Компьютерные телекоммуникации – 6 часов
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина.
Назначение коммуникационных служб Интернета. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Язык HTML для создания Web-страниц. Знакомство с тэгами форматирования текстов. Атрибуты тэгов. Цветовое оформление и вставка изображений. Различные виды гиперссылок. Добавление таблиц. Цвет на Web-странице. Шрифты.
Календарно тематическое планирование:
Компьютерные телекоммуникации (6часов) | ||||
Организация локальных компьютерных сетей(1час) | ||||
4.1.1 4.1.2 | 1. | Назначение и состав ЛКС. Классы и топологии ЛКС | ||
Глобальные компьютерные сети (1часа) | ||||
4.2.1 | 2. | История и классификация ГКС. Структура Интернета. Основные услуги Интернета | ||
Основы сайтостроения (4 часов) | ||||
4.3.1 | 3. | Способы создания сайтов. Основы HTML | ||
4.3.2 | 4. | Оформление и разработка сайта | ||
4.3.3 | 5. | Создание гиперссылок | ||
4.3.3 | 6. | Создание таблиц |
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении содержательной линии
«Локальные и глобальные сети. Интернет»Учащиеся должны знать:•
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными
сетями;назначение основных технических и программных средствфункционирования
сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина» WWW;назначение основных средств Internet: веб-сервер, веб-страница, гиперссылки, программа-браузер, поисковая программа.Учащиеся должны уметь:
осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузерови поисковых программ (на примерах материла учебного и развивающего характера
2. Интернет: генезис, сущность, тенденции развития.
Интернет(сеть, паутина) представляет собой совокупность соединенных между собой информационных серверов — компьютеров, на которых хранится различная информация, и самих пользователей этой информации.
Интернет появился как программа повышения устойчивости системы обороны США в начале 1970-х гг. Его появление связано с созданием Агентствомперспективных исследований проектов (ARPA) Министерством обороны США в 1969-1977 гг. сети ARPANET.
Принципы, заложенные в основу функционирования сети ARPANET, оказались наиболее подходящими для разработки сети Интернет.Такими принципами являются:
· обеспечение сохранения коммуникаций при разрушении линий связей. Это означает, что при выходе из строя хотя бы одной линии связи система должна уметь переключиться на другую линию;
· облегчить сотрудничество всех пользователей Интернет.
Основателем Интернета является Билл Гейтс,который в 1976 г. учредил компаниюMicrosoft(США),позже зазвучавшую какMicrosoft, и создал операционную системуWindows.
Сервер(англ.serve— обслуживать) — это представительство предпринимателя (гражданина) и юридического лица в сети Интернет. Сеть Интернет представляет собой несколько компьютеров, соединенных вместе для использования информационных ресурсов и для обмена информацией. Существуют два основных вида сетей:
1. глобальная сеть — это сеть, охватывающая большие территории;
2. локальная сеть, т. е. сеть, расположенная географически в одном месте (регионе).
Создание глобальной сети явилось результатом глобализации мировой экономики, начавшейся в начале 1990-х гг.
В конце XXв. началась фаза создания глобальных информационных систем. Задачей этой фазы является передача любого вида информации к любому пользователю в реальном времени в любой точке мира. Это привело к созданию «Всемирной паутины» Интернет — «WorldWideWeb».
При локальной сети передача данных между компьютерами не требует специальных устройств. Здесь достаточно электрического соединения компьютеров с помощью кабелей и разъемов.
Через всю эту сеть Интернет движется информационный продукт. Технология работы сети получила название «Всемирная паутина» — «WorldWideWeb» (сокращенноWWW). Такое название закрепилось за этой технологией, потому что каждый пользователь может свободно переключаться от одного сервера к другому независимо от географического местоположения сервера, как бы «опутывая» Землю паутиной своих переходов.
Сеть самого высокого уровня представляет собой высокоскоростную магистраль.
Магистраль — это основное понятие математической теории равномерного пропорционального роста экономики. Основы ее были заложены американским математиком Дж. Фон Нейманом.
Информация, передаваемая по сети Интернет, носит название трафик(англ.traffic— движение, количество радиопрограмм и т. п.).
Фактически Интернет представляет собой иерархию глобальной и сильно децентрализованной сети, в которой нет единого центра управления и к которой подключены серверы — компьютеры провайдеров и пользователей. Провайдер — это поставщик Интернета.
