Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы.

Лабораторные занятия

1. Определение аппаратной конфигурации компьютера (BIOS, sysinfo, dxdiag). Работа в командном интерпретаторе (консоли) Windows. Электронный учебник DOS "Магистр". Команды dir, md, cd, rd, type, copy, del, ren, time, date, path, set, ver, cls, more, echo, prompt.

Символы ":","\", "/", "..", ".", "*" , "?", "|", "<", ">",">>", "2>", "2>&1".

Задание 1.

А) Читать учебник Магистр (magi.exe), весь, кроме редактора. Magi находится и запускается либо в VirtualXP Mode (пользователь: XPMUser, пароль: bilder), либо в DOSBOX программе.

Б) Выполнить письменно на листочке:

1). Определить аппаратную конфигурации компьютера всеми Вам доступными способами (BIOS, информация о системе, dxdiag).

2). Описать назначение приведенных команд с примерами. Описать назначение приведенных символов при использовании их в командной строке с примерами (читать Магистр, Help, Интернет). Написать команды создания нового (текстового) файла с произвольным текстом с использованием команд: ECHO и COPY.

Например,

CD \ -смена текущего каталога на корневой;

CD \tmp – смена текущего каталога на корневой и в нем на tmp

CD C:\tmp -смена текущего каталога на диске C: на \tmp

CD /D C:\tmp -смена текущего диска на диск C и каталога на С на \tmp

С: - смена текущего диска

DIR C: -…? (заметьте, что каталог в команде не указан)

CD K: - … ?

Вопрос по листочку (если не отражено) - написать, что это за конструкции

A > B ; A<C ; A>B<C ; A|C ? Где здесь команды (программы), а где текстовые файлы?

Вопрос: \a.exe; ..\a.exe; .\a.exe; a.exe; h:a.exe – где ищется для выполнения файл a.exe?

Что это означает в командной строке A 2>B или это A 2>&1или это A >B 2>&1 ?

Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы.

Задание 2.

Запуск программ. (Дописываем листочки, исправляем замечания в них)

Создать три командных файла запуска указанных ниже программ у себя на сетевом диске. Понять принципиальное отличие в методах запуска и объяснить. Запуск ком. файлов (и, соответственно, программ) должен работать независимо от места расположения ком. файлов на дисках.

А) Запуск dxdiag.

Dxdiag.exe (запускается без указания пути)

Вопрос: Какой именно файл при этом загружается (где ищется)?

Б) Запуск архиватора 7z.

(запускается только с указанием полного пути, по методу А) – не запускается, почему?)

В) Запуск учебника Магистр (универсальный метод).

(запускается в две или три строки:

i) смена текущего диска – С:

ii) смена текущего каталога - CD \WORK\MAGI

iii) magi.exe

или

i) смена текущих диска и каталога CD /D C:\WORK\MAGI

ii) magi.exe

Методом А) не запускается, методом Б) не правильно работает, почему?.

Наводящие вопросы: Для чего нужна переменная среды PATH?

Вы это в листочке написали? Покажите его еще раз.

Как исправить переменную среды PATH, чтобы 7z запускался как dxdiag?

Антивирусные программы: DrWeb, Cureit, AVZ. Программы архивации файлов: zip, rar.

Задание 3.

Создать ком. файлы.

А) Запуск имеющейся на компьютере антивирусной программы с проверкой флэш диска.

Б) Запуск архиватора 7z (три операции, три ком. файла):

- архивация каталога с подкаталогами в архив zip:

“C:\Program files\7-zip\7z.exe” a -r -tzip C:\WORK\7 “C:\Program files\7-zip\”

- тестирование архива

“C:\Program files\7-zip\7z.exe” t C:\WORK\7.zip

- разархивирование архива в каталог С:\WORK.

“C:\Program files\7-zip\7z.exe” x C:\WORK\7.zip -oC:\work

Работа с дисками и дискетами: diskpart, format, chkdsk, defrag. Работа в локальной сети.

Задание 4.

Прочитать в Help (Помощи) о Форматировании(format), Проверке на ошибки(chkdsk), Дефрагментации(defrag).

Ответить на вопросы:

Что это за операции, когда и зачем надо их выполнять?

Какие ошибки дисков Вы знаете? (Потерянные кластеры, плохие(Bad) секторы)

Что такое фрагментация диска? Когда она возникает?

Виды лицензий программного обеспечения. Регистрация и активизация программ.

Работа в сети Internet. MS Internet Explorer, Ftp клиент командной строки.

Задание 5.

Изучите программу Ftp.exe – ftp-клиент командной строки (используйте в нем команду help).

