Мычит хрюкает мяукает лает ржёт кудахчет
Шипит чирикает кукует квакает рычит
2. Как кто передвигается?
Корова белка заяц змея лягушка человек
На какой вопрос отвечают названные слова? ( Кто? )
Дописать буквы.
Ребус и звуковой анализ слов.
Занятие № 4.
ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ».
Программные задачи: Учить детей различать слова, обозначающие действия предмета и обозначающие предмет. Развивать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
Упражнение:
Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы:
свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несёт, лодка
Из того же ряда назвать только те слова, которые обозначают действия:
свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несёт, лодка
(У каждого ребёнка имеются карточки с изображением слов-предметов и слов-действий).
А) Поднять соответствующую карточку.
Б) Сказать, какие действия могут производить :
портниха (шить, метать, подшивать);
повар (варить, солить, мешать, жарить);
столяр (строгать, прибивать, забивать, сколачивать);
уборщица (подметать, протирать, мыть, убирать, вытирать).
В) Записать слова графически в 2 колонки:
слова — предметы
слова — действия
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Г
Перед нами буква Г, стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге, горбит спину буква Г.
Назови слова наоборот: тихо - громко, веселый – грустный, сытый – голодный, мелкий – глубокий, редкий – частый, густой, чистый – грязный, шершавый – гладкий.
Буква потерялась: (Г) ý о р а , к н и ý а .
Слепи из пластилина букву Г и придумай на эту букву слово.
Отгадать ребус по первым буквам.
Разобрать это слово, сделать звуковой анализ слова.
Занятие № 5.
ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ».
Программные задачи: Закрепить понятие о словах. обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Предложить назвать 2 слова, из которых первое обозначает предмет, второе – действие предмета и к каждому поставить вопрос, после чего дети занимают свои места.
2. Дать задание: поднять соответствующую карточку (даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемешку, дети поднимают карточку с их графическими изображениями [ _______ - предмет, ________ - действие]):
дождь уходитгремитводаприближаетсяумывается
З. Записать слова графически в 2 колонки:
в 1-ую – слова-предметы: окно, кошка, тетрадь, ручка.
во 2ую – слова-действия: смеется, думает, идет, чистит.
4. Выделение слов из предложения.
Прочитать предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.
Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет.
5. Знакомство с буквой Д.
Вот стоит, дымок пуская
Буква Д — труба печная.
6. Звук заблудился:
… Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села ...
… На поляне весной
Рос зуб (дуб) молодой.
… Сели в ложку (лодку) и - айда! -
По реке туда-сюда.
7. Отгадайте кроссворд:
О | М | |||||
В | Е | Р | Ь | |||
Е | Р | Е | В | О | ||
Е | В | О | Ч | К | А |
Д
Звуковой анализ слова:
Топор рубит мальчик стоит кошка мурлычет
Занятие № 6.
ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».
Программные задачи: Познакомить со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память.
Ход занятия:
1. Предлагаю назвать слова-предметы, затем слова-действия. Поставить к ним вопрос.
2. Загадки. Поставь вопрос к отгадкам и словам в загадках:
Летит, жужжит, мычит, жуёт, скачет, ржёт, лакает, мяукает, сторожит,
Лает, плавает, молчит, блеет, жуёт, хрюкает, чавкает
3. Рассматривание рисунков: огурец, репа, яблоко.
Какой по форме, цвету, вкусу? (Овальный, зеленый, вкусный – огурец). (Круглая, желтая, вкусная – репа). (Круглое, красное, вкусное - яблоко).
Вы назвали много слов и все они обозначают признак предмета. Повторите эти слова признаки. Какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальная, зеленая.
1. Поставьте вопрос к словам:
зеленый(какой?)свежий(какой?)жёлтая(какая?)
хрустящая(какая?) ароматное(какое?)
2. Придумайте и назовите слово, обозначающее признак предмета.
3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос:
Какой? какая? какое?
4. Вспомните, как изображали слова-предметы, слова-действия. Слова-признаки обозначаются одной волнистой чертой
Изобразите:
Новый, большой, смелый, железный, любимое, голубое
5. Из услышанного ряда выбрать слова-признаки:
смелый, трава, добрый, радуга, красивый, карандаш,
вышивает, помогает, послушный, младший
ДОМ ВЫСОКИЙ СТОИТ
Занятие № 7.