Файлы , папки, окна , ярлыки
Зачем проводится регистрация пользователя в системе
Процесс регистрации дает возможность зарегистрированным пользователям:
Работать с дополнительными сервисами портала, которые недоступны незарегистрированным пользователям.
Подать заявку на регистрацию в качестве Клиента системы – Физического лица/Юридического лица. Клиенты системы могут работать с платными сервисами портала.
Для того чтобы зарегистрироваться в системе, пользователю необходимо ввести информацию о себе, т.е. имя пользователя и пароль. После этого, если идентификация прошла успешно, пользователю предоставляют доступ к ресурсам, которые находятся как в самом домене, где зарегистрирован пользователь, так и в других доменах.
В чем суть процесса инсталляции и конфигурирования ОС
Установка программного обеспечения, инсталляция — процесс установки программного обеспечения на компьютер конечного пользователя. Выполняется особой программой (пакетным менеджером), присутствующей в операционной системе(например, RPM, APT или dpkg в Linux, Установщик Windows в MicrosoftWindows), или же входящим в состав самого программного обеспечения средством установки. В операционной системе GNU очень распространено использование системы GNU toolchain и её аналогов для компиляции программного обеспечения непосредственно перед установкой.
В области информационных и компьютерных систем под конфигурацией понимают определенный набор комплектующих, исходя из их предназначения, номера и основных характеристик. Зачастую конфигурация означает выбор аппаратного и программного обеспечения, прошивок и сопроводительной документации. Конфигурация влияет на функционирование и производительность компьютера.
Существует 4 основные части оборудования персонального компьютера:
Материнская плата выполняет функцию координатора. Чипсет — микропроцессорный комплекс управляющий внутренними системами компьютера. Чипсет определяет основные возможности материнской платы. Набор проводников, по которым происходит обмен сигналов между внутренними устройствами компьютера.
Центральный процессор
Оперативная память (ОЗУ) отвечает за временное хранение данных при включённом компьютере.ПЗУ (постоянно запоминающее устройство) предназначен для длительного хранения данных при выключенном компьютере.
Блок питания
Дополнительные:
Жёсткий диск — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ, выполняет специальное аппаратно-логическое устройство. К основным параметрам относятся ёмкость и производительность.
Звуковая плата
Дайте определение процессу и потоку
Процессом называется выполняемое приложение, обладающее собственной памятью, описателями файлов и другими системными ресурсами.
Потоком называется код, исполняемый внутри процесса.
Процесс может иметь как один поток, так и множество параллельно выполняющихся потоков.
Все пространство кода и данных процесса доступно всем его потокам. Несколько потоков могут обращаться к одним и тем же глобальным переменным или функциям.
Потоками управляет операционная система, и у каждого потока есть свой собственный стек.
Вопрос 55
Протокол NetBEUI (NetBIOSEnhancedUserInterface) широко использовался на компьютерах под управлением операционных систем Windows 95/98, которые устанавливались в небольших сетях формата малого офиса/домашнего офиса.
Для использования протокола NetBEUI достаточно было установить его на каждом сетевом адаптере и подключить компьютер к сети. Таким образом, протокол оказывался самым простым решением для связывания компьютеров в рабочую группу в небольшом офисе.
Основным недостатком NetBEUI является невозможность маршрутизации протокола, что ограничивает применение до связи компьютеров в одной подсети.
С выпуском операционных систем Windows XP и WindowsServer 2003 компания Microsoft отказалась от поддержки протокола NetBEUI, следовательно при доступе к ресурсам сервера под управлением MicrosoftWindows использование протокола NetBEUI невозможно.
Вопрос 56
У моделей OSI и TCP имеется много общих черт. Обе модели основаны на концепции стека независимых протоколов. Функциональность уровней также во многом схожа. Например, в обеих моделях уровни, начиная с транспортного и выше, предоставляют сквозную, не зависящую от сети транспортную службу для процессов, желающих обмениваться информацией. Эти уровни образуют поставщика транспорта. Также в каждой модели уровни выше транспортного являются прикладными потребителями транспортных сервисов.