1) Скачайте с помощью Ftp.exe c сервера mmfd.nsu.ru заархивированный мультимедийный проигрыватель Light Alloy (найдите этот файл по похожему названию…)

2) Распакуйте архив.

3) Установите Light Alloy в папку (каталог) к которой у Вас есть права на запись (не в Program Files, а, например, в C:\Work\LLL\).

4) Запустите Light Alloy и зарегистрируйте его (от бесплатен для русскоязычных пользователей, но надо будет ...).

Проверка и вопросы.

Выйдите и запустите Light Alloy снова. Надпись UNREGISTED исчезнет. Как регистрировали?

Как скачивали архив? (Показать!)

Как вы определяете в выдаче команды dir, -что является файлом а что каталогом? (Ответ: первый символ dозначает directory (каталог). Файл может иметь нулевую длину, а каталог может содержать в имени точку – этими признаками не определишь).

Почему (не) использовали команду mget? Она допускает использование масок файлов:

mget *.zip и надо только вводить Y или N на запрос нужен ли данный файл, то есть не надо вводить полностью имя файла, как в команде get.

В какой локальный (на вашем PC) каталог скачивается у вас файл? Как сменить этот каталог? (Команда lcd).

Что делают в Ftp программе команды binary, bye, open, close ?

Задание 6.

Изучите и попробуйте использовать сетевые утилиты командной строки: ipconfig, , nslookup, tracert, ping, netstat.

Вопросы: Для чего нужна та или иная утилита?

Что такое IP адрес?

Что такое маска подсети?

Что такое шлюз?

Что такое DNS и DNS сервер?

Какие стандартные сервисы (протоколы) и их порты вы знаете? (см. файл: C:\Windows\System32\drivers\etc\services, http – 80 - WWW, ftp – 21,20, https – 443, …)

Как проверить доступность какого-либо узла сети? (ping www.sscc.ru – проверить, администраторы иногда запрещают использование ping во вне НГУ, ping mmfd.nsu.ru – должен работать)

Как узнать удаленность какого-либо узла сети? (tracert www.drweb.com, tracert mmfd.nsu.ru)

Как по имени узла получить его ip адреса и наоборот? (nslookup www.sscc.ru)

К какому серверу вы обращаетесь за информацией утилитой nslookup? (DNS серверу НГУ: ns.nsu.ru)

Что показывает каждая из утилит? Попробовать и понять!

ipconfig /all – показывает конфигурацию сети,

netstat -n - показывает состояние текущих сетевых соединений (-n - без разрешения ip адресов и стандартных портов в имена)

Как расшифровываются аббревиатуры: IP, DNS, DHCP, NS, ftp, http?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Подготовка текстов в MS Word. Создание, редактирование, сохранение

Задание 7.

1) Создайте новый документ MS Wordс параметрами (в скобках – 2-ой вариант):

Страница: A5, книжная, поля 2 см (2.5 см)

Абзац: красная строка 1.5 см (1 см), выравнивание по ширине, межстрочный интервал 1.5 (1.0), запрет висячих строк.

Шрифт: Arial (Times), 12 пт (10 пт)

Включена нумерация страниц: номер стр. внизу справа (в центре)

Включен перенос слов в предложении.

2) Вставить в документ и отформатировать «красиво» с указанными параметрами русский текстовый файл из: C:\Program files\Far\doc\. («Красиво» – это правильно, как в книгах).

Сначала должны удалить «все лишнее» - подчеркивания, пробелы более одного, переводы строк. Подпись в конце документа не должна находиться на отдельной странице; текст, вводимый с клавиатуры должен быть каким-либо образом выделен; заголовки выделить центрированием (в начале текста есть два заголовка); после любого знака препинания должен быть пробел; неразрывный пробел (который не может разорвать строку и не растягивается при форматировании) вставляется комбинацией Ctrl+Shift+пробел.

Подготовка текстов с математическими формулами в MS Word.

Задание 8.

С параметрами документа из Задания 7 создать новый документ и написать:

1) Определение сходимости числовой последовательности

2) Критерий Коши сходимости числовой последовательности

Сначала – словами, затем с использованием краткой, кванторной записи.

Правильность формулировок из математического анализа – обязательна!

Использовать редактор формул Microsoft Equation 3.0. (Меню -> Вставить -> Объект -> Microsoft Equation 3.0.)

Начертания и размер всех символов, обозначающих одно и то же, в документе должны совпадать, для разных понятий – использовать разные обозначения. Если внутри текста используются символы (n, i, xi ), а не формулы, то их начертания и размер должны совпадать с формульными.

