Базы данных MS Access. Проектирование базы данных
Базы данных и системы управления базами данных (СУБД).
Базы данных играют особую роль в современном мире. Все, с чем мы ежедневно сталкиваемся в жизни, скорее всего, зарегистрировано в той или иной базе. Умение работать с базами данных сегодня является одним из важнейших навыков в работе с компьютером, а специалисты в этой области никогда не окажутся безработными.
Сбором и накоплением данных, их корректировкой и сортировкой, отбором необходимых данных и прочими операциями занимается в той или иной мере любой специалист независимо от сферы деятельности. Особенно это актуально для тех, кто работает в информационной сфере производства, где основным сырьем и продуктом является информация. Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции баз данных (БД).
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации.
Если подойти к понятию базы данных с чисто пользовательской точки зрения, то возникает другое определение.
База данных – совокупность хранимых операционных данных некоторого предприятия.
Опыт использования баз данных позволяет выделить общий набор их рабочих характеристик.
Характеристики базы данных:
- полнота – чем полнее база данных, тем вероятнее, что она содержит нужную информацию (однако не должно быть избыточной информации);
- правильная организация – чем лучше структурирована база данных, тем легче в ней найти необходимые сведения;
- актуальность – любая база данных может быть точной и полной, если она постоянно обновляется, т.е. необходимо, чтобы база данных в каждый момент времени полностью соответствовала состоянию отображаемого ею объекта;
- удобство для использования – база данных должна быть проста и удобна в использовании и иметь развитые методы доступа к любой части информации.
Надо отметить, что база данных – это, собственно, хранилище информации и не более того. Однако работа с базами данных трудоемкая и утомительная. Для создания, введения и осуществления возможности коллективного пользования базами данных используются программные средства, называемые системами управления базами данных (СУБД).
Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств, предназначенный для:
- создания структуры новой базы,
- наполнения ее содержимым,
- редактирования содержимого,
- отбора данных в соответствии с заданным критерием.
Иными словами, СУБД является интерфейсом между базой данных и прикладными задачами.
Основные функции СУБД:
- определение данных – определить, какая именно информация будет храниться в базе данных, задать свойства данных, их тип, а также указать, как эти данные связаны между собой.
- обработка данных – данные могут обрабатываться самыми различными способами. можно выбирать любые поля, фильтровать и сортировать данные. можно объединять данные с другой, связанной с ними, информацией и вычислять итоговые значения.
- управления данными – можно указать, кому разрешено знакомиться с данными, корректировать их или добавлять новую информацию.
В последнее время широкое распространение имеют СУБД ACCESS (входит в состав MS Office). ACCESS – в переводе с английского означает “доступ”. MS ACCESS одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД.
Структура базы данных
Большинство баз данных имеют табличную структуру. Таблицы – основные объекты базы данных. В таблицах хранятся необработанные данные. Каждая таблица содержит записи определенного вида, например, о студентах, обучающихся в средних учебных заведениях.
Запись – полный набор данных об определенном объекте. В режиме таблицы запись изображается как строка.
Каждая запись таблицы содержит всю необходимую информацию об отдельном элементе базы данных. Например, запись о студенте может содержать номер его личного дела, фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения, номер учебной группы. Такие отдельные структурные элементы записи таблицы называются полями. В режиме таблицы для представления поля используется столбец или ячейка, в этом случае имя поля является заголовком столбца таблицы.
Таким образом, поле – это наименьший поименованный элемент информации, хранящийся в базе данных и рассматриваемый как единое целое.
Структура базы данных – это набор полей, которые определяют содержание и вид БД. Она определяет методы занесения данных и хранения их в базе.
Термины база данных, таблица, запись, поле и значение указывает на иерархию от наибольшего элемента к наименьшему в базах данных Access.
Если в базе данных нет никаких данных, то это все равно полноценная база данных. Хотя данных в базе и нет, но информация в ней все-таки есть – это структура базы
Чтобы файл считался базой данных, информация в нем должна быть форматирована так, чтобы содержимое соседних полей легко различалось.
Первым этапом при создании таблицы является определение перечня полей, из которых она должна состоять, их типов и размеров.
Каждому полю таблицы присваивается уникальное имя, которое не может содержать более 64 символов, не разрешается использовать символы: “.”, “!”, “[”, “]”.
Типы полей
Тип поля указывает Access, как обрабатывать эти данные. Можно использовать следующие типы:
- Текстовый – для текстовой информации и чисел при невыполнении математических расчетов (до 255 символов).
- Поле МЕМО – для хранения произвольного текста, комментариев.
- Числовой – при выполнении над данными математических операций.
- Денежный – специальное числовое поле используется для операций с деньгами.
- Дата/Время – предназначено для хранения информации о дате и времени.
- Счетчик – специальное числовое поле, в котором Access автоматически присваивает уникальный порядковый номер каждой записи.
- Логический – может иметь только одно из двух возможных значений “Да” или “Нет”.
- Поле объекта OLE – объект, созданный другим приложением.
Базы данных, имеющие связанные таблицы по совпадающим значениям полей, называются реляционными. Большинство современных БД для персональных ЭВМ являются реляционными.