Несмотря на это фундаментальное сходство, у этих моделей имеется и ряд отличий. В данном разделе мы обратим внимание на ключевые различия. Обратите внимание на то, что мы сравниваем именно эталонные модели, а не соответствующие им стеки протоколов. Сами протоколы будут обсуждаться несколько позднее. Существует книга (Piscitello и Chapin, 1993), которая целиком посвящена сравнению моделей TCP/IP и OSI.
Для модели OSI центральными являются три концепции:
1. Службы.
2. Интерфейсы.
3. Протоколы.
Вероятно, наибольшим вкладом модели OSI стало явное разделение этих трех концепций. Каждый уровень предоставляет некоторые сервисы для расположенного выше уровня. Сервис определяет, что именно делает уровень, но не то, как он это делает и каким образом сущности, расположенные выше, получают доступ к данному уровню.
Интерфейс уровня определяет способ доступа к уровню для расположенных выше процессов. Он описывает параметры и ожидаемый результат. Он также ничего не сообщает о внутреннем устройстве уровня.
Наконец, равноранговые протоколы, применяемые в уровне, являются внутренним делом самого уровня. Для выполнения поставленной ему задачи (то есть предоставления сервиса) он может использовать любые протоколы. Кроме того, уровень может менять протоколы, не затрагивая работу приложений более высоких уровней.
Эти идеи очень хорошо соответствуют современным идеям объектно-ориентированного программирования. Уровень может быть представлен в виде объекта, обладающего набором методов (операций), к которым может обращаться внешний процесс. Семантика этих методов определяет набор служб, предоставляемых объектом. Параметры и результаты методов образуют интерфейс объекта. Внутреннее устройство объекта можно сравнить с протоколом уровня. За пределами объекта оно никого не интересует и никому не видно.
Изначально в модели TCP/IP не было четкого разделения между службами, интерфейсом и протоколом, хотя и производились попытки изменить это, чтобы сделать ее более похожей на модель OSI. Так, например, единственными настоящими сервисами, предоставляемыми межсетевым уровнем, являются SEND IP PACKET (послать IP-пакет) и RECEIVE IP PACKET (получить IP-пакет).
В результате в модели OSI протоколы скрыты лучше, чем в модели TCP/IP, и при изменении технологии они могут быть относительно легко заменены. Возможность проводить подобные изменения — одна из главных целей многоуровневых протоколов.
Эталонная модель OSI была разработана прежде, чем были изобретены протоколы для нее. Такая последовательность событий означает, что эта модель не была настроена на какой-то конкретный набор протоколов, что сделало ее универсальной. Обратной стороной такого порядка действий было то, что у разработчиков было мало опыта в данной области и не было четкого представления о том, какие функции должен выполнять каждый уровень.
Например, уровень передачи данных изначально работал только в сетях с передачей от узла к узлу. С появлением широковещательных сетей в модель потребовалось ввести новый подуровень. Когда же на базе модели OSI начали строить реальные сети с использованием существующих протоколов, обнаружилось, что они не соответствуют требуемым спецификациям служб. Поэтому в модель пришлось добавить подуровни для устранения несоответствия. Наконец, изначально ожидалось, что в каждой стране будет одна сеть, управляемая правительством и исполозующая протоколы OSI, поэтому никто и не думал об объединении различных сетей. В действительности все оказалось не так.
С моделью TCP/IP было все наоборот: сначала появились протоколы, а уже затем была создана модель, описывающая существующие протоколы. Таким образом, не было проблемы с соответствием протоколов модели. Они ей соответствовали прекрасно. Единственной проблемой было то, что модель не соответствовала никаким другим стекам протоколов. В результате она не использовалась для описания каких-нибудь других сетей, отличных от TCP/IP.
Если взглянуть на эти две модели поближе, то прежде всего обратит на себя внимание различие в количестве уровней: в модели OSI семь уровней, в модели TCP/IP — четыре. В обеих моделях имеются межсетевой, транспортный и прикладной уровни, а остальные уровни различные.
Еще одно различие между моделями лежит в сфере возможности использования связи на основе соединений и связи без установления соединения. Модель OSI на сетевом уровне поддерживает оба типа связи, а на транспортном уровне — только связь на основе соединений (поскольку транспортные службы являются видимыми для пользователя). В модели TCP/IP на сетевом уровне есть только один режим связи (без установления соединения), но на транспортном уровне он поддерживает оба режима, предоставляя пользователям выбор. Этот выбор особенно важен для простых протоколов «запрос — ответ».
