Компьютерные телекоммуникации – 6 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина.

Назначение коммуникационных служб Интернета. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Язык HTML для создания Web-страниц. Знакомство с тэгами форматирования текстов. Атрибуты тэгов. Цветовое оформление и вставка изображений. Различные виды гиперссылок. Добавление таблиц. Цвет на Web-странице. Шрифты.

Календарно тематическое планирование:

Компьютерные телекоммуникации (6часов)
Организация локальных компьютерных сетей(1час)
4.1.1 4.1.2 1. Назначение и состав ЛКС. Классы и топологии ЛКС  
Глобальные компьютерные сети (1часа)
4.2.1 2. История и классификация ГКС. Структура Интернета. Основные услуги Интернета  
Основы сайтостроения (4 часов)
4.3.1 3. Способы создания сайтов. Основы HTML  
4.3.2 4. Оформление и разработка сайта  
4.3.3 5. Создание гиперссылок  
4.3.3 6. Создание таблиц  

Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении содержательной линии

«Локальные и глобальные сети. Интернет»Учащиеся должны знать:•

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными

сетями;назначение основных технических и программных средствфункционирования

сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина» WWW;назначение основных средств Internet: веб-сервер, веб-страница, гиперссылки, программа-браузер, поисковая программа.Учащиеся должны уметь:

осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузерови поисковых программ (на примерах материла учебного и развивающего характера

2. Интернет: генезис, сущность, тенденции развития.

Интернет(сеть, паутина) представляет собой совокупность соединенных между собой инфор­мационных серверов — компьютеров, на которых хранится различ­ная информация, и самих пользователей этой информации.

Интернет появился как программа повышения устойчивости си­стемы обороны США в начале 1970-х гг. Его появление связано с созданием Агентствомперспективных исследований проектов (ARPA) Министерством обороны США в 1969-1977 гг. сети ARPANET.

Принципы, заложенные в основу функционирования сети ARPA­NET, оказались наиболее подходящими для разработки сети Ин­тернет.Такими принципами являются:

· обеспечение сохранения коммуникаций при разрушении ли­ний связей. Это означает, что при выходе из строя хотя бы одной линии связи система должна уметь переключиться на другую линию;

· облегчить сотрудничество всех пользователей Интернет.

Основателем Интернета является Билл Гейтс,который в 1976 г. учредил компаниюMicrosoft(США),позже зазвучавшую какMicrosoft, и создал операционную системуWindows.

Сервер(англ.serve— обслуживать) — это представительство предпринимателя (гражданина) и юридического лица в сети Ин­тернет. Сеть Интернет представляет собой несколько компьютеров, со­единенных вместе для использования информационных ресурсов и для обмена информацией. Существуют два основных вида сетей:

1. глобальная сеть — это сеть, охватывающая большие территории;

2. локальная сеть, т. е. сеть, расположенная географически в одном месте (регионе).

Создание глобальной сети явилось результатом глобализации мировой экономики, начавшейся в начале 1990-х гг.

В конце XXв. началась фаза создания глобальных информационных систем. Задачей этой фазы является передача любого вида информации к любому пользователю в реальном времени в любой точке мира. Это привело к созданию «Всемирной паутины» Интернет — «WorldWideWeb».

При локальной сети передача данных между компьютерами не требует специальных устройств. Здесь достаточно электрического соединения компьютеров с помощью кабелей и разъемов.

Через всю эту сеть Интернет движется информационный про­дукт. Технология работы сети получила название «Всемирная пау­тина» — «WorldWideWeb» (сокращенноWWW). Такое название закрепилось за этой технологией, потому что каждый пользователь может свободно переключаться от одного сервера к другому незави­симо от географического местоположения сервера, как бы «опуты­вая» Землю паутиной своих переходов.

Сеть самого высокого уровня представляет собой высокоскорост­ную магистраль.

Магистраль — это основное понятие математической теории рав­номерного пропорционального роста экономики. Основы ее были заложены американским математиком Дж. Фон Нейманом.

Информация, передаваемая по сети Интернет, носит название трафик(англ.traffic— движение, количество радиопрограмм и т. п.).

Фактически Интернет представляет собой иерархию глобаль­ной и сильно децентрализованной сети, в которой нет единого цент­ра управления и к которой подключены серверы — компьютеры про­вайдеров и пользователей. Провайдер — это поставщик Интернета.