Объекты MS Access
База данных в ACCESS представляет собой единый большой объект, который объединяет такие составляющие, как таблицы, отчеты, запросы, формы и т.д., и позволяет хранить их в едином дисковом файле.
Прежде, чем начать непосредственную работу по разработке базы данных, остановимся на характеристиках некоторых основных объектов базы данных.
Исходное окно Access отличается простотой и лаконичностью. Шесть вкладок этого окна представляют шесть видов объектов, с которыми работает программа:
1. Таблица – это основной объект базы данных, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.
2. Форма – объект Microsoft Access, предназначенный, в основном, для ввода данных. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода, изображения и изменения данных в полях таблиц.
3. Запрос – объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.
4. Отчет – объект базы данных Microsoft Access, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения.
5. Макросы – это макрокоманды (простые команды), предназначенные для автоматизации выполнения каких-то операций с базой без программирования.
6. Модули – это программные процедуры, написанные на языку VBasic.
Открытие базы данных делает ее объекты доступными для Access. С помощью вкладок можно выбрать тип нужного объекта.
Access может работать одновременно только с одной базой данных. Однако в одной базе данных Access могут содержаться сотни таблиц, форм, запросов, отчетов (все эти объекты хранятся в одном файле с расширением MBD).
Режимы работы с Access
Любая таблица Microsoft Access может быть представлена в двух режимах:
1) режиме конструктора, предназначенном для правки не содержимого, а устройства. Если это таблица, в нее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей. Если это форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления;
2) режиме таблицы, предназначенном для ввода данных, их просмотра и редактирования.
Ввод и форматирование данных
В созданную таблиц данные могут быть введены как непосредственно в табличной форме по умолчанию, так и с использованием специально разработанной пользовательской экранной формы. Редактирование записей и исправление ошибок в данных таблицы возможно также в каждом из двух указанных режимов.
При любом из указанных способов ввода и корректировки, данных таблицы Access сохраняет введенную или исправленную запись на диске (том, на котором создана таблица БД).
Ввод данных
В режиме таблицы показ записей в формате строк и столбцов обеспечивает возможность одновременного просмотра нескольких записей. Допускается также добавление и изменение данных в режиме таблицы.
Вдоль верхнего края окна расположены имена полей таблицы. Каждое поле соответствует определенному столбцу в таблице. Каждая запись занимает одну строку таблицы. Ввод в определенную ячейку таблицы (выделенную курсором) осуществляется путем набора информации на клавиатуре и последующим нажатием клавиши Enter или Tab. При окончании ввода данных в последнее поле записи Access сам переходит на первое поле новой записи и ожидает ввода данных.
Этапы проектирования базы данных
Прежде чем преступить к созданию таких объектов как базы данных, как таблицы, формы и отчетов, нужно разработать проект. Главное назначение проекта – выработка четкого пути, по которому нужно следовать при его реализации. Процесс проектирования базы данных обычно включает следующие этапы:
- общее проектирование системы;
- проектирование отчетов;
- проектирование данных;
- проектирование таблиц;
- проектирование полей;
- проектирование форм.
Приведенная версия этапов проектирования БД не является строгой в смысле очередности и обязательности. Общие проектирование предусматривает этапы создания проекта базы данных от концепции до реального воплощения.
Создание общего проекта системы
Важный этап проектирования базы данных заключается в определении объектов и свойств, которые необходимо задать базе данных. Этот процесс называется моделированием данных. Моделью данных является логическое представление структуры данных предметной области, а так же информационные потребности приложений (задач и вопросов), которые используются при создании прикладной базы данных.
Модели данных не связаны с языком программирования или средствами создания приложений.
Приложение представляет собой программу или комплекс программ, использующих БД и обеспечивающих автоматизацию обработки информации из некоторой предметной области.
Приложения разрабатывают для удобства обеспечения работы с БД неквалифицированным пользователем. Модель, в которой участвуют объекты, а не таблицы, создаваемые в дальнейшем на основе этих объектов, называется концептуальной моделью данных.
Основные информационные объекты предметной области для создания прикладной базы данных сформулированы в задаче.
Проектирование данных
После того, как решено, что необходимо отобразить в отчетах, следует систематизировать данные, чтобы сделать их доступными для разработанных отчетов. Следующий шаг проектирования – составление описи всех полей данных, которые понадобятся в отчетах. Один из лучших методов – записать на бумаге все элементы данных, находящихся в каждом отчете.
Проектирование полей
Сначала необходимо назвать каждое поле. Имя поля позволяет идентифицировать конкретное поле. При присвоении имени полю следует соблюдать следующие правила:
-имя должно быть описательным, чтобы функция поля узнавалась по его имени;
-поле может содержать от 1 до 64 символов;
-имена полей могут включать буквы, цифры и специальные символы;
-они не могут содержать точку (.), знак восклицания (!), квадратные скобки ([ ]);
-имя поля не должно начинаться с пробела.
Записи в Access идентифицируются уникальными кодами поля Счетчик, которое создается в Access автоматически.
Проектирование форм
После создания данных и установления связей между таблицами необходимо спроектировать формы. Формы состоят из полей, с помощью которых осуществляется ввод или просмотр данных. Формы должны выглядеть как бланки бумажных документов. Такая установка создает наиболее дружественную пользователю систему.