Два символа (обозначения) подряд, отделенные пробелом обозначают только умножение, т.е. между ними должны быть либо кванторы, заменяющие соответствующий по смыслу текст, либо сам текст: Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru , а не Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru .

Квантор «для любого» `|` не может применяться, если в этой формуле есть символы модуля - `|`, используйте, квантор «для любого» `:` - двоеточие.

Формула не может одна висеть в предложении (абзаце) без какого-либо сопровождающего текста.

Если формула завершает предложение не забыть про точку в конце.

Пробел в формуле ставится так: Ctrl+пробел.

Задание 10.

(Работать в Maple Classic WorkSheet)

1) Вычислить число π, 200 (300, 1000) знаков.

2) Найти пределы:

а) Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru

б) Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru

в) Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru tg(x) .

3) Найти Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru , Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru , … ? (над полем комплексных чисел).

4) Разложить в ряд Тейлора в точке 0:

cos(x) до о(х15), (здесь о малое)…

5) Вычислить собственные числа матриц (используя определение этого понятия):

а) Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru б) Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru .

Определение. Собственными числами матрицы А называются числа λ при которых уравнение Ax=λx имеет ненулевые решения.

Это условие выполняется Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru |A-λE|=0.

( Не забыть подключить пакет по линейной алгебре: with (linalg); или with(LinearAlgebra);)

------------------------------------------------------------------

Данных.

Задание 11.

В MS Access создать базу данных студентов вашей группы.

БД Студенты состоит из двух таблиц.

1) Таблица Студенты.

Поля в таблице: ID студента, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Телефон, E-mail, Населенный пункт (откуда приехал)

Заполняем Таблицу. Общаемся, знакомимся …

Поле «ID студента» - ключевое поле (первичный ключ), уникальное и не пустое. Оно может быть просто «счетчиком», однако, при удалении записей нумерация будет не последовательной и может начаться, например, с 3-х. Если это не нравится, присвойте ему тип «целый» или «текстовый» и заполняйте его сами. Номер студ. билета не используйте – конфиденциальная информация (как номер паспорта).

Поле «Населенный пункт» должно быть внешним ключом ко второй таблице – Города. И заполнение этого поля (являющегося идентификатором города) должно осуществляться путем выбора из списка населенных пунктов, который подставляется сюда (в это поле) из таблицы Города (после ее заполнения, конечно).

2) Таблица Города (или Населенные пункты).

Независимая таблица, содержащая информацию о населенных пунктах (поселках, районных центрах, городах и т.д.).

Поля в таблице: ID, Название, Область(Край), Район, Страна(Республика), …

Поле «ID» - первичный ключ (идентификатор города).

Заполнять эту таблицу можно только теми «городами», откуда приехали студенты вашей группы (включенные в первую таблицу).

Если что не понятно – читаем HELP.

Перед окончанием занятия не забудьте сохранить файл базы данных на своем сетевом диске H:.

12. Составление запросов к связанным таблицам в MS Access.

Задание 12.

1) В БД Студенты создаем новую тестовую Таблицу Ведомость. Таблица содержит информацию о начислениях денег (стипендии, премий, гонораров) людям из таблицы Студенты.

Поля в таблице: ID, ID студента, Дата, Сумма.

Поле «ID» - первичный ключ.

Поле «ID студента» - внешний ключ к таблице Студенты. При заполнении таблицы Ведомость поля «Фамилия», «Имя», «Отчество», … студента подставляются сюда для выбора из таблицы Студенты.

2) Создать два Запроса.

А) При выполнении Запроса 1 вычисляется сумма денег, начисленная человеку на какой-либо интервал времени (дат). Итоговые поля: «Фамилия», «Имя», «Отчество», сумма.

Б) При выполнении Запроса 2 вычисляется сумма денег, отправленная студентами в свои «города» (будем считать, что студенты все деньги отправляют домой).

Итоговые поля: «Название» населенного пункта, сумма.

Связи всех трех таблиц создавать в меню «Схема данных».

Включите «Обеспечение целостности данных» связей и необходимые параметры «Объединения».

Должны появиться указатели: «стрелочка», 1, Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы. - student2.ru .

13-14. Работа в Turbo (Borland) Pascal (или FreePascal).

Использование Help, настройка конфигурации. Отладка программ в IDE Borland-Pascal (FreePascal). Программирование на языке Pascal. Элементы языка Pascal: константы, переменные, типы, операторы, циклы, процедуры и функции. Ввод-вывод данных из файлов. Передача в программу и обработка в ней параметров командной строки.

Задание 13-14.

