Кафедра прикладной математики и информационных технологий

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Имени А.Н. Бекетова

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«Организация баз данных и знаний»

На тему: “Создание проекта информационной системы”

Выполнил :

Студент 1 курса

факультета менеджмента

группы КН 2016-1-у

Матвеенко Юрий Викторович

Проверила:

Гавриленко Ирина Александровна

Харьков 2017

Содержание

Введение

2. Задание

3. Таблицы

4. ER-диаграмма

5. Схема данных

6. Обьекты базы данных

7. Запросы

8. Отчеты

9. Выводы

10. Список литературы

Введение

Можно с большой степенью достоверности утверждать, что большинство приложений, которые предназначены для выполнения хотя бы какой-нибудь полезной работы, тем или иным образом используют структурированную информацию или, другими словами, упорядоченные данные. Такими данными могут быть, например, списки заказов на тот или иной товар, списки предъявленных и оплаченных счетов или список телефонных номеров ваших знакомых. Обычное расписание движения автобусов в вашем городе - это тоже пример упорядоченных данных.

При компьютерной обработке информации упорядоченные каким либо образом данные принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.

Таким образом, дать простое определение базы данных можно следующим образом. База данных - это набор информации, организованной тем, или иным способом. Пожалуй, одним из самых банальных примеров баз данных может быть записная книжка с телефонами ваших знакомых. Наверное, у вас есть сейчас или когда-либо была эта полезная вещь. Этот список фамилий владельцев телефонов и их телефонных номеров, представленный в вашей записной книжке в алфавитном порядке, представляет собой, вообще говоря, проиндексированную базу данных. Использование индекса - в данном случае фамилии (или имени) позволяет вам достаточно быстро отыскать требуемый номер телефона.

Задание к курсовой работе:

Выбрать предметную область для создания проекта информационной системы.

Проработать ресурс ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД. Составить подробный конспект главы

3. Поместить туда все определения: сущность, ассоциация, ключ и т.п. Законспектировать главу 3 указанного ресурса. Понятия для осознания: отношения, операции с отношениями, атрибут, кортеж, домен, степень отношения. Понимание: принципов строения БД (раздел 3.2). Законспектировать главу 4 указанного ресурса. Обратить внимание на следующе аспекты:

Нормализация и ее цели

Универсальное отношение

Необходимость разбиения универсального отношения (п. 4.3)

Нормальные формы

Процедура нормализации (п. 4.6)

6 язык инфологического моделирования "Таблицы - связи" (п. 4.7) Примечание: конспект должен содержать примеры из созданной информационной системы (пункт 1). 3. Построить инфологическую модель предметной области по Вашему варианту (п.1).

Для этого:

Выделить стержневые сущности и их атрибуты (описательно).

Построить связи (ассоциации, характеристики) и их атрибуты (описательно).

Определить первичные и внешние ключи (описательно).

Записать модель на языке ER-диаграмм. Конспект (п.2) и построение (п.3) выполнить в файле Word и поместить в отчет.

5. Создать запросы к БД в форме SQL, которые бы раскрывали сущность информационной системы и отвечали на большинство вопросов пользователя Вашей информационной системы. Тексты запросов и результат их работы поместить в отчет.

6. Подготовить и распечатать файл отчета.

Классификация сущностей

Стержневая сущность (стержень) – это независимая сущность.

Ассоциативная сущность (ассоциация) – это связь вида "многие-ко-многим" ("-ко-многим" и т.д.) между двумя или более сущностями или экземплярами сущности.

Характеристическая сущность (характеристика) – это связь вида "многие-к-одной" или "одна-к-одной" между двумя сущностями (частный случай ассоциации). Единственная цель состоит в описании или уточнении некоторой другой сущности. Необходимость в них возникает в связи с тем, что сущности реального мира имеют иногда многозначные свойства.

Обьекты Базы данных

СУБД Access ориентирована на работу с объектами БД, к которым относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули.

