Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности

Немаловажная роль в системе правового регулирования информационных отношений отводится ответственности субъектов за нарушения в сфере информационной безопасности.

Основными документами в этом направлении являются:

- Уголовный кодекс Российской Федерации.

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В принятом в 1996 году Уголовном кодексе Российской Федерации, как наиболее сильнодействующем законодательном акте по предупреждению преступлений и привлечению преступников и нарушителей к уголовной ответственности, вопросам безопасности информации посвящены следующие главы и статьи:

1. Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

2. Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации.

3. Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

4. Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей.

5. Статья 283. Разглашение государственной тайны.

6. Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Особое внимание уделяется компьютерным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена в специальной 28 главе кодекса "Преступления в сфере компьютерной информации". Глава 28 включает следующие статьи:

1. Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

a. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

b. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, – наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ.

a. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

b. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

3. Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

a. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

b. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. [3]

Защита информации: понятие, назначение. Способы и методы защиты информации. Организация защиты информации в ЭВМ, вычислительных сетях, автоматизированных системах управления. Проблема вирусного заражения. Установка антивирусных программ, организация защиты ПК с помощью паролей доступа

Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности (целостность, доступность и, если нужно, конфиденциальность информацииу и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных).

Под защитой информации понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Защита информации (ГОСТ 350922-96) – это деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

В области защиты информации и компьютерной безопасности в целом наиболее актуальными являются три группы проблем:

1. нарушение конфиденциальности информации;

2. нарушение целостности информации;

3.нарушение работоспособности информационно-вычислительных систем.

Огромные массивы информации хранятся в электронных архивах, обрабатываются в информационных системах и передаются по телекоммуникационным сетям. Основные свойства этой информации - конфиденциальность и целостность, должны поддерживаться законодательно, юридически, а также организационными, техническими и программными методами.

Архитектура ЛВС и технология ее функционирования позволяет злоумышленнику находить или специально создавать лазейки для скрытого доступа к информации, причем многообразие и разнообразие даже известных фактов злоумышленных действий дает достаточные основания предполагать, что таких лазеек существует или может быть создано много.

Несанкционированный доступ к информации, находящейся в ЛВС бывает:

- косвенным - без физического доступа к элементам ЛВС;

- прямым - с физическим доступом к элементам ЛВС.

В настоящее время существуют следующие пути несанкционированного получения информации (каналы утечки информации):

- применение подслушивающих устройств;

- дистанционное фотографирование;

- перехват электромагнитных излучений;

- хищение носителей информации и производственных отходов;

- считывание данных в массивах других пользователей;

- копирование носителей информации;

- несанкционированное использование терминалов;

- маскировка под зарегистрированного пользователя с помощью хищения паролей и других реквизитов разграничения доступа;

- использование программных ловушек;

- получение защищаемых данных с помощью серии разрешенных запросов;

- использование недостатков языков программирования и операционных систем;

- преднамеренное включение в библиотеки программ специальных блоков типа “троянских коней”;

- незаконное подключение к аппаратуре или линиям связи вычислительной системы;

- злоумышленный вывод из строя механизмов защиты.

Для решения проблемы защиты информации основными средствами, используемыми для создания механизмов защиты, принято считать:

1. Технические средства - реализуются в виде электрических, электромеханических, электронных устройств. Технические средства подразделяются на:

- аппаратные - устройства, встраиваемые непосредственно в аппаратуру, или устройства, которые сопрягаются с аппаратурой ЛВС по стандартному интерфейсу (схемы контроля информации по четности, схемы защиты полей памяти по ключу, специальные регистры);

- физические - реализуются в виде автономных устройств и систем (электронно-механическое оборудование охранной сигнализации и наблюдения. Замки на дверях, решетки на окнах).

- программные средства - программы, специально предназначенные для выполнения функций, связанных с защитой информации.

