Модуль 3. Решение типичных проблемных ситуаций оценивания
Общие рекомендации
При проверке правильности решений следует учитывать, что образцы решений, приведенные в указаниях по проверке отдельных задач, не являются единственно возможными. Таким образом, то, что решение ученика не совпадает с решением в образце, само по себе не означает, что решение экзаменуемого неверное. При оценке следует руководствоваться указаниями по оцениванию, примеры решений являются лишь подспорьем для проверяющего.
В указаниях по оцениванию для каждой задачи подробно описаны критерии выставления того или иного балла. Ниже даны рекомендации по проверке отдельных задач и рассмотрены некоторые сложные случаи.
Рекомендации по отдельным заданиям
Задание 24
При проверке задания 24 следует последовательно проверить, насколько выполнены следующие четыре действия:
1) указано, что выведет программа при конкретной входной последовательности;
2) указан пример последовательности, при которой программа работает правильно;
3) исправлена первая ошибка;
4) исправлена вторая ошибка.
ВНИМАНИЕ! Экзаменуемому достаточно указать один пример таких входных данных. Указывать полное описание всех таких данных не требуется. Описания, приведенные в критериях по оцениванию (см. «Замечания для проверяющего»), предназначены только для проверяющего. Если при выполнении второго задания экзаменуемый указал несколько вариантов входных данных, то задание считается выполненным, если для ВСЕХ указанных входных данных программа дает нужный результат.
При проверке каждого из заданий на исправление ошибок (третье и четвертое действия) следует убедиться, что:
а) каждое внесенное исправление затрагивает только одну строку в программе;
б) указан такой новый вариант строки, что при исправлении другой ошибки получается правильная программа.
Каждое из этих действий оценивается отдельно. Обратите внимание: исправления, указанные экзаменуемым, могут отличаться от приведенных в критериях, но тем не менее быть верными.
Задание 25
1. Определите, на каком языке записан алгоритм в проверяемой работе, и при необходимости наведите справки о синтаксисе избранного экзаменуемым языка программирования.
2. Сравните описание алгоритма с имеющимися образцами и в случае совпадения оцените его в соответствии с рекомендациями.
3. Если описание алгоритма не совпадает с образцами, а ошибки в описании алгоритма с первого взгляда не видны, осуществите формальное исполнение алгоритма с тестовыми примерами исходных данных. Длину тестового массива следует сократить до четырех–шести элементов. При составлении тестов необходимо особенно тщательно проверять «критические» случаи, например когда элементы массива одинаковы или изначально упорядочены. Оцените правильность полученных результатов.
4. В случае алгоритма, представленного на русском языке или в виде блок-схемы, необходимо оценить возможность выполнения этого алгоритма человеком и уровень детализации алгоритма (должны выполняться требования дискретности, детерминированности и результативности).
5. Обратите внимание на правильность инициализации переменных. Учтите, что приведенное в решении значение может не быть единственно возможным.
6. Обязательно проверьте, присутствует ли вывод ответа.
7. Отдельно проверьте, обрабатывается ли случай, что искомого числа в данном массиве может и не быть (если иное не сказано в условии задачи).
8. При оценке алгоритма отметьте все ошибки, упомянутые в критериях оценивания. В случае, если таких ошибок две или более, сразу снижайте оценку до 0 баллов.
9. Не допускайте произвольного ужесточения критериев оценивания. Не вводите дополнительных ограничений. Не оценивайте синтаксические ошибки, «стиль» программирования, аккуратность записи, наличие комментариев и прочие важные, но не проверяемые данной задачей вещи.
10. Не забывайте, что эффективность алгоритмов в данной задаче не оценивается, поэтому не следует снижать оценку за решение,
в котором, например, для поиска максимума используется сортировка.
Задание 26
1. При описании стратегии выигрывающего игрока должно быть указано, каким будет ход этого игрока при любой игре противника. Это может быть сделано по-разному: в виде словесного описания (как это сделано в решении из критериев оценивания для заданий 1 и 2), в виде таблицы ходов или дерева всех возможных партий (см. решение для задания 3). Наличие слов «указываем ход при любом ответе противника» или тому подобных не обязательно. Важно, чтобы из решения точно следовало, как именно должен ходить выигрывающий игрок в любой возможной ситуации.
2. Обозначения на рисунке могут отличаться от использованых
в примере решения, например, не обязательно использовать пунктирные линии.
Задание 27
I. Особенности задания 27.
1. В задаче есть два задания (А и Б). Соответственно, ученик может представить две программы. В каждой из программ должно быть указано, решением какого из заданий она является.
Если в работе представлена одна программа, то в ней также должно быть указано, решением какого из заданий она является.
Если ученик не указал, к какому заданию относится программа, или можно предположить, что ученик ошибся в идентификации программ, следуйте приведенным ниже инструкциям.
2. Ученик представил только одну программу. Программа рассматривается как решение задания Б и оценивается по соответствующим критериям.
3. Ученик представил две программы, но указание задания есть только для одной из программ. Вторая программа рассматривается, как ответ на оставшееся задание.
4. НАПОМИНАЕМ: Итоговый балл за задачу - это больший из баллов, полученных учеником за каждое из заданий А и Б
II. Проверка отдельной программы.
Рекомендуем выполнять проверку программы в следующей последовательности.
1. Определите язык программирования, на котором написана программа. Программы, написанные на языках программирования, отличных от Паскаля, Алгоритмического языка, Бейсика и Си, тоже должны быть оценены. При необходимости эксперт может воспользоваться справочной литературой, а также обратиться к консультанту или председателю предметной комиссии Подсчитайте количество таких синтаксических ошибок в программе, которые не мешают понять ее логику. Систематически встречающаяся ошибка считается за одну. Так, например, если вместо круглых скобок ученик в записи условий использовал везде квадратные, то это считается за одну ошибку.
2. Рассмотрите реализацию алгоритма и определите, верна ли она в целом. Если верна, определите, есть ли в ней легко диагностируемые и исправляемые алгоритмические ошибки (см. критерии для выставления 3 баллов прри выполнении задания Б). Определите количество таких алгоритмических ошибок (если они есть).
3. Если ошибок мало, то оцените эффективность предложенного решения по времени выполнения и использованию памяти.
4. Далее руководствуйтесь указаниями по оцениванию.