Вопрос 57
Со́кеты (англ. socket — разъём) — название программного интерфейса для обеспечения обмена данными между процессами. Процессы при таком обмене могут исполняться как на одной ЭВМ, так и на различных ЭВМ, связанных между собой сетью. Сокет — абстрактный объект, представляющий конечную точку соединения.
Следует различать клиентские и серверные сокеты. Клиентские сокеты грубо можно сравнить с оконечными аппаратами телефонной сети, а серверные — скоммутаторами. Клиентское приложение (например, браузер) использует только клиентские сокеты, а серверное (например, веб-сервер, которому браузер посылает запросы) — как клиентские, так и серверные сокеты.
Интерфейс сокетов впервые появился в BSD Unix. Программный интерфейс сокетов описан в стандарте POSIX.1 и в той или иной мере поддерживается всемисовременными операционными системами.
Принципы сокетов
Каждый процесс может создать слушающий сокет (серверный сокет) и привязать его к какому-нибудь порту операционной системы (в UNIX непривилегированные процессы не могут использовать порты меньше 1024). Слушающий процесс обычно находится в цикле ожидания, то есть просыпается при появлении нового соединения. При этом сохраняется возможность проверить наличие соединений на данный момент, установить тайм-аут для операции и т.д.
Каждый сокет имеет свой адрес. ОС семейства UNIX могут поддерживать много типов адресов, но обязательными являются INET-адрес и UNIX-адрес. Если привязать сокет к UNIX-адресу, то будет создан специальный файл (файл сокета) по заданному пути, через который смогут сообщаться любые локальные процессы путём чтения/записи из него (см. Доменный сокет Unix). Сокеты типа INET доступны из сети и требуют выделения номера порта.
Обычно клиент явно подсоединяется к слушателю, после чего любое чтение или запись через его файловый дескриптор будут передавать данные между ним и сервером.
Вопрос 58
Преимущества одноранговых сетей:1. легкость в установке и настройке2. независимость отдельных машин от выделенного сервера;3. возможность пользователем контролировать свои собственные ресурсы;4. сравнительная дешевизна в приобретении и эксплуатации;5. отсутствие необходимости в дополнительном программном обеспечении, кроме операционной системы;6. отсутствие необходимости иметь отдельного человека в качестве выделенного администратора сети.
Недостатки одноранговых сетей:1. необходимость помнить столько паролей, сколько имеется разделенных ресурсов2. необходимость производить резервное копирование отдельно на каждом компьютере, чтобы защитить все совместные данные;3. падение производительности при доступе к разделенному ресурсу, на компьютере, где этот ресурс расположен;4. отсутствие централизованной организационной схемы для поиска и управления доступом к данным.
Недостатки многоранговой сети:1) нарушение работы системы при повреждении связи между мастер-котроллером и ведомыми контроллерами, поскольку значительная часть информации и алгоритмов являются, прерогативой мастер-контроллера;2)удорожание небольших систем за счет высокой стоимости мастер-контроллера (из-за его явной избыточности).
Достоинства многоранговой сети:1)централизованная память для баз данных, что сегодня не очень существенно;2)реализация всех функций даже при выключении компьютера;3)выигрыш в стоимости одной точки прохода при средних и больших размерах системы.
Вопрос 59
Отметим, что классификаций серверов существует довольно много, причем все они в той или иной степени перекрываются. Так, фирмы-производители часто подразделяют выпускаемые серверы по типу исполнения, по классу решаемых задач.
1)Web-серверы2)Серверы приложений3)Серверы баз данных4)Файл-серверы5)«Беспроводной» сервер6)Прокси-серверы7)Брандмауэры8)Почтовые серверы9)Серверы DHCP10)Серверы FTP11)Принт-серверы12)Серверы удаленного доступа13)Факс-серверы14)Серверные приставки
Вопрос 60
Серверные продукты компании Microsoft предлагают всеобъемлющий выбор решений для создания интегрированной и гибкой инфраструктуры для современного бизнеса. Во всех приложениях, от обмена сообщениями и совместной работы до управления базами данных, электронной коммерции и мобильного доступа к информации, серверы Microsoft отличаются масштабируемостью, надежностью и управляемостью, необходимыми энергичной современной деловой организации для поддержания конкурентоспособного уровня.
