По структуре организации данных: иерархическая, сетевая, реляционная

Фактографические БДсодержат короткие сведения об объектах, поданные в точно определенном формате, например, Автор, название, год издания.

В документальных БД содержится информация разного типа: текстовая, звуковая, графическая, мультимедийная. Например, БД современной музыки может содержать тексты и ноты песен, фотографии авторов, звуковые записи, видеоклипы.

Иерархическая модельбазы данных представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф). Данная модель характеризуется такими параметрами, как уровни, узлы, связи. Принцип работы модели таков, что несколько узлов более низкого уровня соединяется при помощи связи с одним узлом более высокого уровня

В сетевой модели принята свободная связь между элементами разных уровней.

Реляционная модель - базы данных с табличной формой организации информации. Реляционная БД состоит из одной или нескольких взаимосвязанных двумерных таблиц.

Иерархическая БД. Существует строгая подчиненность элементов: один главный, остальные подчиненные. Например, система каталогов на диске. Иерархическая модель БД представляет собой совокупность объектов различного уровня, причем объекты нижнего уровня подчинены объектам верхнего уровня.

Сетевые БД более гибкие: нет явно выраженного главного элемента и существует возможность установления горизонтальных связей. Например, организация информации в Интернете (WWW).Сетевая модель базы данных представляет совокупность объектов различного уровня, однако схема связей между объектами может быть любой. В сетевой структуре каждый элемент может быть связан с любым другим элементом.

Реляционная модель(от английского “relation”- отношение) основана на отношениях между таблицами, которыесодержатинформацию.

Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц.

Каждая реляционная таблица (отношение) представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами: каждый элемент таблицы - один элемент данных;

все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный и т.д.) и длину;

каждый столбец имеет уникальное имя;

одинаковые строки в таблице отсутствуют;

порядок следования строк и столбцов может быть произвольным

1. Профильное обучение информатике на уровне среднего общего образования.

Профильное обучение–средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.Переход к профильному обучению, преследует, таким образом, следующие основные цели: Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования Возможные направления профилизации и структуры профилей Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов, которые условно можно назвать базовыми общеобразовательными, профильными и элективными курсам.

базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные курсы–курсы повышенного уровня (фактически глубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ). Элективные курсы–обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: а) Поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного курса экономики. б) Служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы Информационный бизнес» в социально-гуманитарном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится. Предлагаются варианты четырех возможных профилей: естественно-математический,

социально-экономический, гуманитарный, технологический. Возможные формы организации профильного обучения: Можно выделить несколько вариантов или моделей организации профильного обучения. 1) Модель внутришкольнойпрофилизации Отдельная школа может быть однопрофильной

(реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. 2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом Кооперация школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Предложенный подход не исключает также возможности деятельности и дальнейшего развития, во-первых, универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и, во-вторых, различного рода специализированных образовательных учреждений(хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).Профильные курсы ориентированные на информационныетехнологии.Курсы, ориентированные на информационные технологии, включают в себя две части:

инвариантную, связанную с описанием принципов данной технологии;программно- зависимую, связанную с конкретной реализацией технологии в одной из современных популярных компьютерных программ.Вторая часть, обычно доминирующей по объему, определяет возможность реализации нескольких различных по содержанию курсов, ориентированных на одну и ту же информационную технологию (курс, ориентированный на использование графического редактораPaint, будет существенно иным, чем курс, в основу которого положен графический редактор CorelDraw).Профильные курсы ориентированные на программирование. Программирование—наиболеетрадиционная сфера деятельности при организациипрофильно-ориентированных курсов информатики. Процедурное и (одновременно)операционное(исходные версии Бейсика), а уже в усовершенствованном виде структурное(Паскаль). Программа представляет собой детальное описание того, как решать задачу, т.е. алгоритм некоторой специальной записи. Основные понятия языков этих групп —оператори данные.Принципиально иное направление в программировании связано с методологиями непроцедурногопрограммирования. Объектно-ориентированная программа -совокупность множества независимых объектов. Каждый объект можно использовать для решения задачи, не вникая во внутренниемеханизмы его функционирования (C++, Delphi, VisualBasic).При использовании декларативного языка программист указывает исходные информационные структуры, взаимосвязи между ними и то, какими свойствами должен обладать результат. При этом процедуру его получения («алгоритм») программист нестроит (по крайней мере, в идеале). В этих языках отсутствует понятие «оператор» («команда»). Декларативные языки можно подразделить на два семейства логическое (Пролог) и функциональное (Лисп).Профильные курсы ориентированные на моделирование.Ряд профильных курсов информатикивключает в свое название слово «моделирование» или использует элементы моделирования в содержании, поскольку моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира -природы и общества.Основные дидактические задачи и содержательные линии курсов, ориентированных на моделированиеОбщее развитие и становление мировоззрения учащихся. Курсы, ориентированные на моделирование, должны выполнять развивающую функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности —методом компьютерного моделирования.Овладение моделированием как методом познания. Основной упор в каждом из таких курсов необходимо сделать на выработку общего методологического подхода к построению компьютерных моделей и работе с ними. Необходимопродемонстрировать, что моделирование в любой области знаний имеет схожие черты, зачастую для различных процессов удается получить очень близкие модели;выделить преимущества и недостатки компьютерного эксперимента по сравнению с экспериментом натурным; показать, что и абстрактная модель, и компьютер представляют возможность познавать окружающий мир, управлять им в интересах человека.

Выработка практических навыков компьютерного моделирования. На примере ряда моделей из различных областей науки и практической деятельности необходимо проследить все этапы компьютерного моделирования, начиная с исследования моделируемой предметной области и постановки задачи до интерпретации результатов, полученных в ходе компьютерного эксперимента, показать важность и необходимость каждого звена. Содействие профессиональной ориентации учащихся. Учащиеся старшей ступени школы стоят перед проблемой выбора будущей профессии. Проведение курса компьютерногомоделирования способно выявить тех из них, кто имеет способности и склонность к исследовательской деятельности. Преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний. В рамках каждого курса целесообразно изучать модели из различных областей науки, что делает курс частично интегрированным. Для того чтобы понять суть изучаемого явления, правильно интерпретировать полученные результаты, необходимо не только владеть соответствующей терминологией, но и ориентироваться в той области знаний, где проводится модельное исследование.Развитие и профессионализация навыков работы с компьютером. Перед учащимися ставится задача не только реализовать на компьютере предложенную модель, но и наиболее наглядно, в доступной форме отобразить полученные результаты.

2.Моделирование и формализация описания реальных объектов и процессов.

По структуре организации данных: иерархическая, сетевая, реляционная - student2.ru В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация» Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий:

- моделирование как метод познания,

- формализация,

- материальные и информационные модели,

- информационное моделиро­вание,

- основные типы информационных моделей.

Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений.

Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят внешние свойства оригинала и имеют реальное воплощение.

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации.

Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Наши рекомендации