История обучения информатике в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

В равномерной непрерывности процесса вне­дрения ЭВМ и программирования в средней школе обычно допускается несколько этапов, характеризующие собой важные качественные изме­нения:

1. Появление отечественных ЭВМ от­носится к началу 60-х гг. В этот период получает развитие новая отрасль – программирование на ЭВМ. С появлением ВТ в крупных вузах страны привели к созданию разновозра­стных групп учащихся по обучению их программир­ованию и работе на ЭВМ. В методической и педагогической литературе появляются публикации по обмену опы­том обучения разновозрастных групп учащихся.

2. Толчком к созданию целенаправленных учебных программ по обучению программирования получено создание школ и классов с математической специализацией, предусматриваю­щих подготовку вычислителей-программистов на базе средней школы. Наиболее широкую известность приобретает работа, начатая в 1959 г. Шварцбурдом в школе 425 г. Москвы. В июле 1961 МПРФ утверждает 1-й вариант отчетной документации выпускника такой школы, а именно:

1) квалификационную характеристику выпускника

2) учебные планы и программы по общему курсу математики, а так­же 3-м специальным дисциплинам математические машины и про­граммирование, вычислительная математика, приближенные вычисления.

При МПРФ создается спец комиссия по вопросам математическо специализации школ, которую возглавил профессор Маркушевич А.И.. Шварцбурдом был создан один из 1-х курс мат. машины, который содержал следующие те­мы:

9 кл. (4 часа в неделю во 2-м полугодии):

1-я тема: Электронные цифровые ВМ - 4 часа.

2-я тема: Арифметические основы программи­рования - 10 часов.

3-я тема: Основные све­дения о программировании - 36 часов.

4-я те­ма: Перевод программ на язык машин - 26 ча­сов.

5-я тема: Организация процесса про­граммирования - 12 часов.

10-и класс (4 часа в 1-й полугодии):

1-я тема: Стандартные программы. Автоматизация программирования - 26 часов.

2-я тема: Методы контроля - 26 часов.

3-я тема: Общая характеристика математических машин - 24 часа.

4-я тема: (Резерв времени) Повторение - 2 часа

3. В ноябре 1966 г началось внедрение факультатив­ных курсов математики. Факультативы, которые предусматри­вали работу на ЭВМ:

– программирование;

– вычислительная математика;

– векторное пространст­во и линейное программирование.

7-й класс: Системы счис­ления и арифметическое устройство ЭВМ.

8-й класс: Алгоритмы и программирование.

9-й класс и 1-е полугодие 10 класса: Основы кибернетики 2-е полугодие: язык программирования

4. В начале 70-х начинается подготовка учащихся по про­граммированию на базе УПК. Появление всего сводилось фактически либо к введению определенного раздела в курсе математики либо к введению нового предмета.

5. В учебном пособии АЛГЕБРА-8 вводится специальный мате­риал «Вычисления и алгоритмы». В 1975 г 11-часовой материал во 2-ой половине 70-х гг. для формирования алгоритмической культуры учащихся начинается активно использоваться МК, который облегчает счет и позво­ляет выделить большой объем времени для реше­ния прикладных задач

6. Качественно новый этап в развитии ВТ обязан появлению МП и ПЭВМ начался во 2-й половине 70-х гг.

7. Вперед выдвигается инициативная группа «Школьная информатика», сформированная академиком Ершовым при ВЦ Сибирского от­деления академии наук. Основные программ­ные документы были опубликованы в 1978 г. В 1984 г. в ноябре в соответствии с реформой средней общеобразовательной школы был объявлен конкурс на создание программы и учебного пособия по курсу «Основы информатики и ВТ». В середине апреля 1985 г выходит 1-я часть учебного посо­бия «Основы информатики и ВТ. Ершова». С 1 сентября 1985 г во все школы страны вводится новый предмет «Основы информатики и ВТ».

Методическая система обучения информатике:представляет собой совокупность 5 иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организованных форм обучения.

Методическая система обучения– это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирующая учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучающихся школьников.

Характерные черты современной методической системы обучения:

1) научно обоснованное планирование процесса обучения;

2) единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;

3) высший уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;

4) максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;

5) сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

6) насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

7) комплексный подход к изучению различных предметов.

3. Содержание и структура школьного курса информатики. Стандарт школьного образования по информатике.

Общие требования к содержанию образования приветствуются в ФЗ «Об образовании». Принципы дидактики в преподавании информатики:

1) Научность

2) Доступность и общеобразовательность

3) Принцип воспитания

4) Принцип прочности знаний

5) Принцип индивидуального подхода к учащимся

6) Принцип наглядности

7) Принцип системности и последовательности

8) Принцип активности, самостоятельности и прочности усвоения знаний.

Школьное образование состоит из 4-х компонентов: обучение, воспитание, развитие и практическая деятельность.

Со­держание и структура курса в 1-м пробном учебнике (Ершова) должно сформировать у учащихся:

1) Первоначальное понятие алгоритма, навыки грамотного построения задач для решения на ЭВМ, элементарное знание о методах математического моделирования и умения строит простые математические модели простых задач, знание основных алгоритмических структур и умение применить эти знания для построения алгоритмов и решения задач по их математической модели.

2) Понятие устройства и функция ЭВМ и элементарные навыки состав­ления простейших программ для ЭВМ по по­строенным алгоритмам.

В настоящее время разрабатываются стандарты по школьном курсу информатики. В частности опубликованы феде­ральный стандарт, основное содержание базового кур­са которого является:

1) линия информационных процессов;

2) представление информации;

3) алгоритмическая линия;

4) линия исполнителей;

5) линия формализации и моделирования;

6) линия информационных технологий.

Кроме основного содержания разрабатываются так называемые региональные стандарты:

1) Санкт-Петербургский стандарт – разработали требования выпускникам школ по курсу ОИВТ и в основу стандарта положен федеральный стандарт, дополненный 3-мя новыми линиями (6+3):

а) формальное исчисление;

б) информационные процессы;

в) моделирование;

2) Пермский стандарт (базовый курс, рассчитанный на 8-9 кл. 68 часов). Основные принципы кур­са:

1) понятие информации;

2) понятие исполнителя;

3) развитие и последовательное раскрытие основных понятий информатики – информация, ЭВМ, алгоритм.

Продолжением основных целей пропедевтического курса зало­жены в ПМК и является реализация их в программе методического комплекса «алгоритмика». Основная линия: алгоритмизация. Данный комплекс является «лабораторией учебной информатики», т.к. включает в себя следующие разде­лы:

1) программа для учителя. Возможности: вести журнал и учет успеваемости по каждому и по классу в целом;

2) редактор задач;

3) сам пакет для учащихся.

Наши рекомендации