Таблица - это основная структура, предназначенная для хранения информации в БД. По терминологии СУБД сс строки — это записи, а столбцы - поля БД. Записи дснтифицирутотся по некоторой уникальной характеристике, включающей одно или несколько полей и называемой ключом.

Запрос - это требование на: отбор данных, хранящихся в таблицах; выполнение вычислений над данными; изменения в БД.

Форма - созданный на экране шаблон, используемый, главным образом, для ввода, просмотра и редактирования записей БД.

Отчет - отображение иа принтере или на экране информации из БД d бидє, удобном для ее восприятия и анализа пользователем.

Страница доступа к данным - диалоговая Web-страіпща, которая поддерживает динамическую связь с БД и позволяет просматривать, редактировать и вводить шшые в базу, работая в окне браузера Internet Explorer 4.0 или Internet Explorer 5.0.

Maкроc - есть последовательность макрокоманд для автоматизации выполнения операций в среде Access без программирования.

Модуль - это программа для работы с БД, написанная па языке Visual Basic for Applications 6.0 (VBA).

Объекты БД могут быть объединены б именованные группы объектов по функциональному или иному признаку.

Все объекты, за исключением страниц доступа к данным, можно хранить в одном файле - файле БД с расширением .mdb. Это упрощает их перенос с компьютера на компьютер, облегчает создание связанных объектов, проверку целостности данных. Страницы сохраняются как самостоятельные файлы с расширением .html отдельно от Д, с которой они связаны. Отчеты можно сохранять в файле с расширением .япр (формат снимка отчета) и распространять среди пользователей по электронной почте.

С целью защиты форм, отчетов и модулей VBA БД может быть сохранена в файле приложения с расширением .mde. При этом БД сжимается, оптимизируется «пользование памяти и повышается быстродействие БД. Проект размещается б файле с расширением .adp на компьютере пользователя.

БД организована в виде следующих таблиц:

Таблица выдача

Основные атрибуты:код выдачи,дата выдачи,дата возврата,рейтинг, код читателя, код книги.

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 1. Таблица выдача

Таблица издательство

Основные атрибуты:код здательства,наименование издательства, город,телефон,e-mail , сайт издательства.

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 2. Таблица издательство

Таблица книги

Основные атрибуты:код книги, название книги, автор, год издания , число страниц, цена, код издателства.

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 3.Таблица книги

Таблица читатель

Основные атрибуты:код читателя, фамилия, имя, домашний адрес, номер паспорта, телефон.

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 4. Таблица читатель

Запросы

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 5. Запрос на груповые операции

SELECT Издательство.[Наименование Издательства], Count(Книги.[Код Книги]) AS [Количество книг]

FROM Издательство INNER JOIN Книги ON Издательство.[Код Издательства] = Книги.[Код Издательства]

GROUP BY Издательство.[Наименование Издательства];

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 5. Запросс параметрический по должникам

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 6. Запрос параметрический по должникам

SELECT Читатель.Фамилия, Читатель.Телефон, Читатель.[Домашний Адрес], Выдача.[Дата Возврата]

FROM Читатель INNER JOIN Выдача ON Читатель.[Код читателя] = Выдача.[Код Читателя]

WHERE (((Выдача.[Дата Возврата])>[Введите дату]));

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 7. Запрос читатель книга на выборку

Запрос на обновление:

SELECT Читатель.Фамилия, Читатель.Телефон, Читатель.[Домашний Адрес], Выдача.[Дата Возврата]

FROM Читатель INNER JOIN Выдача ON Читатель.[Код читателя] = Выдача.[Код Читателя]

WHERE (((Выдача.[Дата Возврата])>[Введите дату]));

Запрос на добавление:

INSERT INTO Книги ( [Название книги], Автор, [Год издания], [Число страниц], Цена, [Код Издательства] )

SELECT [введите название книги] AS Выражение1, [Введите автора] AS Выражение2, [Введите год издания] AS Выражение3, [введите Число страниц] AS Выражение5, [цена] AS Выражение6, [код издательства] AS Выражение7;

Запрос на создание:

