Графический объектно-ориентированный пользовательский интерфейс

Идея управления компьютером с помощью графического объектно-ориентированного пользовательского интерфейса заключается в том, что взамен командной строки пользователю предоставляется возможность видеть на экране монитора "содержимое" компьютера как совокупность графических образов (объектов), которыми пользователь может соответствующим образом управлять, используя манипулятор мышь и клавиатуру. Пользователь управляет компьютером не как физическим электронным устройством (такое управление ограничивается только включением и выключением компьютера), он управляет информацией, которая в компьютере содержится в файлах. Поэтому в первую очередь ОС должна обеспечить пользователю возможность воспринимать компьютер как хранилище файлов. Наиболее эффективный способ представить для пользователя компьютер как хранилище файлов – это изобразить структуру файловой системы компьютера на экране монитора (например, так, как показано на Рис. 17), состоящей из соответствующих графических образов (объектов) файловой системы (устройства, папки, файлы и т.п.).

Графический объектно-ориентированный пользовательский интерфейс с каждым графическим объектом ОС связывает определенный набор возможных управляющих воздействий, предоставляемых пользователю в форме различного вида меню, из которого пользователь выбирает и заказывает необходимое ему действие, которое ОС затем выполняет по отношению к объекту.

Основные элементы графического пользовательского интерфейса и приемы управления Windows

Рабочий стол Windows

После включения компьютера и загрузки ОС Windows на экране появляется изображение стартового графического объекта, называемого Рабочим столом. Рабочий стол – это графическая среда, на которой изображены объекты Windows и элементы управления Windows. В исходном состоянии на Рабочем столе можно наблюдать несколько экранных значков и Панель задач (Рис. 19). Значки – это графическое представление объектов Windows, а Панель задач – один из основных элементов управления.

 
  Графический объектно-ориентированный пользовательский интерфейс - student2.ru

Рис. 19. Рабочий стол Windows

Управление объектами Windows

В Windows большую часть команд по отношению к объектам можно выполнять с помощью мыши. С мышью связан активный элемент управления – указатель мыши. При перемещении мыши по плоской поверхности указатель перемещается по Рабочему столу и его можно устанавливать на значках объектов. Основными приемами управления с помощью мыши являются:

· щелчок - быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши;

· двойной щелчок – два щелчка, быстро выполненные один за другим, приводящие к активизации объекта;

· щелчок правой кнопкой - быстрое нажатие и отпускание правой кнопки мыши, приводящее к появлению на экране меню возможных команд по отношению к объекту;

· перетаскивание – перемещение мыши при нажатой левой кнопке, сопровождаемое перемещением по экрану объекта, на котором установлен указатель мыши;

· протягивание мыши – выполняется, как и перетаскивание, но при этом происходит не перемещение объекта, а изменение его формы;

· специальное перетаскивание – выполняется, как и перетаскивание, но при нажатой правой кнопке мыши, а не левой;

· зависание – наведение указателя мыши на значок объекта и задержка его на нем на некоторое время с целью получения информации об объекте в виде всплывающей подсказки.

Окно папки

Окно один из самых важных элементов пользовательского интерфейса Windows. Абсолютно все команды, которые пользователь задает для выполнения, работая с компьютером, осуществляются либо по отношению к объектам на Рабочем столе, либо в окне. Для отображения на экране содержимого какой-либо папки, представленной на Рабочем столе значком, Windows по команде пользователя выполняет операцию открытия окна, называемого окном папки. Заметим, что Рабочий стол сам является системной папкой Windows. Исключительно только Рабочий стол является всегда открытой папкой и для показа содержимого Рабочего стола Windows всегда использует целиком весь физический экран монитора. Окна всех остальных папок, которые создает (открывает) Windows, в общем случае, могут занимать только часть физического экрана, располагаясь поверх Рабочего стола и других открытых папок. Структура окна папки ОС Windows 98 приведена на Рис. 20. Окно папки содержит следующие элементы.

Строка заголовка. Содержит системный значок папки, название папки и кнопки управления размером и закрытием папки. Зацепившись с помощью мыши за эту строку, выполняется перетаскивание папки на Рабочем столе.

Строка меню. Содержит перечень пунктов меню. При щелчке мышью на каждом из пунктов меню открывается "ниспадающее" меню операций (команд или установок), из которых пользователь может выбрать необходимую опцию для выполнения требуемой операции с объектами внутри окна или с окном в целом.

Панель инструментов. Содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций без обращения к пунктам меню. В работе удобнее, чем строка меню, но ограничена по количеству команд.