Серверныесистемы:
Windows Server 2008
Microsoft SQL Server 2008 R2
Microsoft Project Server 2007
Microsoft SharePoint Server 2007
Small Business Server 2008
Microsoft Exchange 2010
Microsoft Essential Business Server 2008
Microsoft BizTalk Serve 2009
MicrosoftExchangeServer 2007
Другие версии серверных систем (ранние версии)
Microsoft Project Server 2003
Microsoft Systems Management Server 2.0
Identity Integration Server (IIS) 2003
Mobile Information Server
Internet Security and Acceleration Server (ISA Server) 2004
Exchange Server 2003
Operations Manager (MOM) 2005
Live Communications Server 2005
Commerce Server 2002
Host Integration Server 2004
Application Center 2000
Content Management Server 2002
BizTalk Server 2004
BizTalk Server 2002
Windows 2000 Server
Microsoft SQL Server 2000
Microsoft Windows Small Business Server 2003
Microsoft Office SharePoint Portal Server 2003
Семействопродуктов Windows Server 2003
Microsoft SQL Server 2005
Распределения IP-адресов
Протокол DHCP предоставляет три способа распределения IP-адресов:
· Ручное распределение. При этом способе сетевой администратор сопоставляет аппаратному адресу (для Ethernet сетей это MAC-адрес) каждого клиентскогокомпьютера определённый IP-адрес. Фактически, данный способ распределения адресов отличается от ручной настройки каждого компьютера лишь тем, что сведения об адресах хранятся централизованно (на сервере DHCP), и потому их проще изменять при необходимости.
· Автоматическое распределение. При данном способе каждому компьютеру на постоянное использование выделяется произвольный свободный IP-адрес из определённого администратором диапазона.
· Динамическое распределение. Этот способ аналогичен автоматическому распределению, за исключением того, что адрес выдаётся компьютеру не на постоянное пользование, а на определённый срок. Это называется арендой адреса. По истечении срока аренды IP-адрес вновь считается свободным, и клиент обязан запросить новый (он, впрочем, может оказаться тем же самым). Кроме того, клиент сам может отказаться от полученного адреса.
Некоторые реализации службы DHCP способны автоматически обновлять записи DNS, соответствующие клиентским компьютерам, при выделении им новых адресов. Это производится при помощи протокола обновления DNS, описанного в RFC 2136.
Помимо IP-адреса, DHCP также может сообщать клиенту дополнительные параметры, необходимые для нормальной работы в сети. Эти параметры называютсяопциями DHCP. Список стандартных опций можно найти в RFC 2132.
Некоторыми из наиболее часто используемых опций являются:
· IP-адрес маршрутизатора по умолчанию;
· маска подсети;
· адреса серверов DNS;
· имя домена DNS.
Некоторые поставщики программного обеспечения могут определять собственные, дополнительные опции DHCP.
WINS (англ. Windows Internet Name Service, рус. Служба имён WindowsInternet) — служба сопоставления NetBIOS-имён компьютеров с IP-адресами узлов.
Сервер WINS осуществляет регистрацию имён, выполнение запросов и освобождение имён. Возможно, при использовании NetBIOS поверх TCP/IP необходим WINS сервер для определения корректных IP-адресов. Использует 137 порт по TCP и UDP.
Существует два WINS сервера — один из них поставляется с WindowsServer, второй включен в пакет Samba (также существует отдельный порт Samba4WINS). Рекомендуется использовать в сетях, состоящих из более чем одного сегмента, и при наличии компьютеров с операционными системами, не основанными на ActiveDirectory. По своей сути и функционалу, WINS — это аналог DNS для NetBIOS, но без поддержки иерархической структуры.
66 Для чего используют утилиты TCP\IP?
Утилита BROWSTAT.EXE
FAQ [XP]
В состав пакета ResourceKit входит утилита BROWSTAT.EXE, позволяющая получить информацию о состоянии службы обозревателя сетевых ресурсов. Для получения информации об основных обозревателях домена воспользуйтесь следующей командой:
browstatstatus<домен>
Для получения информации относительно одного сервера используйте такую команду:
browstatstats \\<сервер>
Функции сетевых ОС
- управление каталогами и файлами;
- управление ресурсами;
- коммуникационные функции;
- защита от несанкционированного доступа;
- обеспечение отказоустойчивости;
- управление сетью.
