Кафедра прикладной математики и информационных технологий
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Имени А.Н. Бекетова
Кафедра прикладной математики и информационных технологий
Пояснительная записка
к курсовой работе
по дисциплине
«Организация баз данных и знаний»
На тему: “Создание проекта информационной системы”
Выполнил :
Студент 1 курса
факультета менеджмента
группы КН 2016-1-у
Матвеенко Юрий Викторович
Проверила:
Гавриленко Ирина Александровна
Харьков 2017
Содержание
Введение
2. Задание
3. Таблицы
4. ER-диаграмма
5. Схема данных
6. Обьекты базы данных
7. Запросы
8. Отчеты
9. Выводы
10. Список литературы
Введение
Можно с большой степенью достоверности утверждать, что большинство приложений, которые предназначены для выполнения хотя бы какой-нибудь полезной работы, тем или иным образом используют структурированную информацию или, другими словами, упорядоченные данные. Такими данными могут быть, например, списки заказов на тот или иной товар, списки предъявленных и оплаченных счетов или список телефонных номеров ваших знакомых. Обычное расписание движения автобусов в вашем городе - это тоже пример упорядоченных данных.
При компьютерной обработке информации упорядоченные каким либо образом данные принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.
Таким образом, дать простое определение базы данных можно следующим образом. База данных - это набор информации, организованной тем, или иным способом. Пожалуй, одним из самых банальных примеров баз данных может быть записная книжка с телефонами ваших знакомых. Наверное, у вас есть сейчас или когда-либо была эта полезная вещь. Этот список фамилий владельцев телефонов и их телефонных номеров, представленный в вашей записной книжке в алфавитном порядке, представляет собой, вообще говоря, проиндексированную базу данных. Использование индекса - в данном случае фамилии (или имени) позволяет вам достаточно быстро отыскать требуемый номер телефона.
Задание к курсовой работе:
Выбрать предметную область для создания проекта информационной системы.
Проработать ресурс ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БД. Составить подробный конспект главы
3. Поместить туда все определения: сущность, ассоциация, ключ и т.п. Законспектировать главу 3 указанного ресурса. Понятия для осознания: отношения, операции с отношениями, атрибут, кортеж, домен, степень отношения. Понимание: принципов строения БД (раздел 3.2). Законспектировать главу 4 указанного ресурса. Обратить внимание на следующе аспекты:
Нормализация и ее цели
Универсальное отношение
Необходимость разбиения универсального отношения (п. 4.3)
Нормальные формы
Процедура нормализации (п. 4.6)
6 язык инфологического моделирования "Таблицы - связи" (п. 4.7) Примечание: конспект должен содержать примеры из созданной информационной системы (пункт 1). 3. Построить инфологическую модель предметной области по Вашему варианту (п.1).
Для этого:
Выделить стержневые сущности и их атрибуты (описательно).
Построить связи (ассоциации, характеристики) и их атрибуты (описательно).
Определить первичные и внешние ключи (описательно).
Записать модель на языке ER-диаграмм. Конспект (п.2) и построение (п.3) выполнить в файле Word и поместить в отчет.
5. Создать запросы к БД в форме SQL, которые бы раскрывали сущность информационной системы и отвечали на большинство вопросов пользователя Вашей информационной системы. Тексты запросов и результат их работы поместить в отчет.
6. Подготовить и распечатать файл отчета.
Классификация сущностей
Стержневая сущность (стержень) – это независимая сущность.
Ассоциативная сущность (ассоциация) – это связь вида "многие-ко-многим" ("-ко-многим" и т.д.) между двумя или более сущностями или экземплярами сущности.
Характеристическая сущность (характеристика) – это связь вида "многие-к-одной" или "одна-к-одной" между двумя сущностями (частный случай ассоциации). Единственная цель состоит в описании или уточнении некоторой другой сущности. Необходимость в них возникает в связи с тем, что сущности реального мира имеют иногда многозначные свойства.
Обьекты Базы данных
СУБД Access ориентирована на работу с объектами БД, к которым относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули.
Таблица - это основная структура, предназначенная для хранения информации в БД. По терминологии СУБД сс строки — это записи, а столбцы - поля БД. Записи дснтифицирутотся по некоторой уникальной характеристике, включающей одно или несколько полей и называемой ключом.