Сети, входящие в Интернет, занимают по своему назначению и возможностям разные уровни иерархии.

Пользователи Интернет подключаются к сети через компьюте­ры специальных организаций, которые называются поставщиками услуг сети Интернет. Такие организации являются провайдерами.

Провайдер (англ. provider— поставщик) представляет собой моз­говой центр, в котором аккумулируется информация о потребнос­тях клиента и который координирует страхование связи.

Компьютеры, подключенные к Интернету, называют узлами, или сайтами (англ. site— место). Многие хозяйствующие субъекты со­здают в ИнтернетеWeb-узлы (англ.web— паутина, сеть, сплете­ние).

Узел, установленный у провайдера, обеспечивает пользователю доступ в Интернет.

Построение Интернета проходило по следующим этапам.

1. Встраивание в систему ARPANETпрограмм перемещения файлов и электронной почты. Файл (англ.file— дело, досье) — это совокупность, последовательность однородных, однотемных записей, информационных сведений, составляющих единое целое и хранящихся, как правило, во внешней памяти ЭВМ. Электронная почта напоминает обычную почту и бу­дет рассмотрена далее.

2. Создание сети Национального научного фонда США (NSF—NationalScienceFoundation). СетьNSFNET объединила научные центры США.

3. Создание в 1987 г. хребта сети NSFNET, состоящего из 13 цен­тров, соединенных высокоскоростными линиями связи.

4. Замена сети APRANETв течение 1987-1990 гг. сетьюNSFNET. Ликвидация этой сети означала появление в США сети Интернет.

5. Создание в других странах мира национальных сетей.

6. Объединение в 1990-х гг. национальных сетей всех стран в одну глобальную сеть, что и привело к появлению Интернета в его нынешнем виде.

1.Функции проверки и оценки в учебном процессе. Формы тестовых заданий.

Рассматривая в этой работе влияние образовательных стандартов на практику проверки и оценки результатов обучения, мы, прежде всего, должны обратиться к анализу функций проверки и оценки в учебном процессе.В дидактике выделяют, как правило, четыре основные функции проверки и оценки результатов обучения:- учетно-контрольную;- контрольно-корректирующую;- обучающую;- воспитательную.

Учетная функция контроля (иногда ее называют "информационной") заключается в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.

Контрольно-корректирующая (диагностическая) функция обеспечивает обратную связь "учитель-ученик", необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса. Контрольно-корректирующая функция позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников, выделить материал, требующий дополнительной проработки, повторения.

Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся.

Воспитательная (мотивационная) функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний. Оценивая работу ученика, учитель не просто констатирует состояние знаний, умений и навыков школьника, но и направляет его в учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности. Кроме того, воспитательная функция проверки знаний связана с развитием у школьников умений самоконтроля и самооценки.

Нам представляется, что в настоящее время следовало бы выделить еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения - аттестационную. Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обученности школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения.

Нормированный подход всегда задает в заданиях контрольных работ некий максимальный (желаемый) уровень усвоения. Из него как бы вычитаются неусвоенные, непроявленные при выполнении контрольных работ знания конкретных школьников. Разница между максимальным уровнем и предельно допустимым и составляет рамки нормы, в которую должны уложиться около 70 % учащихся.При критериальном подходе нормируется не прогнозируемое число учащихся, знания которых находятся в этих рамках, а уровень усвоения каждого объекта контроля (знания, умения): один объект должен быть усвоен на репродуктивном уровне, другой на уровне применения знаний в стандартной ситуации и т.д. Таким образом, нормируется обязательный для всех уровень усвоения каждого объекта (элемента содержания образования).

Итак, критерием достижения учащимся уровня требований образовательного стандарта выступают сами требования к результатам обучения..