В ходе развития концепции защиты информации специалисты пришли к выводу, что использование какого-либо одного из выше указанных способов защиты, не обеспечивает надежного сохранения информации. Необходим комплексный подход к использованию и развитию всех средств и способов защиты информации.

Способы защиты информации в ЛВС включают в себя следующие элементы:

1. Препятствие - физически преграждает злоумышленнику путь к защищаемой информации (на территорию и в помещения с аппаратурой, носителям информации).

2. Управление доступом - способ защиты информации регулированием использования всех ресурсов системы (технических, программных средств, элементов данных).

Управление доступом включает следующие функции защиты:

- идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы, причем под идентификацией понимается присвоение каждому названному выше объекту персонального имени, кода, пароля и опознание субъекта или объекта по предъявленному им идентификатору;

- проверку полномочий, заключающуюся в проверке соответствия дня недели, времени суток, а также запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту;

- разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;

- регистрацию обращений к защищаемым ресурсам;

- реагирование (задержка работ, отказ, отключение, сигнализация) при попытках несанкционированных действий.

3. Маскировка - способ защиты информации в ЛВС путем ее криптографического преобразования. При передаче информации по линиям связи большой протяженности криптографическое закрытие является единственным способом надежной ее защиты.

4. Регламентация - заключается в разработке и реализации в процессе функционирования ЛВС комплексов мероприятий, создающих такие условия автоматизированной обработки и хранения в ЛВС защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму. Для эффективной защиты необходимо строго регламентировать структурное построение ЛВС (архитектура зданий, оборудование помещений, размещение аппаратуры), организацию и обеспечение работы всего персонала,занятого обработкой информации.

5. Принуждение - пользователи и персонал ЛВС вынуждены соблюдать правила обработки и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности - student2.ru

Рисунок – Способы и средства защиты информации в ЛВС

Рассмотренные способы защиты информации реализуются применением различных средств защиты, причем различают технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические средства.

Организационными средствами защиты называются организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации ЛВС для обеспечения защиты информации. Организационные мероприятия охватывают все структурные элементы ЛВС на всех этапах: строительство помещений, проектирование системы, монтаж и наладка оборудования, испытания и проверки, эксплуатация.

К законодательным средствам защиты относятся законодательные акты страны, которыми регламентируются правила использования и обработки информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

К морально-этическим средствам защиты относятся всевозможные нормы, которые сложились традиционно или складываются по мере распространения вычислительных средств в данной стране или обществе. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательные меры, однако несоблюдение их ведет обычно к потере авторитета, престижа человека или группы лиц.

Анализ методов защиты информации в ЛВС

Обеспечение надежной защиты информации предполагает:

1. Обеспечение безопасности информации в ЛВС это есть процесс непрерывный, заключающийся в систематическом контроле защищенности, выявлении узких и слабых мест в системе защиты, обосновании и реализации наиболее рациональных путей совершенствования и развития системы защиты.

2. Безопасность информации в ЛВС может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты.

3. Надлежащую подготовку пользователей и соблюдение ими правил защиты.

4. Ни одна система защиты не считается абсолютно надежной. Надо исходить их того, что может найтись такой искусный злоумышленник, который отыщет лазейку для доступа к информации.

Защита информации в ПЭВМ - организованная совокупность правовых мероприятий, средств и методов (организационных, технических, программных), предотвращающих или снижающих возможность образования каналов утечки, искажения обрабатываемой или хранимой информации в ПЭВМ.

Организационные меры защиты - меры общего характера, затрудняющие доступ к ценной информации посторонним лицам, вне зависимости от особенностей способа обработки информации и каналов утечки информации.

Организационно-технические меры защиты - меры, связанные со спецификой каналов утечки и метода обработки информации, но не требующие для своей реализации нестандартных приемов и/или оборудования.

Технические меры защиты - меры, жестко связанные с особенностями каналов утечки и требующие для своей реализации специальных приемов, оборудования или программных средств.