Управление каталогами и файлами является одной из первоочередных функций сетевой операционной системы, обслуживаемых специальной сетевой файловой подсистемой. Пользователь получает от этой подсистемы возможность обращаться к файлам, физически расположенным в сервере или в другой станции данных, применяя привычные для локальной работы языковые средства. При обмене файлами должен быть обеспечен необходимый уровень конфиденциальности обмена (секретности данных).
Управление ресурсами включает запросы и предоставление ресурсов.
Коммуникационные функции обеспечивают адресацию, буферизацию, маршрутизацию.
Защита от несанкционированного доступа возможна на любом из следующих уровней: ограничение доступа в определенное время, и (или) для определенных станций, и (или) определенное число раз; ограничение совокупности доступных конкретному пользователю директорий; ограничение для конкретного пользователя списка возможных действий (например, только чтение файлов); пометка файлов символами типа «только чтение», «скрытность при просмотре списка файлов».
Отказоустойчивость определяется наличием в сети автономного источника питания, отображением или дублированием информации в дисковых накопителях. Отображение заключается в хранении двух копий данных на двух дисках, подключенных к одному контроллеру, а дублирование означает подключение каждого из этих двух дисков к разным контроллерам. Сетевая ОС, реализующая дублирование дисков, обеспечивает более высокий уровень отказоустойчивости.
Дальнейшее повышение отказоустойчивости связано с дублированием серверов.
Компоненты сетевых ОС
Функциональные модули (сетевые службы и средства транспортировки сообщений по сети) должны быть добавлены к ОС, чтобы она могла называться сетевой:
Функциональные компоненты сетевой ОС
Среди сетевых служб можно выделить такие, которые ориентированы не на простого пользователя, как, например, файловая служба или служба печати, а на администратора. Такие службы направлены на организацию работы сети. Например, централизованная справочная служба, или служба каталогов (например, ActiveDirectory в Windows), предназначена для ведения базы данных о пользователях сети, обо всех ее программных и аппаратных компонентах1. В качестве других примеров можно назватьслужбу мониторинга сети, позволяющую захватывать и анализировать сетевой трафик, службу безопасности, в функции которой может входить, в частности, выполнение процедуры логического входа с проверкой пароля, службу резервного копирования и архивирования.
От того, насколько богатый набор сетевых служб и услуг предлагает операционная система конечным пользователям, приложениям и администраторам сети, зависит ее позиция в общем ряду сетевых ОС.
Помимо сетевых служб сетевая ОС должна включать программные коммуникационные (транспортные) средства, обеспечивающие совместно с аппаратными коммуникационными средствами передачу сообщений, которыми обмениваются клиентские и серверные части сетевых служб. Задачу коммуникации между компьютерами сети решают драйверы и протокольные модули. Они выполняют такие функции, как формирование сообщений, разбиение сообщения на части (пакеты, кадры), преобразование имен компьютеров в числовые адреса, дублирование сообщений в случае их потери, определение маршрута в сложной сети и т. д.
И сетевые службы, и транспортные средства могут являться неотъемлемыми (встроенными) компонентами ОС или существовать в виде отдельных программных продуктов. Например, сетевая файловая служба обычно встраивается в ОС, а вот веб-браузер чаще всего приобретается отдельно. Типичная сетевая ОС имеет в своем составе широкий набор драйверов и протокольных модулей, однако у пользователя, как правило, есть возможность дополнить этот стандартный набор необходимыми ему программами. Решение о способе реализации клиентов и серверов сетевой службы, а также драйверов и протокольных модулей принимается разработчиками с учетом самых разных соображений: технических, коммерческих и даже юридических. Так, например, именно на основании антимонопольного закона США компании Microsoft было запрещено включать ее браузер InternetExplorer в состав ОС этой компании.
Виды сетевых ОС
Сетевая служба может быть представлена в ОС либо обеими (клиентской и серверной) частями, либо только одной из них.