Сети, входящие в Интернет, занимают по своему назначению и возможностям разные уровни иерархии.
Пользователи Интернет подключаются к сети через компьютеры специальных организаций, которые называются поставщиками услуг сети Интернет. Такие организации являются провайдерами.
Провайдер (англ. provider— поставщик) представляет собой мозговой центр, в котором аккумулируется информация о потребностях клиента и который координирует страхование связи.
Компьютеры, подключенные к Интернету, называют узлами, или сайтами (англ. site— место). Многие хозяйствующие субъекты создают в ИнтернетеWeb-узлы (англ.web— паутина, сеть, сплетение).
Узел, установленный у провайдера, обеспечивает пользователю доступ в Интернет.
Построение Интернета проходило по следующим этапам.
1. Встраивание в систему ARPANETпрограмм перемещения файлов и электронной почты. Файл (англ.file— дело, досье) — это совокупность, последовательность однородных, однотемных записей, информационных сведений, составляющих единое целое и хранящихся, как правило, во внешней памяти ЭВМ. Электронная почта напоминает обычную почту и будет рассмотрена далее.
2. Создание сети Национального научного фонда США (NSF—NationalScienceFoundation). СетьNSFNET объединила научные центры США.
3. Создание в 1987 г. хребта сети NSFNET, состоящего из 13 центров, соединенных высокоскоростными линиями связи.
4. Замена сети APRANETв течение 1987-1990 гг. сетьюNSFNET. Ликвидация этой сети означала появление в США сети Интернет.
5. Создание в других странах мира национальных сетей.
6. Объединение в 1990-х гг. национальных сетей всех стран в одну глобальную сеть, что и привело к появлению Интернета в его нынешнем виде.
1.Функции проверки и оценки в учебном процессе. Формы тестовых заданий.
Рассматривая в этой работе влияние образовательных стандартов на практику проверки и оценки результатов обучения, мы, прежде всего, должны обратиться к анализу функций проверки и оценки в учебном процессе.В дидактике выделяют, как правило, четыре основные функции проверки и оценки результатов обучения:- учетно-контрольную;- контрольно-корректирующую;- обучающую;- воспитательную.
Учетная функция контроля (иногда ее называют "информационной") заключается в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.
Контрольно-корректирующая (диагностическая) функция обеспечивает обратную связь "учитель-ученик", необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях школьников, уровнем подготовки класса. Контрольно-корректирующая функция позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников, выделить материал, требующий дополнительной проработки, повторения.
Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков школьников происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся.
Воспитательная (мотивационная) функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний. Оценивая работу ученика, учитель не просто констатирует состояние знаний, умений и навыков школьника, но и направляет его в учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности. Кроме того, воспитательная функция проверки знаний связана с развитием у школьников умений самоконтроля и самооценки.
Нам представляется, что в настоящее время следовало бы выделить еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения - аттестационную. Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обученности школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения.
Нормированный подход всегда задает в заданиях контрольных работ некий максимальный (желаемый) уровень усвоения. Из него как бы вычитаются неусвоенные, непроявленные при выполнении контрольных работ знания конкретных школьников. Разница между максимальным уровнем и предельно допустимым и составляет рамки нормы, в которую должны уложиться около 70 % учащихся.При критериальном подходе нормируется не прогнозируемое число учащихся, знания которых находятся в этих рамках, а уровень усвоения каждого объекта контроля (знания, умения): один объект должен быть усвоен на репродуктивном уровне, другой на уровне применения знаний в стандартной ситуации и т.д. Таким образом, нормируется обязательный для всех уровень усвоения каждого объекта (элемента содержания образования).
Итак, критерием достижения учащимся уровня требований образовательного стандарта выступают сами требования к результатам обучения..