Основные подходы к оценке образовательных результатов

Нормированный Критериально-ориентированный
Нормированное оценивание используется в тех случаях, когда необходимо ранжировать достижения в выбранной группе обучаемых, определяя количество достигнувших определённого балла в течение некоторого времени. Критериально-ориентированное оценивание опирается на явно сформулированные цели и задачи изучения учебного курса и позволяет определить, в какой степени испытуемые овладели идентифицированными компонентами. В этом типе оценивания критерии усвоения задаются заранее.
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – ранжирование школьников по нескольким уровням обученности ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – определить: «овладел или не овладел конкретный ученик знаниями, умениями, видами деятельности, достаточными для продолжения образования»
ПРЕДПОЛАГАЕТ сравнение учащихся друг с другом по уровню усвоения определённого содержания в рамках каких-либо устоявшихся норм выполнения заданий учащимися ПРЕДПОЛАГАЕТ сравнение достижений с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ сказываются на конечном достижении ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ сказываются на длительности усвоения
НАЦЕЛЕН на ранжирование учащихся НАЦЕЛЕН на выявление чёткого представления о том достиг или не достиг учащийся необходимого результата
ОТСУТСТВИЕ чётких и точно описанных эталонов обученности школьников, которым приписывают определённые балловые оценки. НАЛИЧИЕ чётких критериев, на основании которых определяется достижение результата учащимися
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА должна показать каков испытуемый на фоне других ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА должна показать, что испытуемый знает и умеет
ПРОВЕРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ содержит дифференцированные по сложности задания, здесь в принципе невозможно достичь того, чтобы 100% учащихся выполняли все задания 100%. Поэтому прежние нормы 70% учащихся, усвоивших 70-75% дифференцированного по сложности содержания учебного материала считается хорошим показателем, по мнению психологов «не требующей серьёзной педагогической коррекции» ПРОВЕРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ориентированный на определённые критерии достижения, не содержит дифференцированных по сложности заданий, т.к. сам критерий соответствует необходимому уровню усвоения, поэтому прежние нормы 70% усвоения не годятся, этот показатель должен быть существенно выше 85-95%
Чтобы ранжировать обученность школьников по уровням усвоения материала, используются задания с различными уровнями сложности, с различной дифференцирующей силой, или диагностическим весом. Нормируется уровень усвоения каждого объекта контроля (знания, умения): один объект должен быть усвоен на репродуктивном уровне, другой – на уровне применения знаний в стандартной ситуации и т.д.
Всегда задаёт в заданиях контрольных работ некий максимальный (желаемый) уровень усвоения. Из него как бы «вычитаются» не усвоенные, не проявленные при выполнении контрольных работ знания конкретных школьников. Разница между максимальным уровнем и предельно допустимым и составляет рамки «нормы». «Критериально-ориентированное измерение достижений лучше всего приспособлено для определения на элементарном уровне основных навыков… Цели обучения могут быть упорядочены в иерархическую последовательность так, чтобы усвоение более элементарных навыков служило предпосылкой для формирования навыков более высокого уровня» (Анастази)

Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и навыков, в результате периодического оценивания результатов обучения; отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т.д.)

Может проводиться на каждом уроке, выполняя ряд функций контроля (см. выше);Обеспечивает оперативную обратную связь;Помогает выявлять отклонения от запланированной программы действий в ходе учебного процесса и принимать соответствующие решения по необходимой коррекции программы обучения;Осуществляется педагогом индивидуально с использованием различного рода заданий;Характеризуется систематичностью и возможностью динамической оценки достигнутого уровня подготовленности обучающихся.

Промежуточный контроль – всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), по завершении определенного периода обучения в течение года.

Он более традиционен по формам и содержанию (контрольные, проверочные, сочинения);Его задача – зафиксировать минимум подготовки, обеспечивающей возможности дальнейшего обучения;Проводится в конце определенного периода обучения;Призван проверить объем усвоенного материала и уровень приобретенных навыков в рамках усвоенного содержания;

Сроки проведения, содержание, формат и приемы такого контроля должны быть согласованы для всего контингента данного уровня обучения, и он должен проводиться единым педагогическим инструментарием для сравнения достижений отдельных классов/групп.

Итоговый контроль – проверка уровня сформированности ЗУН по завершении каждой ступени обучения, при выпуске или приеме в образовательную организацию следующего уровня.

Проводится раз в год, по завершении очередного этапа обучения;Предназначен для объективного подтверждения достигнутого уровня;Может осуществляться в форме письменных контрольных работ, устных зачетов, письменных и устных экзаменов, тестирования и в др. формах с использованием различных приемов проверки и оценки;Должен характеризоваться высокой степенью объективности.