SELECT Издательство.[Наименование Издательства], Издательство.[E-mail], Книги.[Название книги], Книги.Автор, Издательство.Город, Книги.Цена INTO Книиги1Ранок

FROM Издательство INNER JOIN Книги ON Издательство.[Код Издательства] = Книги.[Код Издательства]

WHERE (((Издательство.[Наименование Издательства])="Ранок"));

На удаление:

DELETE Читатель.[Код читателя]

FROM Читатель

WHERE (((Читатель.[Код читателя])=[Введите код читателя]));

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 8. Запрос перекрестный, количество взятых книг

TRANSFORM Count(Выдача.[Код Выдачи]) AS [Count-Код Выдачи]

SELECT Книги.[Название книги]

FROM Книги INNER JOIN Выдача ON Книги.[Код Книги] = Выдача.[Код Книги]

GROUP BY Книги.[Название книги]

PIVOT Книги.Автор;

Отчеты

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 9. Отчет на выдачу книг

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 10. Отчет книги

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 11. Отчет читатель

Кафедра прикладной математики и информационных технологий - student2.ru

Рисунок 12. Отчет читатель

Выводы

Организация данных является ключевым моментом при работе с большими объемами информации. Чрезвычайно важно упорядочить информацию таким образом, чтобы легко и быстро находить нужные сведения. В Microsoft Access подлежащая хранению информация называется данными, а место ее хранения - базой данных.

Перед созданием базы данных необходимо ответить на следующие вопросы.

Каково назначение базы данных и кто будет ею пользоваться?

Какие таблицы (данные) будет содержать база данных?

Какие запросы и отчеты могут потребоваться пользователям этой базы данных?

Какие формы может потребоваться создать?

Отвечая на эти вопросы, можно разработать проект базы данных и создать полезную и удобную в использовании базу данных.

В результате работы мы получили базу данных "Библиотека", которая содержит запросы и отчеты:

- Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем;

- Сведения о читателях, у которых находится определенная книга;

- Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг;

- Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя.

Список литературы

Багриновский К.А. Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. – М.: ЭКО, 2007. – 250с.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/И.Г. Семакин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.

Каймин В.А. Информатика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007 – 179 с.

Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 248 с.

Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Информатика: учебник. – М.: Феникс, 2007. – 446 с.

Моторин С.В. Управление данными Лекции 1-2: Проектирование реляционной БД (Пример).

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Имени А.Н. Бекетова

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«Организация баз данных и знаний»

На тему: “Создание проекта информационной системы”

Выполнил :

Студент 1 курса

факультета менеджмента

группы КН 2016-1-у

Матвеенко Юрий Викторович

Проверила:

Гавриленко Ирина Александровна

Харьков 2017

Содержание

Введение

2. Задание

3. Таблицы

4. ER-диаграмма

5. Схема данных

6. Обьекты базы данных

7. Запросы

8. Отчеты

9. Выводы

10. Список литературы

Введение

Можно с большой степенью достоверности утверждать, что большинство приложений, которые предназначены для выполнения хотя бы какой-нибудь полезной работы, тем или иным образом используют структурированную информацию или, другими словами, упорядоченные данные. Такими данными могут быть, например, списки заказов на тот или иной товар, списки предъявленных и оплаченных счетов или список телефонных номеров ваших знакомых. Обычное расписание движения автобусов в вашем городе - это тоже пример упорядоченных данных.

При компьютерной обработке информации упорядоченные каким либо образом данные принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.

Таким образом, дать простое определение базы данных можно следующим образом. База данных - это набор информации, организованной тем, или иным способом. Пожалуй, одним из самых банальных примеров баз данных может быть записная книжка с телефонами ваших знакомых. Наверное, у вас есть сейчас или когда-либо была эта полезная вещь. Этот список фамилий владельцев телефонов и их телефонных номеров, представленный в вашей записной книжке в алфавитном порядке, представляет собой, вообще говоря, проиндексированную базу данных. Использование индекса - в данном случае фамилии (или имени) позволяет вам достаточно быстро отыскать требуемый номер телефона.

Задание к курсовой работе:

Наши рекомендации