Адресная строка. В ней указано полное имя (путь доступа) папки. Адресная строка с помощью раскрывающей кнопки на правом краю строки позволяет также выполнить при необходимости быстрый переход и переключение окна на другую папку файловой системы.

Рабочая область. В ней отображаются значки объектов, хранящихся в папке, причем способом отображения можно управлять с помощью пункта меню Вид.

 
  Графический объектно-ориентированный пользовательский интерфейс - student2.ru

Рис. 20. Структура окна папки

Полосы прокрутки. Если размер окна недостаточен для отображения всех объектов, то по правому и/или нижнему краям рабочей области могут появиться полосы прокрутки, с помощью которых пользователь может "прокручивать" содержимое папки, помещая в рабочую область объекты, находящиеся за пределами видимости. Полоса прокрутки имеет движок и две концевые кнопки. Прокрутка выполняется с помощью мыши тремя способами:

· щелчком на одной из концевых кнопок;

· перетаскиванием движка;

· щелчком на полосе прокрутки выше или ниже движка.

Строка состояния. В ней выводится дополнительная полезная пользователю информация о содержимом окна.

Создание папок и файлов

Пользователь может создать новую папку непосредственно на Рабочем столе или внутри другой уже имеющейся папки. Для этого пользователь указывает операционной системе выполнить команду создания новой папки. Один из способов указания данной команды заключается в выполнении пользователем следующих действий:

· установить указатель мыши на свободное место рабочей области окна папки или Рабочего стола;

· щелкнуть правой кнопкой мыши, после чего на экране возникает специальное контекстное меню;

· выполнить зависание указателя мыши на пункте Создать контекстного меню, после чего возникает следующее контекстное меню;

· во вновь возникшем контекстном меню щелкнуть на пункте Папку, после чего в рабочей области окна возникает значок папки и приглашение ОС, в виде мерцающего курсора в строке наименования папки, дать имя новой папке;

· ввести с клавиатуры имя новой папки и нажать клавишу Enter, папка создана.

Так как файл, в отличие от папки, предназначен для хранения некоторых данных, то он не может быть создан пользователем путем задания команды операционной системе. Для создания файла обязательно используется соответствующая прикладная программа (приложение), с помощью которой пользователь формирует данные и сохраняет их в файле. Например, запустив на выполнение приложение WordPad (стандартное приложение Windows для работы с текстами), пользователь может создать текстовую информацию и сохранить её в файле. Создание файла осуществляется в окне приложения. Структура окон стандартных приложений Windows в основном похожа на структуру окна папки. В то же время каждое приложение имеет специфические особенности окна, посредством которого пользователь взаимодействует с приложением и осуществляет управление подготовкой данных. Поэтому освоение новых приложений пользователь, как правило, начинает с изучения особенностей окна приложения.

Запуск программ

Основной способ запуска нужной программы на выполнение предполагает нахождение файла с этой программой в файловой системе компьютера. В Windows программные файлы имеют имена с расширением .ЕХЕ. После того, как программный файл найден и выделен, достаточно "открыть" этот файл, после чего программа будет запущена на выполнение. Для того, чтобы "открыть" программный файл можно, например, дважды щелкнуть мышью на значке этого файла. Иногда программа может автоматически запускаться Windows, если открывается файл с данными, созданный этой программой (приложением). Например, все стандартные приложения Windows запускаются автоматически при открытии файлов с данными, созданных с их помощью. Кроме рассмотренных способов запуска программ на выполнение графический пользовательский интерфейс Windows предлагает целый ряд дополнительных возможностей запуска программ с использованием таких графических элементов как ярлыки, меню кнопки Пуск и т.п.

Контрольные вопросы

1. Какие программы обязательно входят в состав ПК и где они хранятся?

2. Структура программного обеспечения ПК.

3. Что называют операционной системой компьютера?

4. Что называется файловой системой ПК и её предназначение?

5. Как создаются папки в файловой системе ПК?

6. Посредством чего в файловой системе ПК создаются файлы?

7. Как именуются устройства в ОС Windows?

8. Как именуются папки и файлы в ОС Windows, короткие и длинные имена?

9. Как строится полное имя файла?

10. Какой вид может иметь пользовательский интерфейс ОС?

11. Основные элементы графического объектно-ориентированного пользовательского интерфейса ОС Windows.

12. Как осуществляется управление компьютером в рамках графического объектно-ориентированного пользовательского интерфейса?

13. Способы запуска программ в ОС Windows.

Компьютерные сети

Наши рекомендации