Самоконтроль – осуществляется обучающимися постоянно в процессе обучения для анализа собственных достижений При изучении курса обучающемуся предоставляется возможность самоконтроля, т.е. рефлексии изученного материала (самооценки приобретенных знаний, умений, навыков). Задание для самоконтроля в отличие от заданий других форм контроля может быть выполнено многократно и результаты его выполнения не учитываются при аттестациях. Диагностические тесты могут превратиться в эффективное средство формирования практических навыков самоконтроля и самокоррекции у учеников, в целом самооценки результатов своей учебной деятельности

В современной педагогике все чаще используются различные возможности контроля знаний, умений и навыков учащихся, основанные на использовании тестовых оболочек и программных средств. Выделяем два принципа работы такого рода программ. Все программы требуют установки «серверного» приложения на компьютер учителя, которое состоит как минимум из 2х частей – программы для администрирования и просмотра результатов тестирования и программы для создания тестов, однако отличаются по способу осуществления доступа к системе тестирования с мобильных устройств или компьютеров учащихся. Одни программы подключаются к «серверу» тестирования через браузер и не требуют установки клиентских приложений.

Такие программы более удобны для работы с мобильными устройствами, поскольку возможность подключения к беспроводной сети и работы с Интернет есть уже на всех современных телефонах и коммуникаторах. К таким программам относятся, например, VeralTest и OpenTest.

Другие программы для работы с тестом требуют установки соответствующего клиентского приложения, что может быть неудобно, поскольку версии программы, как правило, есть далеко не под все платформы и годятся не для всех устройств. Точнее даже будет сказать, что для большинства устройств таких приложений просто нет. В качестве примера такой программы можно взять MyTestX.

Программа MyTestX относительно таких программ как VeralTest и OpenTest обладает таким существенным недостатком как ограниченность использования – она изначально предназначена для тестирования учащихся в стационарном компьютерном классе и не рассчитана на использование мобильных устройств. Программа требует установки специального приложения как на компьютер учителя, так и на компьютеры учащихся. При этом она работает только исключительно под Windows, поэтому возможности использования данной программы в мобильном классе сильно ограничены – в качестве мобильных устройств учащиеся должны использовать фактически, либо ноутбуки, либо нетбуки. Специфику компьютерного тестирования знаний могут охарактеризовать следующие его свойства:

· Электронная форма представления теста позволяет включать большой объем контрольного материала;

· Компьютерная проверка работ существенно снижает субъективность проверки и оценки результатов;

· Структурированность тестовых заданий повышает скорость проверки результатов тестирования;

· Возможность статистической обработки результатов тестирования существенно повышает объективность контроля и создает условия для мониторинга и повышения качества тестирования.

· Наличие большого количества вариантов теста позволяет применять компьютерное тестирование в классах с большим количеством учащихся;

2.Цветовая модель CMYK.

CMYK - эта цветовая модель используется при подготовке публикаций к печати. Каждому из основных цветов ставится в соответствие дополнительный цвет (дополняющий основной до белого). Получают дополнительный цвет за счет суммирования пары остальных основных цветов. Значит, дополнительными цветами для красного является голубой (Cyan,C) = зеленый + синий = белый - красный, для зеленого - пурпурный (Magenta, M) = красный + синий = белый - зеленый, для синего - желтый (Yellow, Y) = красный + зеленый = белый - синий.

65. В основном такой метод принят в полиграфии. Но там еще используют черный цвет (BlacК, так как буква В уже занята синим цветом, то обозначают буквой K). Это связано с тем, что наложение друг на друга дополнительных цветов не дает чистого черного цвета.

Цветовая модель CMY применяется в устройствах, работающих на принципе поглощения (вычитания) цветов. К ним в первую очередь относятся цветные принтеры. Используется три цвета — голубой, пурпурный и желтый. В системе субтрактивных цветов (от англ. subtract — вычитать) происходит обратный процесс: вы получаете какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет.Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например, от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная — некоторые поглощает, а остальные отражает.