Запрос - это требование на: отбор данных, хранящихся в таблицах; выполнение вычислений над данными; изменения в БД.
Форма - созданный на экране шаблон, используемый, главным образом, для ввода, просмотра и редактирования записей БД.
Отчет - отображение иа принтере или на экране информации из БД d бидє, удобном для ее восприятия и анализа пользователем.
Страница доступа к данным - диалоговая Web-страіпща, которая поддерживает динамическую связь с БД и позволяет просматривать, редактировать и вводить шшые в базу, работая в окне браузера Internet Explorer 4.0 или Internet Explorer 5.0.
Maкроc - есть последовательность макрокоманд для автоматизации выполнения операций в среде Access без программирования.
Модуль - это программа для работы с БД, написанная па языке Visual Basic for Applications 6.0 (VBA).
Объекты БД могут быть объединены б именованные группы объектов по функциональному или иному признаку.
Все объекты, за исключением страниц доступа к данным, можно хранить в одном файле - файле БД с расширением .mdb. Это упрощает их перенос с компьютера на компьютер, облегчает создание связанных объектов, проверку целостности данных. Страницы сохраняются как самостоятельные файлы с расширением .html отдельно от Д, с которой они связаны. Отчеты можно сохранять в файле с расширением .япр (формат снимка отчета) и распространять среди пользователей по электронной почте.
С целью защиты форм, отчетов и модулей VBA БД может быть сохранена в файле приложения с расширением .mde. При этом БД сжимается, оптимизируется «пользование памяти и повышается быстродействие БД. Проект размещается б файле с расширением .adp на компьютере пользователя.
БД организована в виде следующих таблиц:
Таблица выдача
Основные атрибуты:код выдачи,дата выдачи,дата возврата,рейтинг, код читателя, код книги.
Рисунок 1. Таблица выдача
Таблица издательство
Основные атрибуты:код здательства,наименование издательства, город,телефон,e-mail , сайт издательства.
Рисунок 2. Таблица издательство
Таблица книги
Основные атрибуты:код книги, название книги, автор, год издания , число страниц, цена, код издателства.
Рисунок 3.Таблица книги
Таблица читатель
Основные атрибуты:код читателя, фамилия, имя, домашний адрес, номер паспорта, телефон.
Рисунок 4. Таблица читатель
Запросы
Рисунок 5. Запрос на груповые операции
SELECT Издательство.[Наименование Издательства], Count(Книги.[Код Книги]) AS [Количество книг]
FROM Издательство INNER JOIN Книги ON Издательство.[Код Издательства] = Книги.[Код Издательства]
GROUP BY Издательство.[Наименование Издательства];
Рисунок 5. Запросс параметрический по должникам
Рисунок 6. Запрос параметрический по должникам
SELECT Читатель.Фамилия, Читатель.Телефон, Читатель.[Домашний Адрес], Выдача.[Дата Возврата]
FROM Читатель INNER JOIN Выдача ON Читатель.[Код читателя] = Выдача.[Код Читателя]
WHERE (((Выдача.[Дата Возврата])>[Введите дату]));
Рисунок 7. Запрос читатель книга на выборку
Запрос на обновление:
SELECT Читатель.Фамилия, Читатель.Телефон, Читатель.[Домашний Адрес], Выдача.[Дата Возврата]
FROM Читатель INNER JOIN Выдача ON Читатель.[Код читателя] = Выдача.[Код Читателя]
WHERE (((Выдача.[Дата Возврата])>[Введите дату]));
Запрос на добавление:
INSERT INTO Книги ( [Название книги], Автор, [Год издания], [Число страниц], Цена, [Код Издательства] )
SELECT [введите название книги] AS Выражение1, [Введите автора] AS Выражение2, [Введите год издания] AS Выражение3, [введите Число страниц] AS Выражение5, [цена] AS Выражение6, [код издательства] AS Выражение7;
Запрос на создание:
SELECT Издательство.[Наименование Издательства], Издательство.[E-mail], Книги.[Название книги], Книги.Автор, Издательство.Город, Книги.Цена INTO Книиги1Ранок
FROM Издательство INNER JOIN Книги ON Издательство.[Код Издательства] = Книги.[Код Издательства]
WHERE (((Издательство.[Наименование Издательства])="Ранок"));
На удаление:
DELETE Читатель.[Код читателя]
FROM Читатель
WHERE (((Читатель.[Код читателя])=[Введите код читателя]));
Рисунок 8. Запрос перекрестный, количество взятых книг
TRANSFORM Count(Выдача.[Код Выдачи]) AS [Count-Код Выдачи]
SELECT Книги.[Название книги]
FROM Книги INNER JOIN Выдача ON Книги.[Код Книги] = Выдача.[Код Книги]
GROUP BY Книги.[Название книги]
PIVOT Книги.Автор;
Отчеты
Рисунок 9. Отчет на выдачу книг
Рисунок 10. Отчет книги
Рисунок 11. Отчет читатель
Рисунок 12. Отчет читатель
Выводы
Организация данных является ключевым моментом при работе с большими объемами информации. Чрезвычайно важно упорядочить информацию таким образом, чтобы легко и быстро находить нужные сведения. В Microsoft Access подлежащая хранению информация называется данными, а место ее хранения - базой данных.
