминалы грамматики и имена соответствующих им рекурсивных семантических процедур.

Таблица 4.1

Нетерминальные символы грамматики Имена рекурсивных процедур
<программа> PROGRAM
<текст> TEXT
<строка> LINE
<описание> DECLARE
<отд.оператор> SEP_OPER
<оператор> OPERATOR
<процедура> PROCED
<условный оператор> IF_OPER
<условие> CONDITION
<выражение> EXPRESSION
<терм> TERM
<множитель> FACTOR
<аргумент> ARGUMENT
<идентификатор> IDENT
<константа> CONST

Процедуры IDENT и CONST в отличие от всех остальных процедур возвращают значение ИСТИНА или ЛОЖЬ в зависимости от того, является ли лексема, содержащаяся в переменной NXTSYMB, идентификатором или константой соответственно.

При инициализации синтаксического анализатора идет обращение к процедуре SCAN, которая помещает первый символ исходной программы в глобальную переменную NXTSYMB и вызывает процедуру PROGRAM.

Для рассмотренной грамматики программа синтаксического анализатора по методу рекурсивного спуска приведена ниже.

procedure PROGRAM;

begin

SCAN;

if NXTSYMB<>'PROC' then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB<>'MAIN' then ERROR;

if NXTSYMB<>';' then ERROR;

SCAN;

TEXT;

SCAN;

if NXTSYMB<>'END' then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB<>'.' then ERROR;

end.

procedure TEXT;

while NXTSYMB<>'END' do

if NXTSYMB='PROC' then PROCED

else LINE;

end;

procedure PROCED;

begin

SCAN;

if NOT IDENT (NXTSYMB) then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB<>';' then ERROR;

SCAN;

while NXTSYMB<>'END' do begin

LINE;

SCAN;

end;

SCAN;

if NXTSYMB<>';' then ERROR;

end;

procedure LINE;

if NXTSYMB='DCL' then DECLARE

else SEP_OPER;

end;

procedure DECLARE;

begin

SCAN;

if NOT IDENT (NXTSYMB) then ERROR;

SCAN;

while NXTSYMB=',' do begin

SCAN;

if NOT IDENT (NXTSYMB) then ERROR;

SCAN;

end;

if NXTSYMB<>'DEC' then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB<>'FIXED' then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB<>';' then ERROR;

SCAN;

end;

procedure SEP_OPER;

if NXTSYMB='IF' OR NXTSYMB='GOTO' then OPERATOR

else begin

if NOT IDENT (NXTSYMB) then ERROR;

SCAN;

if NXTSYMB=':' then begin

SCAN;

OPERATOR;

end;

else if NXTSYMB=':=' then begin

SCAN;

EXPRESSION;

end;

else

ERROR;

end;

procedure OPERATOR;

if NXTSYMB='IF' then IF_OPER

else if NXTSYMB='GOTO' then begin

SCAN;

if NOT IDENT (NXTSYMB) then ERROR;

end;

else begin

IDENTIFIER;

if NXTSYMB<>':=' then ERROR

else begin

SCAN;

EXPRESSION;

end;

end;

end;

procedure IF_OPER;

begin

SCAN;

CONDITION;

if NXTSYMB<>'THEN' then ERROR

else begin

SCAN;

OPERATOR;

end;

end;

procedure CONDITION;

begin

EXPRESSION;

if NXTSYMB<>'>' then

if NXTSYMB<>'<' then ERROR;

SCAN;

EXPRESSION;

end;

procedure EXPRESSION;

begin

TERM;

SCAN;

while NXTSYMB='+' do begin

SCAN;

FACTOR;

end;

end;

procedure TERM;

begin

FACTOR;

while NXTSYMB='*' do begin

SCAN;

FACTOR;

end;

end;

procedure FACTOR;

if NXTSYMB='(' then begin

SCAN;

EXPRESSION;

if NXTSYMB<>')' then ERROR;

else

SCAN;

end;

else begin

ARGUMENT;

SCAN;

end;

end;

procedure ARGUMENT;

if NOT CONST(NXTSYMB) then

if NOT IDENT(NXTSYMB)) then ERROR;

end;

При выполнении лабораторной работы № 4 студенты должны внимательно ознакомиться с предлагаемым подходом и по аналогии с ним выполнить разработку синтаксического анализатора языка программирования, предложенного в варианте задания к лабораторной работе.