CMYK описывает поглощаемые цвета. Используется для печати. Названия каналов соответствуют цветам чернил в катриджах принтера. Объекты поглощают часть спектра, и мы видим отражённую часть. Объект кажется красным потому, что зелёный и синий были поглощены. Поскольку зелёный и синий дают голубой, голубой поглощается, когда добавляется красный. Или наоборот, при добавлении голубого его дополнительный цвет красный поглощается. Используют для подготовки, а печатных изображений. Данная цветовая модель CMYK также базируется на трехкомпонентной теории цвета, но, в отличие от модели RGB, основными цветами в ней являются голубой, пурпурный и желтый Главной причиной появления модели CMYK является различие в принципах формирования цвета при его воспроизведении на мониторах и при печати. Кто в детстве рисовал акварельными красками или гуашью, тот знает, что при смешении красной и зеленой красок получается не желтая краска (как было бы в модели RGB), а темно-коричневая. Дело в том, что при восприятии цвета с экрана монитора мы видим излучаемый свет, а при рассматривании картинки, нарисованной на бумаге, — отраженный. В отличие от монитора, бумага отражает падающий свет, который обычно является «белым»: яркости всех его цветовых составляющих равны. Наносимые на бумагу краски являются поглощающими светофильтрами — они поглощают лучи определенного цвета, а остальные отражают. Видимый цвет краски определяется теми лучами, которые не были поглощены. Таким образом, краски могут только вычитать, или ослаблять цвета в отражаемом потоке света. По этой причине модель CMYK называют субтрактивной цветовой моделью (от англ. subtract— вычитать).

Всем известно, что если смешать на бумаге желтую и голубую краску, получится зеленый цвет. На языке цветовых моделей, это описывается выражением: Y+C=G, кроме того, C+M=B и M+Y=R. В теории, сумма C+M+Y=K, т.е. дает черный (blacK) цвет, но поскольку реальные типографские краски имеют примеси, их цвет не совпадает в точности с теоретически рассчитанным голубым, желтым и пурпурным. Особенно трудно получить из этих красок черный цвет. Пространство цветов Субтрактивной модели CMYK также является единичным кубом. Яркости основных красок (или плот­ность закраски) задаются вещественными числами от 0 до 1. Характерные особенности CMYK-модели. Любая точка куба (с, т, у) определяет некоторый цвет. Точка (0, 0, 0) соответствует белому цвету, точка (1, 1, 1) — черному, а линия (0, 0, 0) - (1, 1, 1) описы­вает все градации серого цвета: от белого до черного. При движении по прямой от (0, 0, 0) через точку (с, т, у) получаем все градации яркости цвета {с, /п, у), от самой яркой до самой темной. Чем ближе точка к главной диагонали (0, 0, 0) -(1, 1, 1), тем менее насыщен соответствующий цвет. Если все три координаты точки (с, т, у) ненулевые, то цвет ненасыщенный. В данной модели CMYK оттенки серого цвета могут воспроизводиться путем добавления черной краски к основному набору цветов. Квантование цвета в модели CMYK выполняется аналогично квантованию в модели RGB.

1.Использование методов и средств информатики при изучении других предметов

При правильном изучении информатики компьютер может стать эффективным средством для подготовки учеников к целому комплексу учебных предметов.

v Информатика – география

На примере изучения экономических районов, отраслевых специализаций, высот и глубин поверхностей можно изучать тему «Табличные вычисления на компьютере»: построение электронной таблицы.

v Информатика – математика

Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере» совместить с темами «Свойства квадратичной функции, движение графиков, исследование максимумов и максимумов функций, решение математических задач с помощью табличного процессора McExcel».

v Информатика – биология

Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере» комбинировать с лабораторными работами по темам. Рассказать из своего опыта.

Компьютерные телекоммуникации – 6 часов - student2.ru

2.Базы данных. Классификации баз данных.

1.База данных – разновидность ИС, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления обрабатываемой информации.

2.БД - это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных. Информация, которая хранится в БД, как правило, относится к некоторой конкретной предметной области.

Например, базы данных: Книжного фонда библиотеки, Кадрового состава предприятия, 09, Законодательных актов уголовного права, Современной музыки.

Классификация баз данных.

В процессе исторического развития использовалось следующие модели данных

1. по характеру хранимой информации: фактографические (Каталог библиотеки, База данных кадров, Справочная картотека) и документальные (Текстовая информация, Графические объекты, Звуковая информация, Объекты мультимедиа)

2. по способу хранения данных: централизованные (разные части БД хранятся на автономном ПК или сервер сети) и распределенные(разные части БД хранятся на разных компьютерах).

Наши рекомендации