Канал утечки информации - совокупность источника информации, материального носителя или среды распространения несущего эту информацию сигнала и средства выделения информации из сигнала или носителя.

Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности - student2.ru

Рисунок – Основные каналы утечки информации при ее обработке на ПЭВМ

Организационные меры защиты информации в системах обработки данных предусматривают:

1. Ограничение доступа в помещения, в которых происходит обработка конфиденциальной информации.

2. Допуск к решению задач на ПЭВМ по обработке секретной, конфиденциальной информации проверенных должностных лиц, определение порядка проведения работ на ПЭВМ.

3. Хранение магнитных носителей в тщательно закрытых прочных шкафах.

4. Назначение одной или нескольких ПЭВМ для обработки ценной информации и дальнейшая работа только на этих ПЭВМ.

5. Установка дисплея, клавиатуры и принтера таким образом, чтобы исключить просмотр посторонними лицами содержания обрабатываемой информации.

6. Постоянное наблюдение за работой принтера и других устройств вывода на материальных носитель ценной информации.

7. Уничтожение красящих лент или иных материалов, содержащих фрагменты ценной информации.

8. Запрещение ведения переговоров о непосредственном содержании конфиденциальной информации лицам, занятым ее обработкой.

Организационно-технические меры предполагают:

1. Ограничение доступа внутрь корпуса ПЭВМ путем установления механических запорных устройств.

2. Уничтожение всей информации на винчестере ПЭВМ при ее отправке в ремонт с использованием средств низкоуровневого форматирования.

3. Организацию питания ПЭВМ от отдельного источника питания или от общей (городской) электросети через стабилизатор напряжения (сетевой фильтр).

4. Использование для отображения информации жидкокристаллических или плазменных дисплеев, а для печати - струйных или лазерных принтеров.

5. Размещение дисплея, системного блока, клавиатуры и принтера на расстоянии не менее 2,5-3,0 метров от устройств освещения, кондиционирования воздуха, связи (телефона), металлических труб, телевизионной и радиоаппаратуры, а также других ПЭВМ, не использующихся для обработки конфиденциальной информации.

6. Отключение ПЭВМ от локальной сети или сети удаленного доступа при обработке на ней конфиденциальной информации, кроме случая передачи этой информации по сети.

7. Установка принтера и клавиатуры на мягкие прокладки с целью снижения утечки информации по акустическому каналу.

8. Во время обработки ценной информации на ПЭВМ рекомендуется включать устройства, создающие дополнительный шумовой фон (кондиционеры, вентиляторы), обрабатывать другую информацию на рядом стоящих ПЭВМ.

9. Уничтожение информации непосредственно после ее использования.

Основными сервисами безопасности являются:

- идентификация и аутентификация,

- управление доступом,

- протоколирование и аудит,

- криптография,

- экранирование.

Идентификацию и аутентификацию можно считать основой программно-технических средств безопасности, поскольку остальные сервисы рассчитаны на обслуживание именованных субъектов. Идентификация и аутентификация - это первая линия обороны, "проходная" информационного пространства организации.

Идентификация позволяет субъекту - пользователю или процессу, действующему от имени определенного пользователя, назвать себя, сообщив свое имя. Посредством аутентификации вторая сторона убеждается, что субъект действительно тот, за кого себя выдает. В качестве синонима слова "аутентификация" иногда используют сочетание "проверка подлинности".

Управление доступом

Средства управления доступом позволяют специфицировать и контролировать действия, которые субъекты - пользователи и процессы могут выполнять над объектами - информацией и другими компьютерными ресурсами. Речь идет о логическом управлении доступом, который реализуется программными средствами. Логическое управление доступом - это основной механизм многопользовательских систем, призванный обеспечить конфиденциальность и целостность объектов и, до некоторой степени, их доступность путем запрещения обслуживания неавторизованных пользователей. Задача логического управления доступом состоит в том, чтобы для каждой пары (субъект - объект) определить множество допустимых операций, зависящее от некоторых дополнительных условий, и контролировать выполнение установленного порядка.