Основные подходы к оценке образовательных результатов
Нормированный | Критериально-ориентированный |
Нормированное оценивание используется в тех случаях, когда необходимо ранжировать достижения в выбранной группе обучаемых, определяя количество достигнувших определённого балла в течение некоторого времени. | Критериально-ориентированное оценивание опирается на явно сформулированные цели и задачи изучения учебного курса и позволяет определить, в какой степени испытуемые овладели идентифицированными компонентами. В этом типе оценивания критерии усвоения задаются заранее. |
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – ранжирование школьников по нескольким уровням обученности | ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – определить: «овладел или не овладел конкретный ученик знаниями, умениями, видами деятельности, достаточными для продолжения образования» |
ПРЕДПОЛАГАЕТ сравнение учащихся друг с другом по уровню усвоения определённого содержания в рамках каких-либо устоявшихся норм выполнения заданий учащимися | ПРЕДПОЛАГАЕТ сравнение достижений с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ сказываются на конечном достижении | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ сказываются на длительности усвоения |
НАЦЕЛЕН на ранжирование учащихся | НАЦЕЛЕН на выявление чёткого представления о том достиг или не достиг учащийся необходимого результата |
ОТСУТСТВИЕ чётких и точно описанных эталонов обученности школьников, которым приписывают определённые балловые оценки. | НАЛИЧИЕ чётких критериев, на основании которых определяется достижение результата учащимися |
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА должна показать каков испытуемый на фоне других | ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА должна показать, что испытуемый знает и умеет |
ПРОВЕРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ содержит дифференцированные по сложности задания, здесь в принципе невозможно достичь того, чтобы 100% учащихся выполняли все задания 100%. Поэтому прежние нормы 70% учащихся, усвоивших 70-75% дифференцированного по сложности содержания учебного материала считается хорошим показателем, по мнению психологов «не требующей серьёзной педагогической коррекции» | ПРОВЕРОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, ориентированный на определённые критерии достижения, не содержит дифференцированных по сложности заданий, т.к. сам критерий соответствует необходимому уровню усвоения, поэтому прежние нормы 70% усвоения не годятся, этот показатель должен быть существенно выше 85-95% |
Чтобы ранжировать обученность школьников по уровням усвоения материала, используются задания с различными уровнями сложности, с различной дифференцирующей силой, или диагностическим весом. | Нормируется уровень усвоения каждого объекта контроля (знания, умения): один объект должен быть усвоен на репродуктивном уровне, другой – на уровне применения знаний в стандартной ситуации и т.д. |
Всегда задаёт в заданиях контрольных работ некий максимальный (желаемый) уровень усвоения. Из него как бы «вычитаются» не усвоенные, не проявленные при выполнении контрольных работ знания конкретных школьников. Разница между максимальным уровнем и предельно допустимым и составляет рамки «нормы». | «Критериально-ориентированное измерение достижений лучше всего приспособлено для определения на элементарном уровне основных навыков… Цели обучения могут быть упорядочены в иерархическую последовательность так, чтобы усвоение более элементарных навыков служило предпосылкой для формирования навыков более высокого уровня» (Анастази) |
Текущий контроль – систематическая проверка знаний, умений и навыков, в результате периодического оценивания результатов обучения; отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т.д.)
Может проводиться на каждом уроке, выполняя ряд функций контроля (см. выше);Обеспечивает оперативную обратную связь;Помогает выявлять отклонения от запланированной программы действий в ходе учебного процесса и принимать соответствующие решения по необходимой коррекции программы обучения;Осуществляется педагогом индивидуально с использованием различного рода заданий;Характеризуется систематичностью и возможностью динамической оценки достигнутого уровня подготовленности обучающихся.
Промежуточный контроль – всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), по завершении определенного периода обучения в течение года.
Он более традиционен по формам и содержанию (контрольные, проверочные, сочинения);Его задача – зафиксировать минимум подготовки, обеспечивающей возможности дальнейшего обучения;Проводится в конце определенного периода обучения;Призван проверить объем усвоенного материала и уровень приобретенных навыков в рамках усвоенного содержания;
Сроки проведения, содержание, формат и приемы такого контроля должны быть согласованы для всего контингента данного уровня обучения, и он должен проводиться единым педагогическим инструментарием для сравнения достижений отдельных классов/групп.
Итоговый контроль – проверка уровня сформированности ЗУН по завершении каждой ступени обучения, при выпуске или приеме в образовательную организацию следующего уровня.
Проводится раз в год, по завершении очередного этапа обучения;Предназначен для объективного подтверждения достигнутого уровня;Может осуществляться в форме письменных контрольных работ, устных зачетов, письменных и устных экзаменов, тестирования и в др. формах с использованием различных приемов проверки и оценки;Должен характеризоваться высокой степенью объективности.
