Системы аналитических вычислений на ЭВМ. Работа в Maple. Использование Help.
Задание 9. Изучение Maple. Читать и исполнять New User’s Tour.
Работа в Maple. Вычисления с произвольной точностью, аналитические
преобразования выражений, операции с матрицами, решение уравнений,
Дифференцирование, разложение в ряд Тейлора, интегрирование.
Задание 10.
(Работать в Maple Classic WorkSheet)
1) Вычислить число π, 200 (300, 1000) знаков.
2) Найти пределы:
а)
б)
в) tg(x) .
3) Найти , , … ? (над полем комплексных чисел).
4) Разложить в ряд Тейлора в точке 0:
cos(x) до о(х15), (здесь о малое)…
5) Вычислить собственные числа матриц (используя определение этого понятия):
а) б) .
Определение. Собственными числами матрицы А называются числа λ при которых уравнение Ax=λx имеет ненулевые решения.
Это условие выполняется |A-λE|=0.
( Не забыть подключить пакет по линейной алгебре: with (linalg); или with(LinearAlgebra);)
------------------------------------------------------------------
Система управления базами данных MS Access. Создание, редактирование баз
Данных.
Задание 11.
В MS Access создать базу данных студентов вашей группы.
БД Студенты состоит из двух таблиц.
1) Таблица Студенты.
Поля в таблице: ID студента, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Телефон, E-mail, Населенный пункт (откуда приехал)
Заполняем Таблицу. Общаемся, знакомимся …
Поле «ID студента» - ключевое поле (первичный ключ), уникальное и не пустое. Оно может быть просто «счетчиком», однако, при удалении записей нумерация будет не последовательной и может начаться, например, с 3-х. Если это не нравится, присвойте ему тип «целый» или «текстовый» и заполняйте его сами. Номер студ. билета не используйте – конфиденциальная информация (как номер паспорта).
Поле «Населенный пункт» должно быть внешним ключом ко второй таблице – Города. И заполнение этого поля (являющегося идентификатором города) должно осуществляться путем выбора из списка населенных пунктов, который подставляется сюда (в это поле) из таблицы Города (после ее заполнения, конечно).
2) Таблица Города (или Населенные пункты).
Независимая таблица, содержащая информацию о населенных пунктах (поселках, районных центрах, городах и т.д.).
Поля в таблице: ID, Название, Область(Край), Район, Страна(Республика), …
Поле «ID» - первичный ключ (идентификатор города).
Заполнять эту таблицу можно только теми «городами», откуда приехали студенты вашей группы (включенные в первую таблицу).
Если что не понятно – читаем HELP.
Перед окончанием занятия не забудьте сохранить файл базы данных на своем сетевом диске H:.
12. Составление запросов к связанным таблицам в MS Access.
Задание 12.
1) В БД Студенты создаем новую тестовую Таблицу Ведомость. Таблица содержит информацию о начислениях денег (стипендии, премий, гонораров) людям из таблицы Студенты.
Поля в таблице: ID, ID студента, Дата, Сумма.
Поле «ID» - первичный ключ.
Поле «ID студента» - внешний ключ к таблице Студенты. При заполнении таблицы Ведомость поля «Фамилия», «Имя», «Отчество», … студента подставляются сюда для выбора из таблицы Студенты.
2) Создать два Запроса.
А) При выполнении Запроса 1 вычисляется сумма денег, начисленная человеку на какой-либо интервал времени (дат). Итоговые поля: «Фамилия», «Имя», «Отчество», сумма.
Б) При выполнении Запроса 2 вычисляется сумма денег, отправленная студентами в свои «города» (будем считать, что студенты все деньги отправляют домой).
Итоговые поля: «Название» населенного пункта, сумма.
Связи всех трех таблиц создавать в меню «Схема данных».
Включите «Обеспечение целостности данных» связей и необходимые параметры «Объединения».
Должны появиться указатели: «стрелочка», 1, .
13-14. Работа в Turbo (Borland) Pascal (или FreePascal).
Использование Help, настройка конфигурации. Отладка программ в IDE Borland-Pascal (FreePascal). Программирование на языке Pascal. Элементы языка Pascal: константы, переменные, типы, операторы, циклы, процедуры и функции. Ввод-вывод данных из файлов. Передача в программу и обработка в ней параметров командной строки.
