Феномен аддикции. Виды компьютерной зависимости
Аддикция — это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний и/или связано с персональными или социальными проблемами[9,c.13]. Существует несколько сотен различных аддикций, названия которых обычно включают предмет пристрастия: компьютерная аддикция, онлайн-секс-аддикция, аддикция к рыбалке, азартным играм, играм на бирже, аукционам и т.п.
Такое многообразие связано вовсе не с тем, что существует масса явлений или субстанций, способных вызывать патологическое влечение. Источник или причина пристрастия к чему-либо находится не в окружающем мире, а внутри человека, в его голове. В условиях психотравмирующей ситуации или хронического стресса многие люди, естественно, не обремененные знаниями по психологии и психотерапии, склонны решать проблему путем ее полного отрицания или же ухода от нее. Кто-то уходит в коллекционирование книг, марок или значков, кто-то усаживается за компьютер.
Сегодня аддиктология (наука, изучающая механизмы аддикции) занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, теперь уже привычные компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также и вполне экзотические пищевые, любовные и сексуальные (что, как вы понимаете, не одно и тоже), зависимости от людей, предметов и событий и многие другие [9,c. 16].
Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Так аддиктивные азартные игроки испытывают наибольшее удовольствие, проводя время в казино, сексуальные аддикты ищут мимолётных встреч, компьютерных аддиктов с трудом можно оторвать от экранов мониторов[10,c. 6].
Конечно, отвлечение необходимо любому человеку, но в случае аддикции оно становится стилем жизни, и человек оказывается в ловушке. Эмоциональная связь устанавливается не с другими людьми, а с неодушевлённым предметом или явлением. Аддикт как бы вступает в заколдованный круг — он не способен устанавливать реальные отношения интимности, близости с другими людьми и одновременно стремится к ним, но реализовывает это стремление искусственным образом.
Предметы замещают живых людей. Включаются и механизмы самозащиты, самооправдания. Аддикты — большие мастера логических построений, они всегда находят себе оправдание и объяснение своего поведения и при этом охотно соглашаются со здравыми увещеваниями.
В связи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом, обозначенная еще в конце 80−х. Речь идёт о так называемой “интернет-зависимости” (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Итак, термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером[23,c. 70].
Первое определение Интернет-зависимости дал Иван Голдберг (Ivan Goldberg) в 1996 году. Под Интернет-зависимостью он понимал - расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
Кандел (Kandell's, 1998) дополнил к этому, что понятие "Интернет-зависимость" включает в себя любой вид деятельности в сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое расстройство имеет несколько источников.
В настоящее время "Интернет-зависимость" трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line. Синонимы - "Интернет-аддикция", "виртуальная аддикция", "кибераддикция", "нетаголизм"[19,c. 49].
Именно многофункциональность компьютеров и является привлекательным для людей: не надо лишний раз куда-то идти, разбираться, тратить время и нервы, и т.п., просто пару «кликов» и дело сделано. Да и за счет интернета, спасителя нашей современной молодежи в «поиске» учебников, материалов и не только, увеличивается компьютерная зависимость современности. И если б только этим все ограничивалось... интернет, компьютер являются для молодежи заменителем реальной жизни. Люди все больше и больше проводят свое время, сидя за интернетом, предпочитают интернет вместо реального общения с друзьями, прогулок, что очень полезно для нашего организма, вместо множества полезных действий.
Так же компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» - игра)[19,c. 64].
Конечно, многофункциональность компьютерных технологий и ее развитие не может не радовать наше прогрессивное общество. Более мощные компьютеры, более быстрые в функционировании очень удобны для людей, чья работа связана с взаимодействием с компьютером, но ведь не только по назначению пользуются люди компьютером, но также и дети, подростки, которым, по сути, и не имеет смысла «сидеть» целыми днями перед компьютером. Ведь они дают нам не только удобство, но также оказывают очень много негативного влияния на нас, наш организм. Это: ухудшение зрения, компьютерная и интернет зависимость, синдром карпального канала (туннельное поражение стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна. И вот так мы расплачиваемся за удобство.
В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:
1. навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);
2. страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
3. виртуальные знакомства;
4. киберсекс (увлечение порносайтами);
5. компьютерные игры.
Игровая компьютерная аддикция может формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу сензитивности данного возрастного периода и их повышенного интереса к компьютерным играм [14,c. 91].
В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер в целом, включая виды использования, не относящиеся к социальным.
Зависимость от компьютерных технологий выражается в двух основных формах:
- Интернет-зависимость (интернет-аддикция);
- Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
Психологические симптомы компьютерной зависимости:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. пренебрежение семьей и друзьями;
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. проблемы с работой или учебой;
8. нетерпимость к низкой скорости интернета.
Патологическое влияние компьютера может также негативно влиять на личность человека, как и химические зависимости (алкоголизм, наркомания).
Говоря о компьютерной и интернет-зависимости, необходимо упомянуть и о зависимости от компьютерных игр.
Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Проблема состоит в том, что аддикты постоянно находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Но в процессе игры их настроение заметно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации «предвкушения» компьютерной игры [20,c. 61].
Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова возвращается на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир.
Большинство аддиктов - люди, плохо адаптирующиеся в социуме: имеют ряд бытовых, семейных проблем, проблемы на работе, учебе, во взаимоотношениях с противоположным полом. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры.
Интернет зависимость формируется у аддиктивно-предрасположенной личности. Группу риска составляют молодые мужчины (<21 года), продолжающие образование, не состоящие в браке, указывающие на наличие в прошлом аффективных расстройств и различного рода аддиктивных реализаций.
Предрасполагающими факторами к интернет-аддикции являются:
1. сверхличностная природа межличностных взаимоотношений,
2. возможность анонимных социальных интеракций,
3. возможность для реализации представлений и фантазий с обратной связью, включая различные варианты идентичности, социальных ролей,
4. вуайеристический аспект («электронное подслушивание» чужих личных переживаний, эмоциональных состояний),
5. уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание,
6. неограниченный доступ к информации.
Для интернет-аддиктов характерны: проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию, нарушения социальной адаптации в реальной жизни. При длительном воздействии аддиктивного агента у интернет-зависимых возникают коморбидные состояния как: депрессивные расстройства различного регистра, в том числе с суицидальными тенденциями; нарушения режима и качества сна, цефалгии; боли в спине и синдром карпального канала[23,c. 40].
При интернет-зависимости формируется классический аддиктивный континуум, поэтому когда данный аддиктивный агент перестает оказывать желаемое действие, существует вероятность смены способа аддиктивной реализации на другие нехимические или химические аддикции.