Роль и место технологий мультимедиа в современных информационных технологиях. Психологические аспекты использования в обучении мультимедиа средств

Мультимедиа сейчас - это полноценное объединение компьютерных и других информационных технологий: видео, аудио, фото, кино, телекоммуникаций (телефон, телевидение, радиосвязь), не говоря уже о тексте и графике, как статической, так и динамической (анимационной). С помощью приложений мультимедиа текст, графика, аудио- и видеоинформация объединяются в единое информационное поле, подобно тому как в кинофильме объединяются звук и движущееся изображение. Однако в отличие от кинофильма мультимедиа представляет собой интерактивную среду, т. е. пользователь может управлять процессом представления мультимедиа с помощью различных средств ввода, таких как клавиатура и манипулятор мышь.

Успешное сращивание телекоммуникационных сетей с компьютерами, стремительный рост их качества и количества преобразует вещательные сети в интерактивные, создает единое мировое информационное мультимедиа-пространство. Важнейшей частью этого пространства является сеть Internet и особенно, ее гипермедиа-система World Wide Web. Распространение мультимедиа-технологий (в сочетании с развитием электронной коммерции) в дальнейшем наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность издательско-полиграфических фирм, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в продаже даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания.

Использование мультимедиа в учебных пособиях дополняет аналитические (вычислительные и логические) и навигационные возможности компьютеров способностью к образному, синтетическому описанию изучаемого предмета или объекта. Многочисленные исследования показали, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного, при комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается приблизительно половина информации, а при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного достигает 75%. Мультимедиа, особенно интерактивное, активизирует индивидуальные, личностные мотивы усвоения материала студентом, в том числе:

·целевой (для меня важно и необходимо знать этот материал и уметь выполнять такую работу);

·исследовательский (работая с учебным материалом, я не только узнаю что-то новое, но и чувствую себя активным участником процесса познания, сам участвую в творческом процессе);

·эмоционально-эстетический (в процессе изучения материала я испытываю удовольствие как от получаемых результатов, так и от самого процесса изучения этого материала);

·игровой (эта форма обучения интересна, начав изучать материал, я не могу остановиться, мне интересно и хочется довести до конца изучение материала);

инициационный (предполагает органичное сочетание в мультимедийном учебнике информационной и эстетически-эмоциональной глубины).

По уровню творческих мотивов и степени воздействия на человека мультимедиа следует отнести к новому виду синтетического искусства, отличительной особенностью которого является высокая информативность и интерактивность. Поэтому в будущем следует ожидать создания теории педагогики мультимедиа, учитывающей психофизиологические и эстетические законы восприятия и усвоения большого объема информации. Не исключая традиционной формы обучения, предполагающей творческое и воспитательное общение с преподавателем, мультимедиа создает новые позитивные факторы, в частности, значительный рост эффективности обучения за счет повышения качества самостоятельной работы студента с электронными учебными материалами.

12. Терминологические и понятийные основы мультимедиа технологий. Базовые понятия: мультимедиа, мультимедиа приложения, мультимедиа продукт, системы мультимедиа, технология мультимедиа и т.д. Системы мультимедиа и их взаимосвязь. Элементы мультимедиа как информационные объекты различного содержания. Цифровые технологии и развитие систем мультимедиа.

Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда) – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: текст, компьютерную графику (фотографии, анимацию, схемы, 3D-графику и др.), звук, видео. Мао Нео и Кен Т.К. Нео, с факультета мультимедиа Малазийского университета, расширили это определение. Они определяют мультимедиа как «соединение различных типов цифрового контента, таких как текст, изображения, звук и видео, в 18 интегрированное мультисенсорное интерактивное приложение или представление для доставки сообщений или информации аудитории». Это определение включает в себя те ключевые моменты, которые определяют использование мультимедиа в обучении. При любой комбинации или наложении обычных медиаформатов, целое заключает в себе гораздо больше, чем простая сумма составляющих. Мультимедиа, несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например, онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты. В широком смысле "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства и продукты с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Элементы мультимедиа как информационные объекты различного содержания