Варианты заданий

Каждый вариант задания представляет собой пару: входной язык и машинный, или выходной, язык (см. табл. 5.1). В качестве входного языка предлагается один из языков программирования высокого уровня, в который должно быть обязательно включено следующее подмножество языковых конструкций и операторов:

- идентификаторы;

- числовые константы целого типа и вещественного типа, представленные с фиксированной и плавающей точкой;

- символьные (строковые) константы;

- переменные с индексами (массивы и элементы массивов);

- комментарии (строчные и блочные);

- имена функций пользователя;

- арифметические операции;

- операции сравнения (меньше, больше, равно, не равно, меньше или равно, больше или равно);

- операторы описания данных (идентификаторов и массивов);

- операторы описания процедур и функций (если предусмотрены в языке);

- операторы условного и безусловного перехода;

- метки (если предусмотрены в языке).

В качестве машинного языка предлагаются различные языки высокого уровня и язык Ассемблера (см. таблицу 5.1).

Таблица 5.1

№ варианта Входной язык Выходной язык
Паскаль Си
Бейсик Си
Perl Си
Фортран Си
JavaScript Си
Паскаль Perl
Бейсик Perl
Си Perl
Фортран Perl
JavaScript Perl
Паскаль Фортран
Бейсик Фортран
Perl Фортран
Си Фортран
JavaScript Фортран
Паскаль Бейсик
Си Бейсик
Perl Бейсик
Фортран Бейсик
JavaScript Бейсик
Паскаль JavaScript
Бейсик JavaScript
Perl JavaScript
Фортран JavaScript
Си JavaScript
Паскаль Ассемблер
Си Ассемблер
Бейсик Ассемблер
Perl Ассемблер
Фортран Ассемблер
JavaScript Ассемблер
Си Паскаль
Бейсик Паскаль
Perl Паскаль
Фортран Паскаль
JavaScript Паскаль

Приступая к выполнению лабораторных работ, студент должен внимательно ознакомиться со своим вариантом задания, сформировать согласованное с преподавателем подмножество конструкций выбранной версии входного языка и используемые инструментальные средства разработки.

Порядок выполнения лабораторных работ и требования к их оформлению

Цикл состоит из четырех лабораторных работ:

1. Построение программы лексического анализатора, корректно распознающего все перечисленные выше лексемы и формирующего таблицы лексем и внутреннее представление проанализированного текста.

На вход программы подается файл, содержащий тест на входном языке программирования. Результатом работы программы должен быть файл, содержащий последовательность кодов лексем входной программы, а также один или несколько файлов, содержащие все таблицы лексем.

Отчет по работе должен содержать описание правил записи перечисленных выше элементов заданного входного языка, стандартные таблицы лексем, диаграмма состояний сканера, листинг программы и комментарии к нему, пример лексического разбора.

2. Построение программы для перевода закодированного текста исходной программы в обратную польскую запись.

Программа получает на входе файл - результат лексического анализа и строит обратную польскую запись исходной программы.

Отчет по работе должен содержать полное описание алгоритма Дейкстра для конкретного языка: таблицу приоритетов операторов и операций, а также алгоритм работы со стеком. Листинг программы и комментарии к нему, пример.

3. Разработка программы для формирования по обратной польской записи текста на выходном (машинном) языке.

Программа получает на входе файл, содержащий ОПЗ исходной программы, и строит текст программы на машинном язык в соответствии с заданием.

Отчет по работе должен содержать описание правил записи перечисленных выше элементов заданного выходного языка, алгоритм работы МП-автомата и описание семантических процедур, листинг программы и комментарии к нему, пример.

4. Разработка программы синтаксического анализатора исходного текста.

Программа получает на входе файл - результат лексического анализа и выполняет синтаксический анализ исходной программы. Результатом работы должно быть сообщение о корректности программы или сообщение об первой обнаруженной ошибке с указанием строки и конструкции языка, при разборе которых обнаружена ошибка.

Отчет по работе должен содержать полную грамматику заданного подмножества входного языка, описание алгоритма синтаксического разбора, листинг программы и комментарии к нему, пример.

5. На рейтинговой неделе для получения допуска к экзамену студент должен представить единый отчет по циклу лабораторных работ, полную версию разработанного программного комплекса и продемонстрировать его работу преподавателю на примере.

Приложение. Описание языков программирования, выбранных в качестве входных языков

Наши рекомендации