Контроль прав доступа производится разными компонентами программной среды - ядром операционной системы, дополнительными средствами безопасности, системой управления базами данных, посредническим программным обеспечением и т.д.

При принятии решения о предоставлении доступа обычно анализируется следующая информация.

- Идентификатор субъекта (идентификатор пользователя, сетевой адрес компьютера). Подобные идентификаторы являются основой добровольного управления доступом.

- Атрибуты субъекта (метка безопасности, группа пользователя). Метки безопасности - основа принудительного управления доступом.

- Место действия (системная консоль, надежный узел сети).

- Время действия (большинство действий целесообразно разрешать только в рабочее время).

- Внутренние ограничения сервиса (число пользователей согласно лицензии на программный продукт).

Удобной надстройкой над средствами логического управления доступом является ограничивающий интерфейс, когда пользователя лишают самой возможности попытаться совершить несанкционированные действия, включив в число видимых ему объектов только те, к которым он имеет доступ.

Протоколирование и аудит

Под протоколированием понимается сбор и накопление информации о событиях, происходящих в информационной системе предприятия. У каждого сервиса свой набор возможных событий, но в любом случае их можно подразделить на внешние - вызванные действиями других сервисов, внутренние - вызванные действиями самого сервиса и клиентские - вызванные действиями пользователей и администраторов.

Аудит - это анализ накопленной информации, проводимый оперативно, почти в реальном времени, или периодически.

Криптография

Одним из наиболее мощных средств обеспечения конфиденциальности и контроля целостности информации является криптография. Во многих отношениях она занимает центральное место среди программно-технических регуляторов безопасности, являясь основой реализации многих из них и, в то же время, последним защитным рубежом.

Различают два основных метода шифрования, называемые симметричными и асимметричными. Основным недостатком симметричного шифрования является то, что секретный ключ должен быть известен и отправителю, и получателю.

В асимметричных методах применяются два ключа. Один из них, несекретный, используется для шифровки и может публиковаться вместе с адресом пользователя, другой - секретный, применяется для расшифровки и известен только получателю. Самым популярным из асимметричных является метод RSA (Райвест, Шамир, Адлеман), основанный на операциях с большими (100-значными) простыми числами и их произведениями. Асимметричные методы шифрования позволяют реализовать так называемую электронную подпись, или электронное заверение сообщения. Идея состоит в том, что отправитель посылает два экземпляра сообщения - открытое и дешифрованное его секретным ключом (естественно, дешифровка незашифрованного сообщения на самом деле есть форма шифрования). Получатель может зашифровать с помощью открытого ключа отправителя дешифрованный экземпляр и сравнить с открытым. Если они совпадут, личность и подпись отправителя можно считать установленными.

Существенным недостатком асимметричных методов является их низкое быстродействие, поэтому их приходится сочетать с симметричными, при этом следует учитывать, что асимметричные методы на 3 - 4 порядка медленнее симметричных. Так, для решения задачи рассылки ключей сообщение сначала симметрично шифруют случайным ключом, затем этот ключ шифруют открытым асимметричным ключом получателя, после чего сообщение и ключ отправляются по сети.

Криптографические методы позволяют надежно контролировать целостность информации. В отличие от традиционных методов контрольного суммирования, способных противостоять только случайным ошибкам, криптографическая контрольная сумма (имитовставка), вычисленная с применением секретного ключа, практически исключает все возможности незаметного изменения данных.

В последнее время получила распространение разновидность симметричного шифрования, основанная на использовании составных ключей. Идея состоит в том, что секретный ключ делится на две части, хранящиеся отдельно. Каждая часть сама по себе не позволяет выполнить расшифровку. Если у правоохранительных органов появляются подозрения относительно лица, использующего некоторый ключ, они могут получить половинки ключа и дальше действовать обычным для симметричной расшифровки образом.