Внервом случае операционная система, называемая одноранговой, не только позволяет обращаться к ресурсам других компьютеров, но и предоставляет собственные ресурсы
в распоряжение пользователей других компьютеров. Например, если на всех компьютерах сети установлены и клиенты, и серверы файловой службы, то все пользователи сети могут совместно применять файлы друг друга. Компьютеры, совмещающие функции клиента и сервера, называют одноранговыми узлами.
Операционная система, которая преимущественно содержит клиентские части сетевых служб, называется клиентской. Клиентские ОС устанавливаются на компьютеры, обращающиеся с запросами к ресурсам других компьютеров сети. За такими компьютерами, также называемыми клиентскими, работают рядовые пользователи. Обычно клиентские компьютеры относятся к классу относительно простых устройств.
К другому типу операционных систем относится серверная ОС — она ориентирована на обработку запросов из сети к ресурсам своего компьютера и включает в себя в основном
серверные части сетевых служб. Компьютер с установленной на нем серверной ОС, занимающийся исключительно обслуживанием запросов других компьютеров, называют выделенным сервером сети. За выделенным сервером, как правило, обычные пользователи не работают.
Примеры сетевых ОС
Повторюсь, что сегодня практически все ОС являются сетевыми. Наиболее расропстраненные из них:
- NovellNetWare
- Microsoft Windows (95, NT, XP, Vista, Seven)
- Различные UNIX системы, такие как Solaris, FreeBSD
- Различные GNU/Linux системы
- IOS
- ZyNOS компании ZyXEL
- Chrome OS от Google
|
Файлы , папки, окна , ярлыки
4Основные функции:
Исполнение запросов программ (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).
Загрузка программ в оперативную память и их выполнение.
Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).
Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).
Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.
Обеспечение пользовательского интерфейса.
Сохранение информации об ошибках системы.
OS/360 использовалась на большинстве компьютеров IBMначиная с 1966, включая те компьютеры, которые помогалиNASA отправить человека на Луну.
Дополнительные функции:
Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность).
Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами.
Разграничение доступа различных процессов к ресурсам.
Организация надёжных вычислений (невозможности одного вычислительного процесса намеренно или по ошибке повлиять на вычисления в другом процессе), основана на разграничении доступа к ресурсам.
Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация.
Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений.
Многопользовательский режим работы и разграничение прав доступа (см.: аутентификация, авторизация).
Компоненты операционной системы[источник не указан 263 дня]:
Загрузчик
Ядро
Командный процессор
Драйверы устройств
Встроенное программное обеспечение
5 Ресурсом является любой компонент ЭВМ и предоставляемые им возможности: центральный процессор, оперативная или внешняя память, внешнее устройство, программа и т.д. Ресурсы подразделяются на четыре вида.
Аппаратные ресурсы – это системный блок, периферийные устройства, любое оборудование, подключенное к компьютеру .
Файловые ресурсы – это файлы и папки, а также вся файловая система.
Программные ресурсы – это все программы установленные в компьютере . Часто называют программным обеспечением (ПО). Программное обеспечение подразделяется на два вида: системное и прикладное ПО.
Сетевые ресурсы – ресурсы доступные по средствам ЛВС.[1] Как правило, это ресурсы других компьютеров доступные по локальной или глобальной сети.
6 Первое поколение ОС.
50-е годы ХХв.
Первое поколение ОС было создано для ЭВМ, построенных на полупроводниковых транзисторах. Такие ЭВМ могли работать более длительное время без ошибок и сбоев. Машинное время их стоило очень дорого, поэтому одной из основных функций первых ОС была организация пакетного режима работы. Этот режим позволял сокращать время простоя при переходе от решения одной задачи к другой.
Второе поколение ОС.
Середина 60-х г.
Это поколение ОС было связано с ЭВМ, построенными на основе модулей и первых интегральных схем. Стали появляться ЭВМ с несколькими CPU. ОС для таких машин должны были обладать способностями управлять работой нескольких процессоров, иметь многозадачный режим работы, а так же, обладать возможностью работы с несколькими пользователями. Это были системы коллективного пользования.
На многопроцессорной ЭВМ задача разбивалась на несколько частей, и эти часть параллельно выполнялись на отдельных процессорах, что позволяло резко увеличить вычислительную мощность. Мультипрограммный режим работы заключался в том, что в память ЭВМ загружалось одновременно несколько задач, ОС при этом выделяла процессор каждой задаче на определенное время, автоматически переключая его между всеми задачами.
