Что дают домашние животные человеку?
(Корова, коза …… ) Корова даёт молоко.
3. Вставь в предложение пропущенное слово:
- а. ………. вьют гнёзда.
Птицы ….… гнёзда.
Птицы вьют ……… .
- б. Рыбаки ……… рыбу.
……… ловят рыбу.
Рыбаки ловят ……..
- в. Кролик ……… морковку.
……….. грызёт морковку.
Кролик грызёт …………..
- г. Гусеницы поедают ………..
Гусеницы ………… капусту.
………….. поедают капусту.
4. Поднимите точку, если предложение закончено.
Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор.
Каменщики кладут кирпичи. Рабочие подносят раствор.
Началось строительство.
Что вам помогло определить конец предложения?
Где производят такие работы? ( НА СТРОЙКЕ )
Как можно озаглавить рассказ?
5. Знакомство с буквой М.
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква …… ( М )
Кто больше?
А) Вспомните, какая ягода начинается со звука М и заканчивается на А (малина).
Б) Назовите цветы, в названии которых есть звук М:
Мак, ромашка, мальва, маргаритка, хризантема.
Твердый – мягкий:
Поднимите синюю фишку, если услышите в словах стихотворения твёрдый согласны М;зелёную фишку, если услышите мягкий звукМ.
На полу скребётся мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
Наоборот:
Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):
война ………….. мир.
ссориться ……. мириться
быстро ………… медленно
твёрдый ………. мягкий
глупый ……….. мудрый
большой …….. маленький
Ребусы:
- а. прочитать слово М А Т Е М А Т И К А .
- б. Вписать в клетки названия предметов, из которых состоит снеговик.
- в. Какое слово спряталось? (МИР)
- г. Слово рассыпалось:
М А К + Ш А Р = известный детский писатель (МАРШАК)
Занятие № 17.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Познакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Придумать предложение из трёх слов.
2. Составить предложение по картинке из двух слов.
Например: Художник рисует.
- а. Что вы составили?
Про кого вы узнали?
Что вы узнали про художника?
Что рисует художник? (картину)
Сколько слов стало в предложении? (три) Художник рисует картину.
Произнесите предложение полностью.
3. Представьте, что из предложения выпало одно слово.
Что получилось? …………… рисует картину.
Что мы узнали, не узнали? (Не узнали кто рисует.)
Рисует картину. – Это предложение? (нет)
Верно, предложение не получилось.
А теперь выпадает второе слово.
Что получилось? Художник …………… картину.
Что мы узнали, не узнали? (Не узнали что делает художник.)
Художник картину.– Это предложение? (нет)
Верно, предложение также не получилось.
А теперь выпадает третье слово.
Что получилось? Художник рисует …………… .
Что мы узнали, не узнали? (Узнали что делает художник.)
Художник рисует.– Это предложение? (да)
Вот эти слова и есть главные в предложении. Без них предложение не получится.
4. Задание: Послушать предложения, определить количество слов в предложении и найти главные слова.
Маманесёт сумку. Бабушкапечёт пироги.
Маляркрасит крышу. Дедушкачитает газету.
Зритель смотрят фильм. Поездотправляется утром.
Солнышковсходит рано.
Одежду шьётпортниха. Улицы подметаетдворник.
Кирпичи кладёткаменщик. Сети тянутрыбаки.
Тихо шелестелилистья. Раскатисто гремелгром.
Непрерывно звучаламузыка. Вдалеке показалсяавтобус.
Плавно кружилисьснежинки.
5. Рассмотреть картинки и придумать своё предложение из трёх слов, найти главные слова.
6. Знакомство с буквой Н.
На букве Н я, как не лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Твердый – мягкий:
Поднять фишки: синяя фишка – твёрдый Н,зелёная фишка – мягкий Н.
Сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.
Наоборот:
Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):
налево…………….. направо
высоко ……………. низко
верхний…………… нижний
высушить…………. намочить
под ………………... над
Буква потерялась: ( Н )
~ и ~ а (Нина) И ~ ~ а (Инна) о с и ~ а (осина) о ~ и (они)
Слово рассыпалось = известный русский поэт, описывающий тяжёлую долю крестьян.
Н Е К Р О В С А ( Н Е К Р А С О В )
Ребусы:
ШАЕ + ЖДА КА__
ТА Д ХОД
(НАТАША) (НАДЕЖДА ) (НАХОДКА)
Шарада:
С буквы Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените –
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквы М –
Я пальто у вас проем. ( НОЛЬ – СОЛЬ – МОЛЬ )
Улица волшебных звуков:
Я Б Б
Б О А
Л Ч Н
О К Т
К А
О
Считалка-хваталка:
Раз – копыто,
Два – копыто,
Три – копыта у коня?
А четвертое копыто
Ускакало от меня.
Крылатые слова:
Вешать нос.
Задирать нос.
Водить за нос.
Под нос (говорить).
Нос не дорос).
Загадки:
1. На пальце одном ведёрко вверх дном. (Наперсток).
2. Между двумя светил посередине один. (Нос).
3. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).
Занятие № 18.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Программные задачи: Продолжать знакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Составить предложения из двух слов по схемам:
|__________ _____________ .
|______________ .
2. К словам-предметам подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения.
Почки ……………… (распустились).
Травка …………….. (зеленеет).
Ручеёк …………….. (журчит).
Снег ……………….. (идёт).
Подснежник ……… (цветёт).
К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения.
Моросит …………….. (дождь).
Жухнет ……………… (трава).
Желтеют …………… (листья).
Пронизывает ……… (ветер).
3. Закончи предложения, изменяя по смыслу слово (дано в скобках).
Кот (кошка, котята) спал.
Лук (дерево, овощи) рос.
Заяц (белка, мыши) бежал.
Ручей (река, море, листья) шумел.
Крыжовник (малина, яблоки) зрел.
4. Вставь пропущенное слово:
Вчера ……………. солнышко. (светило)
Всю неделю …………. дождь. (шёл)
Ночью на небе …………. луна. (светила)
Рита ………. по тропинке. (шла)
Долго не было дождя.
Трава ………. (пожухла). Дерево ……….. (завяло). Листья ……………. (пожелтели).
Последняя ласточка …………… (улетела). Журавли …………….. (улетели).
5. Знакомство с буквой П. (сложить из бумаги)