Перед созданием базы данных необходимо ответить на следующие вопросы.
Каково назначение базы данных и кто будет ею пользоваться?
Какие таблицы (данные) будет содержать база данных?
Какие запросы и отчеты могут потребоваться пользователям этой базы данных?
Какие формы может потребоваться создать?
Отвечая на эти вопросы, можно разработать проект базы данных и создать полезную и удобную в использовании базу данных.
В результате работы мы получили базу данных "Библиотека", которая содержит запросы и отчеты:
- Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем;
- Сведения о читателях, у которых находится определенная книга;
- Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг;
- Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя.
Список литературы
Багриновский К.А. Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. – М.: ЭКО, 2007. – 250с.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/И.Г. Семакин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.
Каймин В.А. Информатика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007 – 179 с.
Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 248 с.
Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Информатика: учебник. – М.: Феникс, 2007. – 446 с.
Моторин С.В. Управление данными Лекции 1-2: Проектирование реляционной БД (Пример).
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Имени А.Н. Бекетова
Кафедра прикладной математики и информационных технологий
Пояснительная записка
к курсовой работе
по дисциплине
«Организация баз данных и знаний»
На тему: “Создание проекта информационной системы”
Выполнил :
Студент 1 курса
факультета менеджмента
группы КН 2016-1-у
Матвеенко Юрий Викторович
Проверила:
Гавриленко Ирина Александровна
Харьков 2017
Содержание
Введение
2. Задание
3. Таблицы
4. ER-диаграмма
5. Схема данных
6. Обьекты базы данных
7. Запросы
8. Отчеты
9. Выводы
10. Список литературы
Введение
Можно с большой степенью достоверности утверждать, что большинство приложений, которые предназначены для выполнения хотя бы какой-нибудь полезной работы, тем или иным образом используют структурированную информацию или, другими словами, упорядоченные данные. Такими данными могут быть, например, списки заказов на тот или иной товар, списки предъявленных и оплаченных счетов или список телефонных номеров ваших знакомых. Обычное расписание движения автобусов в вашем городе - это тоже пример упорядоченных данных.
При компьютерной обработке информации упорядоченные каким либо образом данные принято хранить в базах данных - особых файлах, использование которых вместе со специальными программными средствами позволяет пользователю как просматривать необходимую информацию, так и, по мере необходимости, манипулировать ею, например, добавлять, изменять, копировать, удалять, сортировать и т.д.
Таким образом, дать простое определение базы данных можно следующим образом. База данных - это набор информации, организованной тем, или иным способом. Пожалуй, одним из самых банальных примеров баз данных может быть записная книжка с телефонами ваших знакомых. Наверное, у вас есть сейчас или когда-либо была эта полезная вещь. Этот список фамилий владельцев телефонов и их телефонных номеров, представленный в вашей записной книжке в алфавитном порядке, представляет собой, вообще говоря, проиндексированную базу данных. Использование индекса - в данном случае фамилии (или имени) позволяет вам достаточно быстро отыскать требуемый номер телефона.
Задание к курсовой работе: