Раздел 1. Основы информатики
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 3
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.. 5
1.1 Цели и задачи дисциплины.. 5
1.2 Место дисциплины в структуре ООП.. 5
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины.. 6
1.4 Содержание разделов и тем дисциплины.. 7
1.5 Учебно-методическое и информационное. 11
обеспечение дисциплины.. 11
1.6 Вопросы для подготовки к экзамену. 12
2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.. 15
2.1 Общие указания и выбор варианта. 15
2.2 Задания контрольной работы.. 17
3.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 40
3.1 Требования к оформлению контрольной работы.. 40
3.2 Методические указания к выполнению задания 1. 41
3.3 Методические указания к выполнению 2. 44
3.4 Методические указания к выполнению заданий 3-6. 47
3.5 Методические указания к выполнению задания 7. 48
3.6 Методические указания к выполнению задания 8. 50
3.7 Применение бальной системы оценок. 55
3.8 Типичные ошибки, допускаемые при выполнении контрольной работы 57
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Информатика и программирование» является одним из базовых для направления подготовки «Прикладная информатика». Основной целью изучения дисциплин является закрепление и расширение знаний студентов по основам информатики, полученным в других учебных заведениях, формирование научных представлений, практических навыков и умений в области использования компьютеров, как основного инструмента по переработке информации и программного обеспечения.
Методические указания, содержащиеся в пособии, соответствуют требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика».
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Информатика и программирование», задания контрольной работы, указания к выполнению и примеры, перечень вопросов для подготовки к экзамену. Для глубокого изучения тем курса, выполнения контрольной работы, детальной проработки некоторых вопросов рекомендуется литература и электронные ресурсы (п.1.5).
Контрольная работа является одним из основных элементов обучения студентов в рамках указанной дисциплины и выполняется студентом самостоятельно. Необходимую консультацию студент может получить и в процессе выполнения им контрольной работы.
В ходе выполнения домашней контрольной работы студенты должны письменно выполнить восемь заданий, связанных с различными аспектами информатики и программирования.
Задания контрольной работы способствуют усвоению знаний следующих разделов информатики и программирования: основы информатики, общие принципы организации и работы компьютеров, программное обеспечение и его классификация, основы алгоритмизации и программирования, основы программирования на языке высокого уровня, основы современной технологии программирования, основы объектно-ориентированного программирования
Выполняя заданиями контрольной работы, студенты приобретают практические навыки разработки программ с использованием современных языков программирования и навыки документирования программ с применением инструментальных средств современных интегрированных сред.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.1 Цели и задачи дисциплины
Цель – формирование общепрофессиональных компетенций будущих специалистов в области информатики, таких как умение грамотно пользоваться языком предметной области, знание корректных постановок задач прикладной информатики, формирование практических навыков по основам алгоритмизации вычислительных процессов и программированию решения экономических, вычислительных и других задач, развитие умения работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне.
Задачи:
- способствовать обеспечению фундаментальной подготовки студентов в области информатики и основ алгоритмизации и программирования;
- способствовать развитию алгоритмического мышления и практических навыков по разработке программ с использованием языков программирования и сред для разработки программ, овладение навыками работы в современных текстовых и графических редакторах, локальных и глобальных сетях;
- способствовать приобретению практических навыков самостоятельного проектирования, кодирования, отладки, тестирования и документирования программ с применением инструментальных средств современных интегрированных сред;
- способствовать реализации требований, установленных в квалификационной характеристике в области анализа, создания, внедрения, сопровождения и применения средств математического обеспечения информационных систем предметной области.
1.2 Место дисциплины в структуре ООП
Данная учебная дисциплина относится к базовой части математического и естественно-научного цикла.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям:
Знать: математику, основы информатики и алгоритмизации в рамках учебной программы средней школы;
Уметь: применять математический аппарат при выборе метода решения задачи.
Компетенции: владение определенной культурой мышления; способность воспринимать, анализировать и обобщать информацию; готовность использовать компьютер для решения учебных задач.
Дисциплина предшествует дисциплинам «Высокоуровневые методы информатики и программирования», «Информационные системы и технологии», «Базы данных», «Проектирование информационных систем», «Информационная безопасность».
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- осознанию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-13);
- способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);
- способности применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10);
- способности принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: понятие информации и информатики; базовые принципы организации и функционирования аппаратных и программных средств реализации информационных процессов; классификацию программного обеспечения; понятие операционной системы и назначение операционных оболочек; назначение и принципы основных программных комплексов; систему программирования на алгоритмическом языке высокого уровня; процесс подготовки и решения задач на ПЭВМ; основные приемы алгоритмизации и программирования на языке высокого уровня; типовые алгоритмы обработки данных; принципы разработки программ; принципы автономной отладки и тестирования простых программ;
уметь: разрабатывать алгоритмы решения; программировать задачи обработки данных в предметной области; выполнять тестирование и отладку программ; оформлять программную документацию;
владеть навыками: алгоритмического мышления, работы с компьютерами на высоком пользовательском уровне, с различными программными средами и оболочками; использования современных методов и средств разработки алгоритмов и программ на языке высокого уровня; основами работы с научно-технической литературой и технической документацией по программному обеспечению ПЭВМ.
1.4 Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 2. Основные понятия информатики
Понятие информации. Свойства информации (требования к ней). Носители информации. Формы представления информации и передачи данных. Информационная технология. Понятие об экономических и правовых аспектах информационных технологий.
Формируемые компетенции: ОК-13.
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
а) федеральные законы и нормативные документы
1. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по сост. на 20 февр. 2007 г.- Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2007.- 16 с.
б) основная литература
1 Информатика: учеб. пособие / под ред. Г. Н. Хубаева.- 3-е изд., перераб. и доп.- Ростов-н/Д: ИЦ «МарТ»; Феникс, 2010.- 287 с.
2 Теоретические основы информатики: учеб. пособие / В. Л. Матросов и др.- М.: Академия, 2009.- 352 с.
3 Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Практика программирования: учеб. пособие. - М.:КноРус, 2008.- 576 с.
в) дополнительная литература
1. Душин, В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем: учеб. / В. К. Душин.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2010.- 348 с.
2. Информатика: учеб. / Б. В. Соболь и др.- 5-е изд.- Ростов-н/Д: Феникс, 2010.- 446 с.
3. Иванова, Г.С.Основы программирования: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 416 с. (Сер. Информатика в техническом университете.)
4. Климова, Л.М. PASCAL 7.0. Практическое руководство. Решение типовых задач [текст] / Л.М. Климова – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
5. Кнут, Д.Э. Искусство программирования/ Пер. с англ.-3-е изд. [текст] - Т.1,2,3. / Д.Э. Кнут - М: Вильямс, 2000.
6. Лавров, С.С. Программирование. Математические основы, средства, теория [текст] /С.С. Лавров.- Спб.:БХВ-Петербург, 2001
7. Фигурнов, В.Э. IBM PC для пользователя.Краткий курс
М: Инфра-М , 2006.- 640 с.
8. Экономическая информатика: учеб. пособие для бакалавров / под ред. Д. В. Чистова.- М.: КноРус, 2009.- 512 с.
9. Яшин, В. М. Информатика: аппаратные средства персонального компьютера: учеб. пособие / В. М. Яшин.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 254 с.
г) программное обеспечение
- Пакет программ Microsoft Office,
- Turbo Pascal 7.0, ABC Pascal, Free Pascal
д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Библиотека Максима Мошкова. Научно-популярная литература [Электронный ресурс] // http://lib.ru.
2. ООО Научная образовательная библиотека [Электронный ресурс] // http://elibrary.ru
3. Электронно-библиотечной системе «Инфра-М» [Электронный ресурс] // http://student.rsute.ru/library
4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов // [Электронный ресурс] http://www.ict.edu.ru/lib/
1.6 Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет изучения информатики. Информатика и информация. Классы пользователей
2. Программирование. Жизненный цикл программного обеспечения (ПО). Классификация ПО
3. Характеристика методологий программирования
4. Языки программирования и их классификация. Системы программирования.
5. Этапы подготовки задачи к решению на ЭВМ
6. Алгоритм, его основные свойства и способы задания.
7. Переменная в программировании и ее характеристики: имя, тип, значение
8. Простые типы данных
9. Правила записи формул. Оператор присваивания
10. Операторы организации ввода. Операторы организации вывода с заданием формата
11. Программирование разветвлений: оператор IF...
12. Программирование разветвлений: оператор выбора CASE...
13. Программирование циклов: цикл со счетчиком (оператор цикла FOR...)
14. Программирование циклов: цикл с постусловием (оператор цикла REPEAT...)
15. Программирование циклов: цикл с предусловием (оператор цикла WHILE......)
16. Составные типы данных - одномерные массивы: описание и ввод
17. Одномерные массивы: задание в разделе описания констант; формирование с помощью датчика случайных чисел
18. Одномерные массивы: алгоритм нахождения суммы элементов
19. Одномерные массивы: алгоритм нахождения max(min) элемента массива и его номера
20. Одномерные массивы: алгоритм нахождения количества элементов
21. Одномерные массивы: алгоритмы формирования новых массивов
22. Одномерные массивы: алгоритм поиска элемента в несортированном массиве
23. Одномерные массивы: алгоритм бинарного поиска элемента в отсортированном массиве
24. Одномерные массивы: классификация видов сортировки элементов
25. Одномерные массивы: сортировка с выбором минимального элемента
26. Одномерные массивы: сортировка методом пузырьков
27. Составные типы данных - двумерные массивы: описание и ввод
28. Двумерные массивы: алгоритмы нахождения суммы элементов
29. Двумерные массивы: алгоритмы нахождения max(min) элемента массива и его номера
30. Двумерные массивы: алгоритмы нахождения количества элементов
31. Переменные строкового типа: определение длины, выделение подстроки, сложение строк, поиск позиции вхождения подстроки в строку
32. Переменные строкового типа: вставка подстроки, удаление подстроки
33. Переменные строкового типа: преобразование числа в строку, преобразование строки в число
34. Функции: описание, вызов
35. Процедуры: описание, вызов
36. Понятие формальных и фактических параметров для процедур и функций
37. Понятие рекурсии (показать на примере)
38. Понятие локальных и глобальных параметров для процедур и функций
39. Составные типы данных – множества: описание и операции над ними
40. Составные типы данных – записи: описание и обращение к компонентам записей в программе
41. Типы файлов и их объявление в программе. Инициализация файлов для записи и чтения.
42. Процедуры и функции общие для всех типов файлов.
43. Текстовые файлы: процедуры и функции работы с ними..
44. Этапы проектирования программ. Показать на примере.
45. Модульное программирование и его преимущества. Требования к отдельным модулям.
46. Принципы программирования «сверху-вниз», «снизу-вверх». Показать на примере.
47. Организация диалога в программе. Показать на примере.
48. Требования хорошего стиля программирования.
49. Виды тестирования сложной программы.
50. Статистические и динамические переменные. Объявление указателей. Основные операции с указателями..
51. Связанные динамические структуры: определения и характеристики. Очереди. Стеки.
52. Список: базовые операции над списком.
53. Дерево и его формирование. Бинарное дерево. Операции для работы с деревьями.
54. Объектно-ориентированное программирование (ООП), его особенности, преимущества и недостатки.
55. Свойства объектов: инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
2.1 Общие указания и выбор варианта
Контрольная работа выполняется в межсессионный период в сроки, установленные графиком. При нарушении указанных сроков кафедра не гарантирует рецензирование работ в минимальные сроки.
Контрольная работа выполняется самостоятельно при консультативной помощи преподавателя. Работа сдается для проверки в деканат заочного факультета.
В контрольной работе необходимо выполнить восемь заданий. По каждой из следующих тем выполняется одно задание: системы счисления; логика; основные понятия информатики; основы алгоритмизации; основы программирования; структуры данных; решение задач с заданным алгоритмом; разработка алгоритмов и программ.
Ответы должны быть полными, чётко изложенными, содержать конкретный материал по данной теме, примеры, рисунки, таблицы, схемы. Рецензент определяет степень проработки вопроса студентом.
Последний вопрос – практическое задание, где студент, изучив данную тему, должен самостоятельно написать небольшую программу на языке программирования Паскаль. При выполнении задания возможны пояснения, например, указаны значения используемых в программе переменных, а также перед текстом программы представлена блок-схема алгоритма решения задачи. Написание программы на другом языке программирования недопустимо и будет расценено рецензентом как не выполнение задания.
Обозначим за XY две последние цифры номера вашей зачетной книжки. Тогда номер вашего варианта задания в контрольной работе выбирается следующим образом:
N = XY - 25*K, где
-1, если XY =00
0, если XY <=25
K = 1, если XY <=50
2, если XY <=75
3, если XY <=99
Номера заданий по вариантам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номера заданий по вариантам
№ варианта | Номер задания | |||||||
Например, ваш шифр 3423, XY=23, номер варианта N=23-25*0=23. Для шифра 3482, N=82-25*3=7, номер варианта 7. Таким образом, студент с 23 номером варианта должен выполнить задания: 4, 16, 27, 38, 49, 50, 61, 72; студент с 7 номером варианта должен выполнить задания: 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67,77.
В процессе проверки могут возникнуть вопросы по работе, на которые студент обязан дать ответ письменно или в форме устного собеседования (на усмотрение преподавателя).
После проверки контрольная работа остается на кафедре. При необходимости повторной проверки работу нужно высылать с первой рецензией.
Задания контрольной работы
1 задание Системы счисления (балл -10)
0 вариант
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 10110112; | в) 5178; | д) С1F16; |
б) 101101112; | г) 10108; | е) ABC16. |
1 вариант
Какие целые числа следуют за числами:
а) 100112; | в) 1758; | д) F16; |
б) 1012; | г) 7238; | е) 1F16? |
2 вариант
Какие целые числа следуют за числами:
а) 1112; | в) 378; | д) FF16; |
б) 11112; | г) 1778; | е) 9AF916? |
3 вариант
Какие целые числа следуют за числами:
а) 1012; | в)) 78; | д) 1F16; |
б) 1010112; | г) 77778; | е) CDEF16? |
4 вариант
Какие целые числа предшествуют числам:
а) 102; | в) 108; | д) 1016; |
б) F16; | г) 10016; | е) 2016? |
5 вариант
Какие целые числа предшествуют числам:
а) 100002; | в) 1108; | д) A1016; |
б) 101002; | г) 10008; | е) 100016 ? |
6 вариант
Какие целые числа предшествуют числам:
а) 10102; | в) 208; | д) 2016; |
б) 10002; | г) 1008; | е) 10016? |
7 вариант
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 10110112; | в) 5178; | д) 1F16; |
б) 110100,112; | г) 123,418; | е) 1DE,C816. |
8 вариант
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 0,10001102; | в) 0,348; | д) 0,А416; |
б)) 110100,112; | г) 123,418; | е) 1DE,C816. |
9 вариант
Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 0111000012; | в) 12348; | д) 101016; |
б) 0,10001102; | г) 0,348; | е) 0,А416. |
2 задание Логика (балл -10)
0 вариант
Пусть a = "это утро ясное", а b = "это утро теплое". Выразите следующие формулы на обычном языке:
1 вариант
Составить логическую функцию по таблице истинности и построить функциональную схему устройства:
X | Y | Z | F |
2 вариант
Построить таблицу истинности для логической функции:
3 вариант
Пусть a = "это утро ясное", а b = "это утро теплое". Выразите следующие формулы на обычном языке:
4 вариант
Построить таблицу истинности для логической функции:
5 вариант
Составить логическую функцию по таблице истинности:
X | Y | Z | F |
6 вариант
Построить таблицу истинности для логической функции:
7 вариант
Составить логическую функцию по таблице истинности:
X | Y | Z | F |
8 вариант
Пусть a = "это утро ясное", а b = "это утро теплое". Выразите следующие формулы на обычном языке:
9 вариант
Составить логическую функцию по таблице истинности:
X | Y | Z | F |
3 задание Основные понятия информатики (балл -5)
0 вариант
Информатика - это научное направление, изучающее…
1.модели и методы проектирования архитектуры ЭВМ;
2.модели, методы и средства сбора, хранения, обработки и передачи информации;
3.модели, методы и средства разработки программных средств, используемых для работы на ЭВМ;
4.способы использования технических средств при выполнении рутинных процедур обработки данных.
1 вариант
Какое из перечисленных понятийне являетсясвойством алгоритма
1.однозначность;
2.массовость;
3.результативность ;
4.дискретность;
5.содержательность.