Самоконтроль – осуществляется обучающимися постоянно в процессе обучения для анализа собственных достижений При изучении курса обучающемуся предоставляется возможность самоконтроля, т.е. рефлексии изученного материала (самооценки приобретенных знаний, умений, навыков). Задание для самоконтроля в отличие от заданий других форм контроля может быть выполнено многократно и результаты его выполнения не учитываются при аттестациях. Диагностические тесты могут превратиться в эффективное средство формирования практических навыков самоконтроля и самокоррекции у учеников, в целом самооценки результатов своей учебной деятельности
В современной педагогике все чаще используются различные возможности контроля знаний, умений и навыков учащихся, основанные на использовании тестовых оболочек и программных средств. Выделяем два принципа работы такого рода программ. Все программы требуют установки «серверного» приложения на компьютер учителя, которое состоит как минимум из 2х частей – программы для администрирования и просмотра результатов тестирования и программы для создания тестов, однако отличаются по способу осуществления доступа к системе тестирования с мобильных устройств или компьютеров учащихся. Одни программы подключаются к «серверу» тестирования через браузер и не требуют установки клиентских приложений.
Такие программы более удобны для работы с мобильными устройствами, поскольку возможность подключения к беспроводной сети и работы с Интернет есть уже на всех современных телефонах и коммуникаторах. К таким программам относятся, например, VeralTest и OpenTest.
Другие программы для работы с тестом требуют установки соответствующего клиентского приложения, что может быть неудобно, поскольку версии программы, как правило, есть далеко не под все платформы и годятся не для всех устройств. Точнее даже будет сказать, что для большинства устройств таких приложений просто нет. В качестве примера такой программы можно взять MyTestX.
Программа MyTestX относительно таких программ как VeralTest и OpenTest обладает таким существенным недостатком как ограниченность использования – она изначально предназначена для тестирования учащихся в стационарном компьютерном классе и не рассчитана на использование мобильных устройств. Программа требует установки специального приложения как на компьютер учителя, так и на компьютеры учащихся. При этом она работает только исключительно под Windows, поэтому возможности использования данной программы в мобильном классе сильно ограничены – в качестве мобильных устройств учащиеся должны использовать фактически, либо ноутбуки, либо нетбуки. Специфику компьютерного тестирования знаний могут охарактеризовать следующие его свойства:
· Электронная форма представления теста позволяет включать большой объем контрольного материала;
· Компьютерная проверка работ существенно снижает субъективность проверки и оценки результатов;
· Структурированность тестовых заданий повышает скорость проверки результатов тестирования;
· Возможность статистической обработки результатов тестирования существенно повышает объективность контроля и создает условия для мониторинга и повышения качества тестирования.
· Наличие большого количества вариантов теста позволяет применять компьютерное тестирование в классах с большим количеством учащихся;
2.Цветовая модель CMYK.
CMYK - эта цветовая модель используется при подготовке публикаций к печати. Каждому из основных цветов ставится в соответствие дополнительный цвет (дополняющий основной до белого). Получают дополнительный цвет за счет суммирования пары остальных основных цветов. Значит, дополнительными цветами для красного является голубой (Cyan,C) = зеленый + синий = белый - красный, для зеленого - пурпурный (Magenta, M) = красный + синий = белый - зеленый, для синего - желтый (Yellow, Y) = красный + зеленый = белый - синий.
65. В основном такой метод принят в полиграфии. Но там еще используют черный цвет (BlacК, так как буква В уже занята синим цветом, то обозначают буквой K). Это связано с тем, что наложение друг на друга дополнительных цветов не дает чистого черного цвета.
Цветовая модель CMY применяется в устройствах, работающих на принципе поглощения (вычитания) цветов. К ним в первую очередь относятся цветные принтеры. Используется три цвета — голубой, пурпурный и желтый. В системе субтрактивных цветов (от англ. subtract — вычитать) происходит обратный процесс: вы получаете какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет.Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например, от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная — некоторые поглощает, а остальные отражает.