Экранирование. Экранирование дает возможность контролировать также информационные потоки, направленные во внешнюю область, что способствует поддержанию режима конфиденциальности.

В любой организации найдутся документы и сведения, которые не обязательно знать всем пользователям местной сети. Такая информация должна храниться в специальном каталоге, доступ к которому имеют только уполномоченные лица. Чаще любопытство, чем злой умысел сотрудников заставляют их прочитывать чужие файлы. Одна из причин, по которой в сетях устанавливают систему защиты, состоит в том, чтобы уберечь сетевую информацию от необдуманных действий пользователей.

Современные программные угрозы информационной безопасности

Класс разрушающих программных средств (РПС) составляют компьютерные вирусы, троянские кони (закладки) и средства проникновения в удаленные системы через локальные и глобальные сети.

Компьютерный вирус – суть его сводится к тому, что программы приобретают свойства, присущие живым организмам, причем самые неотъемлемые – они рождаются, размножаются, умирают. Главноеусловие существования вирусов – универсальная интерпретация информации ввычислительных системах. Вирус в процессе заражения программы можетинтерпретировать ее как данные, а в процессе выполнениякак исполняемый код. Этот принцип был положен в основувсех современных компьютерныхсистем, использующих архитектуру фон Неймана.

Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности - student2.ru

Рисунок – Типы разрушающих программных средств

Дать формальное определение понятию «компьютерный вирус» очень непросто. Традиционное определение, данное Ф.Коэном, «компьютерный вирус–это программа, которая может заражать другие программы, модифицируя их посредством добавления своей, возможно измененной, копии», ключевым понятием в определении вируса является его способность к саморазмножению, – это единственный критерий, позволяющий отличить программы-вирусы от остальных программ. При этом «копии» вируса действительно могут структурно и функционально отличаться между собой.

Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы:

1. Программы-детекторы обеспечивают поиск и обнаружение вирусов в оперативной памяти и на внешних носителях, и при обнаружении выдают соответствующее сообщение. Различают детекторы универсальные и специализированные. Универсальные детекторы в своей работе используют проверку неизменности файлов путем подсчета и сравнения с эталоном контрольной суммы. Недостаток универсальных детекторов связан с невозможностью определения причин искажения файлов. Специализированные детекторы выполняют поиск известных вирусов по их сигнатуре (повторяющемуся участку кода). Недостаток таких детекторов состоит в том, что они неспособны обнаруживать все известные вирусы. Детектор, позволяющий обнаруживать несколько вирусов, называют полидетектором.

2. Программы-доктора (фаги), не только находят зараженные вирусами файлы, но и "лечат" их, т.е. удаляют из файла тело программы вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к "лечению" файлов.

Учитывая, что постоянно появляются новые вирусы, программы-детекторы и программы-доктора быстро устаревают, и требуется регулярное обновление их версий.

3. Программы-ревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран видеомонитора.

Как правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время модификации, другие параметры.

4. Программы-фильтры (сторожа) представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов. Такими действиями могут являться:

- попытки коррекции файлов с расширениями СОМ и ЕХЕ;

- изменение атрибутов файлов;

- прямая запись на диск по абсолютному адресу;

- запись в загрузочные сектора диска.

- загрузка резидентной программы.

При попытке какой-либо программы произвести указанные действия "сторож" посылает пользователю сообщение н предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программы-фильтры весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до размножения. Однако они не "лечат" файлы и диски.

Для уничтожения вирусов требуется применить другие программы, например фаги. К недостаткам программ- сторожей можно отнести их "назойливость" (например, они постоянно выдают предупреждение о любой попытке копирования исполняемого файла), а также возможные конфликты с другим программным обеспечением.

5. Вакцины (иммунизаторы) - это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программы-доктора, "лечащие" этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому не внедрится. В настоящее время программы-вакцины имеют ограниченное применение.

Существенным недостатком таких программ является их ограниченные возможности по предотвращению заражения от большого числа разнообразных вирусов.


Наши рекомендации