Цвет в компьютерной графике. Цветовые модели RGB и CMYK.
Для описания цветовых оттенков, которые могут быть воспроизведены на экране компьютера и на принтере, разработаны специальные средства — цветовые модели (или системы цветов). Чтобы успешно применять их в компьютерной графике, необходимо:
• понимать особенности каждой цветовой модели
• уметь определять тот или иной цвет , используя различные цветовые модели
• понимать, как различные графические программы решают вопрос кодирования цвета
• понимать, почему цветовые оттенки, отображаемые на мониторе, достаточно сложно точно воспроизвести при печати.
Мы видим предметы потому, что они излучают или отражают свет.
Свет — электромагнитное излучение.
Цвет характеризует действие излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета.
Излучаемый свет — это свет, выходящий из источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.
Отражённый свет — это свет, «отскочивший » от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света.
Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении от объекта.
Подобно Солнцу и другим источникам освещения, монитор излучает свет. Бумага, на которой печатается изображение, отражает свет. Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют два противоположных метода его описания: системы аддитивных и субтрактивны х цветов.
Цветовая модель RGB.
Каждый из цветов R-Красный, G-Зеленый и B-Синий имеют один из 256 уровней интенсивности. Эту систему еще называют аддитивной, потому что с увеличением яркости отдельных цветов результирующий цвет тоже становится ярче.
С точки зрения редактирования изображения на экране компьютера, эта цветовая модель является наиболее удобной, так как обеспечивает доступ ко всем 16 миллионам цветов, которые могут быть выведены на экран. Недостатком этой системы RGB является то, что не все цвета, созданные в этом режиме могут быть выведены на печать.
Цветовая модель CMYK.
CMYK в отличие от RGB является субтрактивной системой, то есть на бумаге, максимальная яркость дает черный цвет, а отсутствие – белый, в этом их принципиальное различие. Раскладывается она тоже по-другому, на С(Cyan – голубой), M(Magenta – пурпурный), Y(Yellow – желтый) и B(blacK – черный). Эта система используется для печати, поэтому если вы на компьютере редактируете изображение в режиме RGB, перед печатью переведите его в режим CMYK.
Интересная особенность этой системы в том, что, не смотря на то, что количество каналов у CMYK целых четыре, и каждый из них содержит 256 градация яркости, цветовое пространство CMYK уже, чем у RGB. Типографские краски не могут передать все цвета RGB, поэтому визуально насыщенность CMYK ниже, чем у RGB.
Собственно, для получения полной палитры требуется 3 цвета: С(Cyan – голубой), M(Magenta – пурпурный), Y(Yellow – желтый). Черный (Black) используется для усиления черного, из-за недостаточно качественной накатки полиграфических машин.
Еще один из моментов при работе в этом цветовом режиме такой, для точного соответствия цветового отображения рисунка на мониторе и на бумаге, при печати, необходимо очень хорошо откалибровать монитор, потому, что очень часто, то, что вы сделаете на мониторе, на бумаге будет выглядеть совсем по другому.
Цветовые модели HSB и LAB. Индексированный цвет. Заказные и составные цвета. Управление цветом.
Цветовая модель HSB.
Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.
В системе HSB цвет разлагается на три составляющие:
HUE (Цветовой тон) – частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный.
При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком
Модель Lab
Выше уже отмечалось, что модель RGB ориентирована в основном на особенности излучаемого света (монитор), a CMYK — на особенности поглощаемого света (принтер). Кроме того, цветовые диапазоны этих моделей не совпадают. Добавим, что RGB хорошо воспроизводит цвета в диапазоне от синего до зеленого и несколько хуже — желтые и оранжевые оттенки, а в модели CMYK не хватает очень многих оттенков. От всех этих недостатков свободна модель Lab. В рамках Lab работают многие профессионалы компьютерной графики.
Модель Lab основана на трех параметрах: L — яркость (Luminosity) и два цветовых параметра — а и Ь. Параметр а содержит цвета от темно-зеленого через серый до ярко-розового. Параметр b содержит цвета от светло-синего через серый до ярко-желтого.
Параметр L еще называют освещенностью, легкостью (например, в русской версии графического редактора Photoshop) и даже светлостью. Следует отметить, что понятия яркости в моделях Lab и HSB не тождественны. Как и в RGB, смешение цветов из шкал а и b позволяет получить более яркие цвета. Уменьшить яркость результирующего цвета можно за счет параметра яркости L.
Модель Lab аппаратно независима, ее цветовой диапазон покрывает диапазоны RGB и CMYK. Графический редактор Photoshop при переходе от режима RGB к CMYK использует Lab в качестве промежуточного этапа.