CMYK описывает поглощаемые цвета. Используется для печати. Названия каналов соответствуют цветам чернил в катриджах принтера. Объекты поглощают часть спектра, и мы видим отражённую часть. Объект кажется красным потому, что зелёный и синий были поглощены. Поскольку зелёный и синий дают голубой, голубой поглощается, когда добавляется красный. Или наоборот, при добавлении голубого его дополнительный цвет красный поглощается. Используют для подготовки, а печатных изображений. Данная цветовая модель CMYK также базируется на трехкомпонентной теории цвета, но, в отличие от модели RGB, основными цветами в ней являются голубой, пурпурный и желтый Главной причиной появления модели CMYK является различие в принципах формирования цвета при его воспроизведении на мониторах и при печати. Кто в детстве рисовал акварельными красками или гуашью, тот знает, что при смешении красной и зеленой красок получается не желтая краска (как было бы в модели RGB), а темно-коричневая. Дело в том, что при восприятии цвета с экрана монитора мы видим излучаемый свет, а при рассматривании картинки, нарисованной на бумаге, — отраженный. В отличие от монитора, бумага отражает падающий свет, который обычно является «белым»: яркости всех его цветовых составляющих равны. Наносимые на бумагу краски являются поглощающими светофильтрами — они поглощают лучи определенного цвета, а остальные отражают. Видимый цвет краски определяется теми лучами, которые не были поглощены. Таким образом, краски могут только вычитать, или ослаблять цвета в отражаемом потоке света. По этой причине модель CMYK называют субтрактивной цветовой моделью (от англ. subtract— вычитать).
Всем известно, что если смешать на бумаге желтую и голубую краску, получится зеленый цвет. На языке цветовых моделей, это описывается выражением: Y+C=G, кроме того, C+M=B и M+Y=R. В теории, сумма C+M+Y=K, т.е. дает черный (blacK) цвет, но поскольку реальные типографские краски имеют примеси, их цвет не совпадает в точности с теоретически рассчитанным голубым, желтым и пурпурным. Особенно трудно получить из этих красок черный цвет. Пространство цветов Субтрактивной модели CMYK также является единичным кубом. Яркости основных красок (или плотность закраски) задаются вещественными числами от 0 до 1. Характерные особенности CMYK-модели. Любая точка куба (с, т, у) определяет некоторый цвет. Точка (0, 0, 0) соответствует белому цвету, точка (1, 1, 1) — черному, а линия (0, 0, 0) - (1, 1, 1) описывает все градации серого цвета: от белого до черного. При движении по прямой от (0, 0, 0) через точку (с, т, у) получаем все градации яркости цвета {с, /п, у), от самой яркой до самой темной. Чем ближе точка к главной диагонали (0, 0, 0) -(1, 1, 1), тем менее насыщен соответствующий цвет. Если все три координаты точки (с, т, у) ненулевые, то цвет ненасыщенный. В данной модели CMYK оттенки серого цвета могут воспроизводиться путем добавления черной краски к основному набору цветов. Квантование цвета в модели CMYK выполняется аналогично квантованию в модели RGB.
1.Использование методов и средств информатики при изучении других предметов
При правильном изучении информатики компьютер может стать эффективным средством для подготовки учеников к целому комплексу учебных предметов.
v Информатика – география
На примере изучения экономических районов, отраслевых специализаций, высот и глубин поверхностей можно изучать тему «Табличные вычисления на компьютере»: построение электронной таблицы.
v Информатика – математика
Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере» совместить с темами «Свойства квадратичной функции, движение графиков, исследование максимумов и максимумов функций, решение математических задач с помощью табличного процессора McExcel».
v Информатика – биология
Изучение темы «Табличные вычисления на компьютере» комбинировать с лабораторными работами по темам. Рассказать из своего опыта.
2.Базы данных. Классификации баз данных.
1.База данных – разновидность ИС, в которой реализованы функции централизованного хранения и накопления обрабатываемой информации.
2.БД - это совокупность взаимосвязанных данных, которые хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по определенным правилам, которые предполагают общие принципы описания, хранения и обработки данных. Информация, которая хранится в БД, как правило, относится к некоторой конкретной предметной области.
Например, базы данных: Книжного фонда библиотеки, Кадрового состава предприятия, 09, Законодательных актов уголовного права, Современной музыки.
Классификация баз данных.
В процессе исторического развития использовалось следующие модели данных
1. по характеру хранимой информации: фактографические (Каталог библиотеки, База данных кадров, Справочная картотека) и документальные (Текстовая информация, Графические объекты, Звуковая информация, Объекты мультимедиа)
2. по способу хранения данных: централизованные (разные части БД хранятся на автономном ПК или сервер сети) и распределенные(разные части БД хранятся на разных компьютерах).