Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.
Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.
Компьютер как объект изучения является основной составной частью содержания школьного предмета, т.о. ОИВТ, выполняя общеобразовательные функции, должна включать наиболее общезначимые сведения, которые раскрыли бы суть базовой науки информатики, вооружали учащихся ЗУН, необходимым выпускникам на современном этапе компьютеризации общества.
Основные содержательно-исторические аспекты нового учебного предмета, которые имеют наиболее общезначимое значение в обучении:
1) Содержание школьного курса ОИВТ базируется на 3-х основных понятиях: информация, алгоритм, ЭВМ.
2) С введением нового учебного предмета наиболее полно реализуется принцип мажпредметных связей в обучении, что обеспечивает наиболее полную реализацию принципов индивидуального подхода к дифференциации.
3) С введением нового учебного процесса происходит расширение понятия величины, включая естественно числовые.
С введением в школе нового учебного предмета является раздел педагогики, объектом изучения которого является процесс изучения информатики, который по традиции получил название МПИ. Перед МПИ стоят основные задачи:
1) Определить конкретные цели изучения информатики и ВТ и соответственное содержание школьного учебного предмета.
2) Разобрать и предложить школьникам наиболее рациональные методы и формы обучения информатике.
3) Рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике и разобрать рекомендации по их применению в процессе обучения.
О6щие цели преподавания информатики в средней школе: 1) общеобразовательная; 2) практическая; 3) воспитательная.
Общие цели уточняются и определяются конкретными целями обучения информатике.
Большинство авторов учебных пособий и программ по школьному курсу ОИВТ выделяют следующие задачи:
а) общеобразовательная – учащимся необходимо привить навыки алгоритмического мышления, навыки логического мышления
б) практическая – выработать навыки работы с компьютером, овладение прикладными программами, обучение умению писать простейшие задачи.
Во всех подходах при определении цели всегда стоят два вопроса:
1) Чему следует отдать предпочтение: развитию навыков моделирования или развитию алгоритмического мышления?
2) Если следует изучать языки программирования, то какой и когда?
Все авторы в принципе отвечают на эти вопросы, но формулируют по разному.
В понятие «алгоритмической культуры» входят 8 основных принципов: 1) понятие «алгоритма» и его свойства; 2) понятие языка; 3) уровень формализации языка; 4) принцип дискретности; 5) принцип ветвления; 6) принцип цикличности; 7) принцип блочности; 8) принцип обоснования или выполнения алгоритма.
Появление ПЭВМ привело к появлению еще 4-х компонентов, обеспечивающих формирование компьютерной грамотности и peальных факторов общения с ЭВМ:
1) формирование умения общаться с ПЭВМ на пользовательском уровне;
2) составление простых программ для ЭВМ;
3) представление об устройстве и принципах действия основных элементов ЭВМ;
4) представление об областях применения и возможностях ЭВМ.
Планирование учебного процесса по курсу информатики. Подготовка учителя к проведению урока информатики.
Общая технология включает 2 этапа:
1) общая подготовка к преподаванию всего курса;
2)подготовка к каждому конкретному уроку.
Этапы общей подготовки по всему курсу:
1) подробное изучение содержания курса учебной программы и пояснительной записки к ней;
2) изучается материал учебников, пособий и теоретических работ по предмету;
3) изучение методических материалов, статей в журналах и сборниках по методике преподавания;
4) работа по подготовке наглядных пособий, дидактических материалов и технических средств;
5) учитель изучает состояние материальной базы школы и её пополнение;
6) использование конкретных возможностей класса для того, чтобы опираться на сильные стороны и развивать слабые.
Этапы подготовки к уроку:
I. Определения темы, цели урока и составления плана.
II. Изучение характера изложения материала в учебнике. Анализ вопросов и заданий.
III. Определения структуры, типа урока, основных частей. Определение методики деятельности учителя и учащегося. Отбор форм и методов деятельности, разработка форм контроля.
IV. В качестве средств может использовать Т.С.О.: а) компьютер с системой Windows; б) экран; в) мультимедийный проектор; г) программные средства: презентации, ПО к уроку; д) наглядные средства: схемы, модели, плакаты; е) раздаточные материалы: комплекты карточек, приложения к уроку.
V. Составление окончательного плана урока.
Технология составления тематического планирования может быть представлена в следующих видах:
1) учебно-тематический план по всему курсу;
2) календарно-тематическое планирование;
3) тематическое планирование;
4) график прохождения учебного материала.
Этапы технологии составления календарно-тематического планирования:
1) определение общих задач изучения темы;
2) ознакомление с содержанием материала по теме в учебнике и выделение основных понятий, идей, категорий, умений и навыков которые должны знать учащиеся;
3) определение типа урока и вида занятия, предусмотренного по этой теме выделение вопросов для самостоятельного обучения;
4) конкретизация числа и последовательности всех уроков по теме в соответствии с программой и часами, данными на ее изучение.
16. Сущность, функции, цели и задачи внеклассной работы по информатике. Планирование, содержание и особенности внеклассной работы по информатике. Принципы организации, формы и средства внеклассной работы по информатике.
Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся и преследует следующие цели:
1) Пробуждение и развитие интереса к углубленному изучению информатики.
2) Привитие навыков научно-исследовательского характера.
3) Обеспечение допрофессиональной трудовой подготовки школьников в области применения информатики и ЭВМ.
4) Организация свободного времени и досуга учащихся.
Наиболее распространенная форма внеклассной работы по информатике является кружок. Работе в кружках легко придать занимательный и игровой характер.
Актуальной методической задачей является:
1) Разработка программ кружковых занятий, согласованных с общей системой обучения предмету в школе.
2) Разработка соответствующей уровню подготовленности учащихся системы задач.
3) Подбор эффективного программного обеспечения кружковых занятий.
Олимпиады по ОИВТ традиционно относят к формамвнеклассной работы по предмету.
В большинстве учебников по педагогике форма обучения рассматривается как внешняя сторона учебного процесса, органически связанная с методами и содержанием образования. Наиболее оптимальной на сегодня является индивидуально-групповая форма обучения, с использованием всех возможных педагогических программных средств. Однако при фиксированном потолке затрат на образование единственно возможна классно-урочная система.
Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики. Требования к педагогическим программным средствам. Методика использования аудиовизуальных и технических СО.
Все учебные материалы сегодня условно можно разделить на две большие группы:
1) «внешние» - утверждены или рекомендованы Министерством образования
2) «внутренние» - авторские учебно-методические пособия, которые создаются самими преподавателями для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности. Они создаются с учетом требований Госстандарта и являются наиболее адаптированными к специфике работы самого учителя в данном учебном учреждении.
Базовое программное обеспечение составляют: ОС, офисный пакет, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.
Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:
1)поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);
2) формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.
Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.
Требования, предъявляемые к ППС:
1) педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); 2) технические; 3) эргономические; 4) эстетические; 5) требования к оформлению документации.
Методика медиаобразования школьной, как правило, базируется на реализации разнообразных творческих заданий.
Основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие.
Используются самые разнообразные способы деятельности:
1) дескриптивный (пересказ содержания, перечисление событий медиатекста);
2) классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте)
3) аналитический (анализ структуры медиатекста, языка медиатекста, авторских концепций и т.д.)
4) личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом)
5) объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и т.д. критериями).
Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Цели и задачи преподавания информатики в школе. Понятие информационной культуры.
Компьютер как объект изучения является основной составной частью содержания школьного предмета, т.о. ОИВТ, выполняя общеобразовательные функции, должна включать наиболее общезначимые сведения, которые раскрыли бы суть базовой науки информатики, вооружали учащихся ЗУН, необходимым выпускникам на современном этапе компьютеризации общества.
Основные содержательно-исторические аспекты нового учебного предмета, которые имеют наиболее общезначимое значение в обучении:
1) Содержание школьного курса ОИВТ базируется на 3-х основных понятиях: информация, алгоритм, ЭВМ.
2) С введением нового учебного предмета наиболее полно реализуется принцип мажпредметных связей в обучении, что обеспечивает наиболее полную реализацию принципов индивидуального подхода к дифференциации.
3) С введением нового учебного процесса происходит расширение понятия величины, включая естественно числовые.
С введением в школе нового учебного предмета является раздел педагогики, объектом изучения которого является процесс изучения информатики, который по традиции получил название МПИ. Перед МПИ стоят основные задачи:
1) Определить конкретные цели изучения информатики и ВТ и соответственное содержание школьного учебного предмета.
2) Разобрать и предложить школьникам наиболее рациональные методы и формы обучения информатике.
3) Рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике и разобрать рекомендации по их применению в процессе обучения.
О6щие цели преподавания информатики в средней школе: 1) общеобразовательная; 2) практическая; 3) воспитательная.
Общие цели уточняются и определяются конкретными целями обучения информатике.
Большинство авторов учебных пособий и программ по школьному курсу ОИВТ выделяют следующие задачи:
а) общеобразовательная – учащимся необходимо привить навыки алгоритмического мышления, навыки логического мышления
б) практическая – выработать навыки работы с компьютером, овладение прикладными программами, обучение умению писать простейшие задачи.
Во всех подходах при определении цели всегда стоят два вопроса:
1) Чему следует отдать предпочтение: развитию навыков моделирования или развитию алгоритмического мышления?
2) Если следует изучать языки программирования, то какой и когда?
Все авторы в принципе отвечают на эти вопросы, но формулируют по разному.
В понятие «алгоритмической культуры» входят 8 основных принципов: 1) понятие «алгоритма» и его свойства; 2) понятие языка; 3) уровень формализации языка; 4) принцип дискретности; 5) принцип ветвления; 6) принцип цикличности; 7) принцип блочности; 8) принцип обоснования или выполнения алгоритма.
Появление ПЭВМ привело к появлению еще 4-х компонентов, обеспечивающих формирование компьютерной грамотности и peальных факторов общения с ЭВМ:
1) формирование умения общаться с ПЭВМ на пользовательском уровне;
2) составление простых программ для ЭВМ;
3) представление об устройстве и принципах действия основных элементов ЭВМ;
4) представление об областях применения и возможностях ЭВМ.