Работа в IDE (интеллектуальной среде разработки), помощь для начинающих программистов

1. Вход в TP или BP \\ Free Pascal:

<Путь>\turbo.exe или <Путь>\bp.exe \\ <Путь>\fp.exe

2. Если есть открытые окна, то закрыть их, нажимая (ALT+F3).

3. Изучить меню (верхняя строка экрана) и строку состояния(нижняя строка экрана). Изучить разделы меню.

4. Войти в редактор. Для этого достаточно открыть файл для редактирования:

либо новый - меню (F10) ---> File ---> New

либо существующий - меню (F10) ---> File ---> Open

Файлы с программами на Паскале имеют расширение .PAS .

5. Ввести текст программы (или редактировать существующую).

6. Сохранить файл:

меню ---> File ---> Save (F2)

7. Запустить программу на трансляцию:

меню ---> Compile ---> Compile (Alt+F9)

8. Если на экране возникла строка об ошибке, то на пункт 5. для исправления ошибок.

9. Выполнение программы:

меню ---> Run ---> Run (Ctrl+F9)

Выполнение по шагам: (F8 или F7).

Просмотр значений переменных программы: Watch (Ctrl+F7).

10. Если возникла строка об ошибке, то на пункт 5. для исправления ошибок.

11. Просмотр результатов:

меню ---> Debug ---> User screen (Alt+F5)

Появится экран DOS (Консоль программы).

12. Выйти из IDE (Alt+X).

13. Скопировать программу (*.PAS и *.EXE) в свой каталог на сетевом диске.

Некоторые возможности IDE:

F1 - Help

Ctrl+F1 - контексный Help (поиск слова на котором стоит курсор).

Shift+<стрелки> - выделение блока.

Меню ---> Edit ---> Copy (Ctrl+Insert) - копирование выделенного блока в Clipboard (буфер обмена).

Меню ---> Edit ---> Paste (Shift+Insert) - копирование из Clipboard в место в программе, где расположен курсор.

\\ на FreePascal используется, также, пункт меню - Paste from Windows

Ctrl+F7 – Add Watch, Ctrl+F8 – Breakpoint, F4 – Goto Cursor

Alt+F10 - контекстное меню.

Рассмотрим следующую программу.

{ Вычисление скалярного произведения векторов}

const M=50;

type

vector = array[1..M] of real;

var

A,B: vector;

X: real;

N,J: integer;

begin

Writeln('Введите размерность векторов N =<',M:3);

Read(N);

Writeln('Введите вектор A[1..',N:2,']');

for J := 1 to N do Read(A[J]);

Writeln('Введите вектор B[1..',N:2,']');

for J := 1 to N do Read(B[J]);

X:=0;

for J := 1 to N do

X := X + A[J] * B[J];

Write('Скалярное произведение равно ', X);

end.

ЗАДАНИЕ (НА ДВА ЗАНЯТИЯ)

I. Набрать программу.

Изучить каждый оператор. Оттранслировать.

Протестировать выполнением для известных ответов.

Включить все отладочные (Debug) режимы (параметры генерации отладочного кода транслятором). Проследить в отладочном режиме за изменением переменной Х при выполнении программы «по-шагам».

II. Изменить программу так, чтобы

1) ввод происходил из текстового файла, имя которого передается в программу в первом параметре командной строки.

2) вывод результата осуществлялся в файл, имя которого передается в программу во втором параметре командной строки.

3) при отсутствии 2-го параметра – вывод на экран, при отсутствии 1-го параметра – ввод с клавиатуры (с запросом программой соответствующих входных данных).

Использовать подпрограммы: assign, rewrite, reset, close, ParamStr, ParamCount и файловые переменные текстового типа. Смотрите в HELP примеры на использование этих процедур и функций.

Создайте файл с исходными данными.

Используйте для ввода и вывода экспоненциальный формат чисел, например, 1.5e+2 – какое это число?

Выполните программу в отладчике IDE и в консоли командной строки: с одним параметром, двумя параметрами и без параметров. (Найдите, где в IDE задаются параметры командной строки выполняемой программы).

Задание 15.

Написать программу «Звездное небо», которая выводит в цикле до нажатия пользователем любой клавиши на клавиатуре в случайное место полного графического экрана всевозможным случайным цветом точки (пиксели). Точки должны выводиться с замедлением в 0.1 сек. Создать второй вариант программы: вывод точек на полный экран с чистыми полями по 20 пикселей с каждой стороны.

Программа должна работать в «оптимальном» графическом режиме – режиме, соответствующим процедуре инициализации графики в Паскале (InitGraph) с параметром переменной DriverVar, равной константе Detect.