В современном представлении понятие мультимедиа выступает как: Технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов. Среди основных мультимедиа - технологий, используемых в образовании, можно выделить: цифровая фото/видеозапись и фото/видеомонтаж; Web- технологии (web-камера, конференции); мультимедиа-презентации; Flash- анимация и т.д. Продукт (документ), созданный на основе мультимедийной технологии содержит данные различной природы (звук, музыка, анимация, видео, текст, графика) в одном файле. Примеры мультимедиа документов: программа-энциклопедия, обучающая программа, программа-репетитор, слайд-фильмы, видеофильмы и анимационные ролики, игры. Мультимедийная программа для создания и предъявления мультимедиа продукта: Word, Excel, Power Point, Nero, Fine Reader, Delphi, Studio, Movie Maker, Flash MX,CourseLab и др. Компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере устройства для чтения компакт-дисков, звуковая и видео карты, акустическая система, фото- и Web- камеры, радио- и теле- тюнеры, плата видеозахвата, интерактивная доска, графический планшет и др.). Мультимедиа – это интерактивные компьютерные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. 19 Вид информации, которая объединяет в себе статическую визуальную (текст, графика) и динамическую информацию разных типов (речь, музыка, видеофрагменты, анимация и т.п.). Мультимедиа технологии это полноценное объединение компьютерных и других информационных технологий: видео, аудио, фото, кино, телекоммуникаций (телефон, телевидение, радиосвязь), не говоря уже о тексте и графике, как статической, так и динамической (анимационной). Технологии мультимедиа технологии получения, преобразования, воспроизведения и хранения мультимедиа документов (видео, DVD-видео, презентации, веб документы).

Цифровые технологии и развитие систем мультимедиа. Мультимедиа системы появились в середине прошлого века. Наиболее яркими примера являются кино и телевидение. Кинотеатры оснащались широкими экранами и системами стереофонического звуковоспроизведения. Телевидение пользовалось в основном кинопродукцией и на территории бывшего СССР так и не было организовано стереофоническое телевещание. В учебном процессе применялись учебное кино и телевидение. Была сделана попытка внедрения в учебный процесс замкнутых (школьных) систем телевидения, телетрансляции на урок. Выпускались озвученные диафильмы и серии диапозитивов (слайд-фильмы). В 80-е годы низкопробная и потому дешевая западная видеопродукция вызвала к жизни сеть видеосалонов, в которых можно было познакомиться с техническими новинками западной культуры. Но, как и разовые фотоаппараты, все это кануло в лета… Конец 20-го, начало 21 века ознаменовался массовым потреблением медиа- продукции. Расцвел Интернет, сотовая телефония достигла такого уровня, при котором все домашние устройства для получения информации стали не нужными, не го- воря уже о печатной продукции. Все это стало возможным в связи с внедрением 49 цифровых технологий. Цифровой звук, а затем и цифровое видео вытеснили аналоговые формы представления информации. Сотовая телефония позволяет получать информацию и погоде, читать любимые книги, смотреть фильмы и телепрограммы в реальном режиме времени, искать информацию во всемирной сети и обмениваться медиафайлами. Фотография стала цифровой и тоже мультимедийной: эффекты и фильтры можно применять как при съемке, так и при обработке фото графическими редакторами. Исчезла «болезнь» дешевых фотоаппаратов – эффект «красные глаза». Фотоаппараты записывают видео. Домашний театр сегодня − это комплекс видео- и аудиоаппаратуры, максимально приближающий зрителя к условиям театрального зала за счет большого экрана и кругового звука. Учебные заведения получили возможность использовать в учебном процесс интернет-технологии, интерактивные мультимедиа средства, такие, как: сети ПК для организации дистанционного обучения; мультимедийный комплекс на основе компьютера и видеопроектора; интерактивная доска для проведения уроков, лекций, конференций; видеоконференции с помощью локальных и глобальных сетей; HF-class – системы, заменившие лингофонные кабинеты и превосходя- щие их по всем параметрам (передача не только звука, но и видеоинформации). Развитие мультимедиа систем идет в направлении интеграции возможностей средств мультимедиа и средств телекоммуникаций на основе использования компь ютерной техники. Чтобы убедить вас в этом, достаточно привести один пример. Современный домашний компьютер, имеющий телевизионный тюнер, подключенный в цифровому видеомагнитофону и телефонной сети, позволяет: просматривать телепрограммы не только в реальном, но и в отложенном режиме времени. Пользователь составляет программу, видеомагнитофон записывает ее и, получив информациию через спутник и сеть Интернет, транслирует ее вам в удобное для вас время; получать информацию через сеть Интернет; организовывать видеотелефонную связь и видеоконференции в реальном режиме времени с несколькими абонентами, используя ПК, сеть Интернет и программу связи, например, «Скайп»; обмениваться почтовыми сообщениями, вести деловую переписку, оплачивать счета за коммунальные и иные услуги и т.д. В мировой практике проходят испытания телевизионные приемники, в которых имеются все эти возможности. Правда называть такое устройство телевизором не совсем удобно, скорее это инфоцентр.

Наши рекомендации