Теоретическая часть. Структурное моделирование.
Структурное моделирование в Petrel подразделяется на три процесса:
1. Fault Modeling – определение разломов в геологической модели, которое будет создавать основу для создания 3D грида. Эти разломы будут определять разрывы в сетке, линии, вдоль которых горизонты, вставляемые позднее, могут быть смещены. Смещение, которое имеет место, полностью зависит от входных данных, поэтому моделирование обратных сбросов выполняется так же легко, как моделирование нормальных сбросов.
2. Pillar Gridding – создание грида из модели разломов. Ограничения по геометрии или по гриду могут быть определены во время процесса, поэтому легко создать два грида из одной и той же модели разломов – один грид, предназначенный для геологического моделирования и другой, оптимизированный, для гидродинамического моделирования.
3. Make Horizons – вертикальное разбиение в модели на слои. Именно здесь определяется смещение на разломах. Make Horizons создает независимые геологические горизонты из входных данных в XYZ координатах. Для создания дополнительных горизонтов с использованием относительного расстояния до существующих горизонтов (например, изохор) используйте Make Zones. Эти два процесса используются для создания геологических зон в пределах модели. Предполагается, что каждая зона будет иметь похожие петрофизические свойства и может, поэтому, моделироваться с использованием одного набора входных данных. Слоистость вводится в ячейки мелкомасштабной сетки, которые будут описывать вертикальную изменчивость в пределах каждой геологической зоны.
Эти три процесса всегда должны рассматриваться вместе и пользователь обычно будет переходить или возвращаться от одного к другому. Проблемы с моделью разломов часто не бывают очевидными, пока вы не начнете Pillar Gridding, и проблемы с pillar grid не проявятся, пока вы не начнете строить свои горизонты в Make Horizons. Аналогично, многие проблемы, выявленные при использовании Make Horizon, потребуют редактирования вариантов pillar gridding или даже модели разломов.
Рекомендуется сначала строить модель просто и затем пройти прямо через эти три процесса, прежде чем постепенно усложнять модель разломов. Это поможет вам выявить те детали, которые вызывают проблемы и как решить их наилучшим образом.
Pillar Gridding
Структурная модель создается в процессе, называемом Pillar Gridding. Pillar Gridding – это отдельная концепция в Petrel, в которой разломы в модели разломов используются в качестве основы для создания 3D грида. Имеется несколько опций для подгонки 3D грида для геологического моделирования или гидродинамического моделирования.
Поскольку Key Pillars активно используются в процессе построения грида, существует близкая зависимость между процессом Fault Modeling и процессом Pillar Gridding. Пользователю может понадобиться вернуться назад и поработать над процессом моделирования разломов, чтобы решить проблемы, возникающие в процессе построения грида. Эти проблемы могли бы возникнуть во время моделирования разлома, но проявились бы только при построении грида. Зависимость между процессами Fault Modeling и Pillar Gridding является итеративным процессом, с которым пользователь может потратить некоторое время, чтобы получить грид хорошего качества и высокую ортогональность ячейки.
В результате Pillar Gridding получают набор элементов, как показано на рисунке ниже, как вдоль разломов, так и между разломами. Грид не имеет слоев, а только набор элементов с введенными пользователем приращениями в координатах X и Y между ними (как подушечка для иголок). Разбиение на слои вводится, когда создаются горизонты и зоны.
Основное внимание при разработке процедуры построения грида из элементов в программе Petrel было направлено на алгоритмы построения грида, чтобы сделать их легко приспосабливаемыми, а также быстрыми и надежными. Во время Pillar Gridding пользователь может направлять и контролировать результат грида интерактивно, добавляя или удаляя линии тренда, изменяя установочные параметры и выбирая разные геометрии элементов. Это итеративный процесс, почти такой же, как диалог между пользователем и приложением.