INPUT ”подсказка”; имя переменной

INPUT [”подсказка”;] имя1, имя2, …

Отметим, что конструкция в синтаксисе типа [...], означает, что данный параметр является необязательным, т.е. его можно пропустить. При встрече с оператором ввода (ключевое слово INPUT) программа приостанавливает своё действие; на экране появляется знак вопроса «?» или подсказка со знаком «?», после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящий в состав оператора, нажать клавишу Enter. Если в операторе указано несколько имен переменных, то их значения набираются на клавиатуре через запятую и потом нажимается клавиша Enter.

Оператор INPUT можно использовать для присваивания значения как числовым, так и строковым переменным. Пример его использования будет приведен ниже.

2.4.3. Оператор присваивания

Оператор присваивания начинается с ключевого слова LET. LET в переводе с английского языка означает позволять, допускать. Отметим, что ключевое слово LET можно опустить, что почти всегда и делается при написании программы, а отличительным признаком оператора является присутствие знака «=» в синтаксисе оператора.

Синтаксис оператора присваивания:

Имя переменной = арифметическое выражение

В результате выполнения оператора присваивания переменной, стоящей слева от знака равенства присваивается значение арифметического выражения, которое перед присваиванием вычисляется. В частном случае арифметическое выражение может состоять как из какого-либо числа, так и из одной переменной. Для корректного действия оператора присваивания необходимо, чтобы все переменные в выражении имели некоторые значения еще до его выполнения.

Например, результаты выполнения трех операторов присваивания:

Оператор присваивания Действие оператора присваивания
X=15 присваивание переменной Xзначения 15
Y=2 присваивание переменной Y значения 2
Z=(X-3*Y^2)+7 1. вычисление значения правой части третьего оператора присваивания (X-3*Y^2)+7. Получается 10 2. присваивание переменной Z значения 10

Отметим, что с помощью оператора можно задавать значения переменных в самой программе, но это ограничивает возможность использования программы с различными исходными данными.

2.4.4. Оператор вывода

Оператор ввода начинается с ключевого слова PRINT. PRINT в переводе с английского языка означает печать, оттиск. Поэтому действие этого оператора состоит в выведении значения переменной или значений переменных, текста или значений выражений после их вычисления из памяти компьютера на экран монитора. Вместо слова PRINT можно набирать знак «?», который после набора оператора транслятор Бейсик заменяет ключевым словом.

Синтаксис оператора вывода очень разнообразен. Это связано тем, что визуализация результатов работы программы должна быть понятна как самому автору программы, так и сторонним пользователям. Поэтому продемонстрируем работу оператора вывода на конкретных примерах.

Оператор вывода на экран позволяет:

1. Выводить текстовую информацию, заключенную в кавычки, на экран монитора.

Например:

PRINT ”Привет”

2. Вычислять выражения арифметических выражений.

Например:

PRINT 5.5*4-5^2

3. Выводить значения переменных на экран монитора.

Например:

SQ1=12*25

DAY$=«понедельник»

PRINT SQ1, DAY$

Разделителем между выводимыми данными может быть:

запятая ( , ) – данные отделяются друг от друга шагом табуляции, равным 8 пробелам;

точка с запятой ( ; ) – данные печатаются вплотную друг к другу.

2.4.5. Программа линейного алгоритма

Рассмотрим реализацию линейного алгоритма на примере задачи, приведенной в разделе 1.3, а именно: вычислить периметр произвольного треугольника по его трем сторонам.

CLS

INPUT " Введите значения: А, В, С "; А, В, С

Р = А + В + С

? " Р= "; Р

END

Если записать эти пять строк на русском языке, то получим:

1. Начало – очистить экран монитора

2. Ввод трех чисел А, В, С с клавиатуры

3. Вычислить сумму Р = А + В + С и присвоить ее значение Р

4. Вывод на экран дисплея значения Р

5. Конец

В программе использован оператор конца программы. Его ключевое слово END. Действие этого оператора заключается в том, что транслятор определяет: программа завершена, далее операторов нет.

Для самостоятельной работы на построение блок-схемы и записи программы линейного алгоритма можно предложить следующие задачи:

Задача 1. Найти площадь (S) и длину окружности (L). R – радиус вводится с клавиатуры.

Задача 2. Найти площадь (S) и периметр прямоугольного треугольника (Р). Значения катетов А и В вводятся с клавиатуры.

Задача 3. Найти общее сопротивление параллельно соединенных проводников (RО). Значения R1 и R2 вводятся с клавиатуры.

Наши рекомендации