Параметры установленного графического режима (функции GetMaxX, GetMaxY, GetMaxColor) вывести в центре экрана после проверки правильности инициализации графики (функция GraphResult). При наличии ошибки инициализации – вывести соответствующее сообщение (функция GraphErrorMsg) и остановить работу программы.

Для вывода текста в графическом режиме используется процедура OutTextXY, для преобразования чисел в строки – процедура STR.

Рекомендуемый порядок работы.

1) Скопировать пример на процедуру PutPixel в свою программу.

(Даже если работаете на FreePascal, пример взять из Borland Pascal – запустить K:\BP\bin\bp.exe, войти в Help, …).

2) Изучить текст программы, оттранслировать, запустить на выполнение.

Программы выводит точки в случайное место квадрата 100x100. Цвет точек – «максимальный» (GetMaxColor), который в Borland Pascal является белым, а во FreePascal может быть и черным.

3) Изменить программу в соответствии с заданием. Изучить все используемые функции и процедуры. (Используйте Help BP, Интернет).

4) Оттранслировать программу. Запустить на выполнение.

5) Сохранить в свой сетевой каталог свои файлы *.pas, *.exe. (Если создавали программу в Borland IDE, то сохранить и файл egavga.bgi).

6) Выполнить программу в командной строке из своего каталога.

Лабораторные занятия

1. Определение аппаратной конфигурации компьютера (BIOS, sysinfo, dxdiag). Работа в командном интерпретаторе (консоли) Windows. Электронный учебник DOS "Магистр". Команды dir, md, cd, rd, type, copy, del, ren, time, date, path, set, ver, cls, more, echo, prompt.

Символы ":","\", "/", "..", ".", "*" , "?", "|", "<", ">",">>", "2>", "2>&1".

Задание 1.

А) Читать учебник Магистр (magi.exe), весь, кроме редактора. Magi находится и запускается либо в VirtualXP Mode (пользователь: XPMUser, пароль: bilder), либо в DOSBOX программе.

Б) Выполнить письменно на листочке:

1). Определить аппаратную конфигурации компьютера всеми Вам доступными способами (BIOS, информация о системе, dxdiag).

2). Описать назначение приведенных команд с примерами. Описать назначение приведенных символов при использовании их в командной строке с примерами (читать Магистр, Help, Интернет). Написать команды создания нового (текстового) файла с произвольным текстом с использованием команд: ECHO и COPY.

Например,

CD \ -смена текущего каталога на корневой;

CD \tmp – смена текущего каталога на корневой и в нем на tmp

CD C:\tmp -смена текущего каталога на диске C: на \tmp

CD /D C:\tmp -смена текущего диска на диск C и каталога на С на \tmp

С: - смена текущего диска

DIR C: -…? (заметьте, что каталог в команде не указан)

CD K: - … ?

Вопрос по листочку (если не отражено) - написать, что это за конструкции

A > B ; A<C ; A>B<C ; A|C ? Где здесь команды (программы), а где текстовые файлы?

Вопрос: \a.exe; ..\a.exe; .\a.exe; a.exe; h:a.exe – где ищется для выполнения файл a.exe?

Что это означает в командной строке A 2>B или это A 2>&1или это A >B 2>&1 ?

Работа с файлами и каталогами в OS, Far, cmd. Запуск программ. Ассоциации. Командные файлы.

Задание 2.

Запуск программ. (Дописываем листочки, исправляем замечания в них)

Создать три командных файла запуска указанных ниже программ у себя на сетевом диске. Понять принципиальное отличие в методах запуска и объяснить. Запуск ком. файлов (и, соответственно, программ) должен работать независимо от места расположения ком. файлов на дисках.

А) Запуск dxdiag.

Dxdiag.exe (запускается без указания пути)

Вопрос: Какой именно файл при этом загружается (где ищется)?

Б) Запуск архиватора 7z.

(запускается только с указанием полного пути, по методу А) – не запускается, почему?)

В) Запуск учебника Магистр (универсальный метод).

(запускается в две или три строки:

i) смена текущего диска – С:

ii) смена текущего каталога - CD \WORK\MAGI

iii) magi.exe

или

i) смена текущих диска и каталога CD /D C:\WORK\MAGI

ii) magi.exe

Методом А) не запускается, методом Б) не правильно работает, почему?.

Наводящие вопросы: Для чего нужна переменная среды PATH?

Вы это в листочке написали? Покажите его еще раз.

Как исправить переменную среды PATH, чтобы 7z запускался как dxdiag?

Наши рекомендации