2 вариант
Свойство алгоритма, состоящее в определённости применения правил к исходным данным, что приводит к однозначности решения, носит название
1.однозначность;
2.массовость;
3.результативность;
4.дискретность.
3 вариант
Отметьте те понятия, которые связаны с термином «информатика»
1.cигнал;
2.вещество;
3.сообщение;
4.энергия;
5.данные.
4 вариант
Свойство алгоритма выдавать результат для допустимых исходных данных через конечное количество шагов носит название
1. однозначность;
2. массовость;
3. результативность;
4. дискретность.
5 вариант
Свойство информации, которое характеризует степень ее соответствия реальности, это:
1.содержательность;
2.надежность;
3.важность;
4.адекватность.
6 вариант
Алгоритм обладает свойством массовости, если …
1.выдает результат при различных вариантах входных данных;
2.не выдает результат при неверных входных данных;
3. выдает различные результаты при одинаковых входных данных;
4. используется группой пользователей.
7 вариант
Свойство алгоритма, состоящее в определённости применения правил к исходным данным, что приводит к однозначности решения, носит название
1. однозначность;
2. массовость;
3. результативность;
4. дискретность.
8 вариант
Определите правильную последовательность решения задачи на ЭВМ
1. постановка задач;
2.составление программы;
3.разработка алгоритма;
4.выбор метода решения;
5.вычисление и обработка результата;
6.отладка.
9 вариант
Из перечисленных
1) ADA
2) АССЕМБЛЕР
3) PASCAL
4) LISP
5) МАКРОАССЕМБЛЕР
к языкам высокого уровня не относят…
- только 1
- только 5
- 2 и 5
- 3 и 5
- 1 и 3.
4 задание Основы алгоритмизации (балл -5)
0 вариант
Базовые канонические структуры алгоритмов - это:
1. следование;
2. развилка;
3. выбор;
4. повторение;
5. переход;
6. ввод.
1 вариант
На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий ……… структуру 1.разветвляющуюся; 2.циклическую с постусловием; 3.циклическую с предусловием; 4.линейную. |
2 вариант
На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий ……… структуру
1.разветвляющуюся;
2.циклическую с постусловием;
3.циклическую с предусловием;
4.линейную.
3 вариант
В блок-схеме внутри данного символа следует написать
1.конец программы;
2.X=X+1;
3.вывести X;
4.X>Y.
4 вариант
В блок-схеме внутри данного символа следует написать
1.конец программы;
2.X=X+1;
3.вывести X;
4.X>Y.
5 вариант
В блок-схеме внутри данного символа следует написать
1.конец программы;
2.X=X+1;
3.вывести X;
4.X>Y.
6 вариант
Реализация циклов в алгоритмах
1.не уменьшает объём памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм, и не увеличивает количество записей одинаковых последовательностей команд;
2.уменьшает объём памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм, и сокращает количество записей одинаковых последовательностей команд;
3.уменьшает объём памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм, и увеличивает длину записей одинаковых последовательностей команд;
4.увеличивает объём памяти, используемый программой, выполняющей алгоритм, и сокращает количество записей одинаковых последовательностей команд.
7 вариант
На блок-схеме изображен алгоритм следующего вида:
1. рекурсивный;
2.линейный;
3.циклический X;
4.прямолинейный.
8 вариант
Алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов, называется
1.линейным;
2.разветвляющимся;
3.циклическим.
9 вариант
Алгоритм, представляющий собой набор команд, выполняемых последовательно во времени, друг за другом, называется
1.линейным;
2.разветвляющимся;
3.циклическим.
5 задание Основы программирования (балл -5)
0 вариант
Для реализации логики и алгоритма программы с точки зрения структурного программирования не должны применяться
1.ветвления;
2.циклы;
3.безусловные переходы;
4.последовательное выполнение.
1 вариант
Понятием «переменная» в традиционных языках программирования называется …
- описание действий, которые должна выполнять программа;
- служебное слово на языке программирования;
- любое законченное минимальное смысловое выражение на языке программирования;
- именованная область памяти, в которой хранится некоторое значение.
2 вариант
Обнаруженное при отладке программы нарушение формы языковой конструкции приводит к сообщению о(б) ____________ ошибке
- орфографической;
- грамматической;
- семантической;
- синтаксической.
3 вариант
Какие функции у программы-компилятора:
-обрабатывает структуры данных программы;
-строит задачу;
-оптимизирует код программы;
-переводит исходный текст в машинный код?
4 вариант
Параметры, указываемые в момент вызова подпрограммы из основной программы, называются:
-глобальными;
-абсолютными;
-фактическими;
-постоянными?
5 вариант
После окончания выполнения процедуры управление передается на ...
-конец программы;
-оператор, следующий за вызовом процедуры;
-начало программы;
-выполнение следующей операции.
6 вариант
Набор операторов, выполняющих заданное действие и независящих от других частей исходного кода программы, называют
1.разделом программы;
2.телом программы;
3.параметрами программы;
4.подпрограммой.
7 вариант
После окончания выполнения функции управление передается на ...
конец программы;
-оператор, следующий за вызовом процедуры;
-начало программы;
-выполнение следующей операции.
8 вариант
Рекурсивная подпрограмма реализует:
-обращение подпрограммы к самой себе;
-удаление подпрограммой самой себя;
-заражение подпрограммой самой себя;
-размножение подпрограммой самой себя?
9 вариант
Объекты программы (константы, типы, переменные, процедуры, функции), описанные во внешних блоках, но не описанные во внутренних блоках, по отношению к внутренним блокам являются ... .
6 задание Структуры данных (балл -5)
0 вариант
Какая информация известна, если задан целочисленный тип данных?
1) | количество записей данных | 2) | количество обращений к данным |
3) | начальное значение | 4) | диапазон возможных значений |
1 вариант
Упорядоченная совокупность однотипных переменных, обладающих одинаковыми свойствами - это ... .
2 вариант
Динамические структуры данных - это ...
-массив
-стек
-дерево
-список
-множество?
3 вариант
Если элементы массива [1..4] равны соответственно (5,5,1,-2), то значение выражения R[1+R[4]+R[-3+R[1]] равно…
4 вариант
Если задан тип данных, то известной является информация о:
-диапазоне возможных значений;
-способе обработки;
-начальном значении;
-количестве обращений к данным?
5 вариант
Элементы массива упорядочены:
-по алфавиту;
-по возрастанию индексов элементов;
-по возрастанию значений элементов;
-по частотным характеристикам?
6 вариант
Если элементы массива D[1..5] равны соответственно 3, 4, 5, 1, 2, то значение выражения D[ D[5] ] - D[ D[3] ] равно ...
7 вариант
Если элементы массива p [1..4] равны соответственно (4,2,1,3) , то значение выражения p[p[4] – 2 + p[5 – p[2]] равно
1) 5 2) 4 3) 6 4) 3 5) 2
8 вариант
Установите соответствие между значением переменной и типом данных:
1) 5.3Е 02 2) ‘+’ 3) 150 4) 'Иванова'
1) символьный 2) целый 3) строковый 4) вещественный
9 вариант
Динамические структуры данных - это ...
-запись
-стек
-дерево
-массив
-очередь?
7 задание Решение задач с заданным алгоритмом (балл -10)
0 вариант
Ниже представлена блок-схема. Какое значение примет переменная S после исполнения алгоритма? Какую структуру имеет этот алгоритм? Что является телом цикла в рассматриваемом алгоритме?
1 вариант
Дана блок-схема. Какое значение примет переменная i после исполнения алгоритма? Какую структуру имеет этот алгоритм? Что является телом цикла в рассматриваемом алгоритме?
2 вариант
Дана блок-схема. Какие значения примут переменные А и В после выполнения алгоритма?
3 вариант
Задан одномерный массив X1, X2, …,XN . Фрагмент алгоритма определяет …
- количество положительных элементов с четными номерами;
- произведение отрицательных элементов с четными номерами;
- произведение положительных элементов с четными номерами;
- произведение отрицательных элементов.
4 вариант
Задан фрагмент алгоритма:
Если a < b, то c = b – a,
иначе c =2*(a – b)
d = 0
пока c >a выполнять действия d = d +1, c = c – 1
Какие значения примут переменные с и d после исполнения данного алгоритма при начальных значениях a и b, равных соответственно 3 и 7? Нарис