Информационные революции, их причины и последствия

Чем более эффективными средствами для работы с информацией владеет человек, тем более успешно складывается его деятельность. Изучение истории общества показывает, что проблема сбора, накопления и использования информации стояла перед человеком на всех этапах его развития. В начале в течение длительного времени основными механизмами ее решения были мозг, язык и уши человека (т.е. умственная деятельность человека, речь, слух). Однако человек постоянно пытался использовать окружающие его материальные объекты в качестве носителей информации. Например, первобытный человек использовал стены пещер для изображения на них различных жанровых сцен, и эта информация дошла до наших дней. В процессе развития человечество постоянно совершенствовало, придумывало, разрабатывало и производило для всеобщего использования специальные средства для работы с информацией. При этом на некоторых этапах достижения в этой области приводили к таким кардинальным изменениям в сфере обработки информации, что они оказывали существенное влияние на изменение общественных отношений. Такие этапы принято называть информационными революциями.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций:

1. Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность целенаправленной деятельности по накоплению информации и её передаче последующим поколениям (появление библиотек).

2. Вторая революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания. Используя сравнительно не дорогой и удобный носитель информации - бумагу, удалось резко повысить скорость копирования (тиражирования) информации. Широкая доступность информации и информационного обмена между людьми радикально изменило индивидуальное общество, культуру, организацию деятельности человека.

3. Третья революция - (конец XIX в.) обусловлена открытием электричества, обнаружившего уникальные свойства как носителя информации. Электричество позволило оперативно передавать информацию на любые расстояния. Появились телеграф, телефон, радио.

4. Четвертая революция - (начало 50-х гг. ХХ в.) связана с появлением в сфере деятельности человека компьютеров и другой информационной техники. Появление компьютеров и связанных с ними специализированных носителей информации позволило не только хранить и обрабатывать огромные массы информации, но и открыло эру автоматизации умственной деятельности, создания искусственного интеллекта.

5. Пятая революция - (70-е гг. ХХ в.) связана с появлением персональных компьютеров, информационных коммуникаций и созданием на их основе локальных и глобальных компьютерных информационных сетей. Все это появилось благодаря достижениям в области микроминиатюризации электронных устройств, используемых для производства информационной техники. Изобретение персонального компьютера и компьютерных сетей вызвало переход к широкому применению компьютеров для работы с информацией в масштабах всего общества.

Процесс компьютеризации приводит к все большей информатизации деятельности современного человека. Например, появились такие услуги, как электронная почта, компьютерные игры, компьютерные обучающие программы, виртуальное моделирование реального мира и многое другое. Заметим, что все это человек получает, используя лишь компьютер и каналы передачи информации. Очевидно, что сложные материальные продукты, требующие больших затрат материальных ресурсов, заменяются при этом аналогичными по потребительской способности продуктами, включающими в себя сложные информационные ресурсы, но не требующими для своей реализации больших затрат материальных ресурсов. Иными словами, с появлением компьютеров сформировалась тенденция к замене (вытеснению) материального ресурса информационным практически во всех областях человеческой деятельности. В результате это приведет к формированию информационного общества, в котором людям обеспечивается доступ к надежным источникам информации и обеспечивается высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества становится производство и использование информационного продукта наравне с материальным. По сравнению с индустриальным обществом, где всё направлено на производство и потребление материальных благ, в информационном обществе все большее значение приобретают информационные продукты или информационные ресурсы, заменяющие собой материальные.

Контрольные вопросы

1. Информационные свойства объектов реального мира. Понятие информации.

2. Происхождение термина "информатика".

3. Понятие информационного взаимодействия и его составляющие.

4. Что понимают под информатикой в широком смысле? Предмет информатики.

5. Фундаментальные виды информации и их характеристики.

6. В чем проявляется связь между фактографической и процедурной информацией?

7. Фундаментальное свойство информации.

8. Понятие носителя информации.

9. Почему при копировании возможно искажение и/или потеря информации?

10. Что в информатике понимается под знаком? Знаковые системы и языки.

11. Что в знаковых системах определяется понятиями синтаксис, семантика и прагматика.

12. Проблема измерения информации. Синтаксическая и семантическая меры информации.

13. Проанализируйте, какие из составляющих информационного взаимодействия изменялись существенным образом в каждой из информационных революций.

14. Понятие информационного продукта и информационного общества.

Моделирование информации

Семантически, рассматриваемый с различных практических точек зрения, один и тот же информационный объект выступает в качестве источника различной информации. Например, морская вода интересует химика с точки зрения её химического состава, а отдыхающего та же самая вода интересует с точки зрения её благотворного влияния на организм (температура воды, степень загрязненности и т.п.). То есть, каждый потребитель информации воспринимает и интерпретирует информацию от одного и того же источника по-разному. Каждый потребитель информации в общем случае дает свою интерпретацию получаемой информации, строит (явно или неявно) свою информационную модель источника информации, пользуясь естественным языком (устной или письменной речью) или выбранной формальной знаковой системой. В итоге потребитель информации воспринимает, хранит, накапливает, обрабатывает и обменивается с другими только той информацией, которая соответствует построенной информационной модели источника информации.

В информатике разработан целый ряд формальных языков, предназначенных для информационного моделирования как фактографической, так и процедурной информации. Получаемые в результате информационные модели, ориентированны на автоматизацию информационных процессов.

Рассмотрим некоторые наиболее известные и ставшие классическими формальные языки для информационного моделирования фактографической и процедурной информации.

Наши рекомендации