Режим коллективного пользования заключался в том, что к вычислит.машине подключалось несколько терминалов (монитор и клавиатура), за которыми работали отдельные пользователи. ОС с большей скоростью переключала терминалы, и у каждого пользователя создавалось впечатление, что он один работает с ВМ.
ОС реального времени использовались в ВМ, которые управляли какими-либо машинами или устройствами. Как правило, скорость реакции устройства меньше скорости реакции ЭВМ, ОС реального времени искусственно замедляли работу ЭВМ, приближая ее к скорости устройства или машины.
Третье поколение ОС.
70-е годы ХХв.
Это поколение ОС предназначалось для ВМ, построенных на основе интегральных схем, как ЭВМ общего пользования. ЭВМ впервые стали использоваться в промышленности, медицине и т.д.
Появилось большое количество различных типов ЭВМ. Наиболее известным компьютером этого поколения был IBM PC 360. ОС третьего поколения должны были работать на разных типах машин, а, кроме того, должны быть многорежимными, т.е., поддерживать пакетный режим, многозадачный, многопроцессорный и т.д. ОС были громоздкими и сложными, часто содержали большое количество ошибок. Для эксплуатации таких ОС нужна была спецподготовка. Оператору ЭВМ приходилось изучать сложные языки управления задачами.
Но именно в этот период были заложены все основные черты современных ОС.
Четвертое поколение ОС.
80-е годы ХХв.
Это поколение связано в первую очередь с ЭВМ на основе больших и сверхбольших интегральных микросхем. Основными классами ЭВМ этого поколения являются ЭВМ общего пользования, мини и микро ЭВМ, персональные ЭВМ и суперЭВМ (многопроцессорные).
Это поколение включает в себя все основные черты ОС предыдущих поколений, а так же имеют следующие особенности:
1. Управление работой сетей ЭВМ.
2. Управление работой сложных многопроцессорных вычислительных комплексов.
3. Появление ОС ПК.
4. ОС начали использовать «дружественный» интерфейс, т.е. ОС строятся в расчете на не подготовленных или малоподготовленных пользователей.
7Удобный в использовании;
Название компьютерной системы, которая создана таким образом, чтобы облегчить пользование ею для людей, не являющихся специалистами по компьютерам. Этот термин возник для того, чтобы отличать такие системы от более старых систем, в которых предпочтение отдавалось эффективности использования машинных ресурсов и не уделялось значительного внимания удобствам пользователя в работе с ними. Как правило, дружественная по отношению к пользователю система легко запускается и выдает на экране подсказки, обычно в форме меню (menus). Если пользователь окончательно запутался, раздел меню "помощь" позволяет перечислить действия, необходимые для исправления наиболее распространенных ошибок. Некоторые устройства ввода, например "мышь" (mouse), считаются более простыми в обращении, нежели обычная клавиатура, поэтому в дружественных по отношению к пользователю машинах предусмотрено их использование.
8.Режиммультипрограммирования - режим обработки данных, при котором ресурсы цифровой вычислительной системы одновременно используются более чем одной программой обработки данных. В этом режиме работа процессора организована таким образом, чтобы у него были исключены простои в работе. Например, при исполнении процессором первой программы возникает необходимость обращения к устройству ввода данных ( требуется ввести новые данные); в этом случае процессор выдает данному устройству команду произвести нужную операцию ввода, а сам переходит к выполнению второй программы. По окончании операции ввода устройство посылает в процессор сигнал прерывания, реагируя на который он прерывает выполнение второй программы и переключается вновь на работу первой программы.
Например, может оказаться возможным выполнение двух заданий, которые первоначально требовали по часу каждое, так что они оба в мультипрограммной системе будут выполнены за время, ненамного превышающее один час. [4]
Режиммультипрограммирования является одним из видов пакетной обработки, так как все абоненты получают информацию одновременно. [5]
Цельмультипрограммирования - - увеличить загрузку устройств, что приводит к увеличению производительности СПО
Основоймультипрограммирования является совмещение операций счета с операциями ввода - вывода. Центральный процессор в каждый момент времени выполняет команды какой-нибудь одной программы, находящейся в основной памяти, остальные находятся в состоянии готовности или ожидания.