Задание 13-14.
Работа в IDE (интеллектуальной среде разработки), помощь для начинающих программистов
1. Вход в TP или BP \\ Free Pascal:
<Путь>\turbo.exe или <Путь>\bp.exe \\ <Путь>\fp.exe
2. Если есть открытые окна, то закрыть их, нажимая (ALT+F3).
3. Изучить меню (верхняя строка экрана) и строку состояния(нижняя строка экрана). Изучить разделы меню.
4. Войти в редактор. Для этого достаточно открыть файл для редактирования:
либо новый - меню (F10) ---> File ---> New
либо существующий - меню (F10) ---> File ---> Open
Файлы с программами на Паскале имеют расширение .PAS .
5. Ввести текст программы (или редактировать существующую).
6. Сохранить файл:
меню ---> File ---> Save (F2)
7. Запустить программу на трансляцию:
меню ---> Compile ---> Compile (Alt+F9)
8. Если на экране возникла строка об ошибке, то на пункт 5. для исправления ошибок.
9. Выполнение программы:
меню ---> Run ---> Run (Ctrl+F9)
Выполнение по шагам: (F8 или F7).
Просмотр значений переменных программы: Watch (Ctrl+F7).
10. Если возникла строка об ошибке, то на пункт 5. для исправления ошибок.
11. Просмотр результатов:
меню ---> Debug ---> User screen (Alt+F5)
Появится экран DOS (Консоль программы).
12. Выйти из IDE (Alt+X).
13. Скопировать программу (*.PAS и *.EXE) в свой каталог на сетевом диске.
Некоторые возможности IDE:
F1 - Help
Ctrl+F1 - контексный Help (поиск слова на котором стоит курсор).
Shift+<стрелки> - выделение блока.
Меню ---> Edit ---> Copy (Ctrl+Insert) - копирование выделенного блока в Clipboard (буфер обмена).
Меню ---> Edit ---> Paste (Shift+Insert) - копирование из Clipboard в место в программе, где расположен курсор.
\\ на FreePascal используется, также, пункт меню - Paste from Windows
Ctrl+F7 – Add Watch, Ctrl+F8 – Breakpoint, F4 – Goto Cursor
Alt+F10 - контекстное меню.
Рассмотрим следующую программу.
{ Вычисление скалярного произведения векторов}
const M=50;
type
vector = array[1..M] of real;
var
A,B: vector;
X: real;
N,J: integer;
begin
Writeln('Введите размерность векторов N =<',M:3);
Read(N);
Writeln('Введите вектор A[1..',N:2,']');
for J := 1 to N do Read(A[J]);
Writeln('Введите вектор B[1..',N:2,']');
for J := 1 to N do Read(B[J]);
X:=0;
for J := 1 to N do
X := X + A[J] * B[J];
Write('Скалярное произведение равно ', X);
end.
ЗАДАНИЕ (НА ДВА ЗАНЯТИЯ)
I. Набрать программу.
Изучить каждый оператор. Оттранслировать.
Протестировать выполнением для известных ответов.
Включить все отладочные (Debug) режимы (параметры генерации отладочного кода транслятором). Проследить в отладочном режиме за изменением переменной Х при выполнении программы «по-шагам».
II. Изменить программу так, чтобы
1) ввод происходил из текстового файла, имя которого передается в программу в первом параметре командной строки.
2) вывод результата осуществлялся в файл, имя которого передается в программу во втором параметре командной строки.
3) при отсутствии 2-го параметра – вывод на экран, при отсутствии 1-го параметра – ввод с клавиатуры (с запросом программой соответствующих входных данных).
Использовать подпрограммы: assign, rewrite, reset, close, ParamStr, ParamCount и файловые переменные текстового типа. Смотрите в HELP примеры на использование этих процедур и функций.
Создайте файл с исходными данными.
Используйте для ввода и вывода экспоненциальный формат чисел, например, 1.5e+2 – какое это число?
Выполните программу в отладчике IDE и в консоли командной строки: с одним параметром, двумя параметрами и без параметров. (Найдите, где в IDE задаются параметры командной строки выполняемой программы).