Экзамены и зачеты по информатике
Изучение информатики должно заканчиватьсяэкзаменами, на которых проверяется знание основ информатики и умения решать задачи на персональных ЭВМ. Зачеты по информатике могут проводиться по завершении каждого из разделов курса информатики либо в конце курса по совокупности практических заданий.
Зачеты и экзамены по информатике могут и должны проводиться с помощью и использованием персональных ЭВМ. При дистанционном образовании персональные компьютеры являются основным средством обучения и поэтому экзамены по информатике должны проводиться только с помощью ЭВМ.
На зачетах должны проверяться уровень изучения курса информатики и выполнение компьютерных заданий.Проверка знанийи анализ выполнения заданий по информатике могут и должны проверяться на ЭВМ. В качестве средств контроля могут и должны использоваться бумажные копии результатов тестирования и выполнения заданий на ЭВМ.
Экзамены в вузах и колледжах, обучающих по программе бакалавриата, служат для проверки знаний студентов в соответствии сгосударственными стандартами высшего профессионального образования [I], утвержденными правительством Российской Федерации в 1994 г.
В соответствии с государственными стандартами образования все студенты должны освоить технику работы на персональных компьютерах, а также методы и средства накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. Практические вопросы подтверждаются выполнением соответствующих заданий на ЭВМ, а теоретические вопросы -тестированием знаний с использованием компьютеров.
Для студентов гуманитарного и юридического профиля дополнительно требуются знания принципов представления знаний в ЭВМ и принципов работы систем искусственного интеллекта. Для студентов инженерного и экономического профиля дополнительно требуются знания основ программирования и решения задач обработки данных на ЭВМ.
На зачетах в соответствии с требованиями государственных стандартов должны быть проверены минимальные умения работы на персональных ЭВМ, отвечающих минимальному уровню компьютерной грамотности и выражающихся в выполнениии следующих учебных заданий:
1) оформление на ЭВМ стихотворения или юмористического рассказа, подготовленных с помощью редактора текстов;
2) оформление на ЭВМ рекламы или забавного рисунка, созданных с помощью графического редактора;
3) проведение поиска информации в сети Интернет по своим личным и профессиональным вопросам и проблемам.
Базовый уровень знаний основ информатики и владения средствами ЭВМ проверяется на зачетах или экзаменах по результатам самостоятельного выполнения на ЭВМ следующих учебных заданий:
1) организация на ЭВМ базы данных о товарах, услугах или фирмах со своими сведениями в некоторой системе управления базами данных;
2) организация на ЭВМ базы знаний о своих знакомых, друзьях или круге предметов с самостоятельно подобранными правилами вывода.
3) организация на ЭВМ калькуляций и расчетов закупок товаров или сметы затрат с помощью электронных таблиц.
Для студентовинженерныхиэкономических специализаций и направлений бакалавриата дополнительно должны быть проверены знания основ алгоритмизации и программирования, а также умения решать профессиональные задачи с помощью персональных ЭВМ.
Для проверки этого уровня изучения основ алгоритмизации и программирования на зачетах и экзаменах могут быть проверены результаты выполнения следующих учебных задании:
1) организация на ЭВМ диалоговой процедуры или программы с использованием диалоговой системы программирования;
2) организация на ЭВМ обработки данных на основе самостоятельно составленных алгоритмов и программ;
3) самостоятельное составление алгоритмов и программ решения задач вплоть до отладки и получения результатов на ЭВМ.
Высшим уровнем изучения основ информатики является овладение технологией решения профессиональных задач с помощью ЭВМ. Это уровень изучения курса информатики проверяется по результатам выполнения следующих учебных заданий:
1) самостоятельнаяпостановка задач и разработка соответствующих алгоритмов и программ их решения на ЭВМ:
2) подборметодов решения некоторого класса профессиональных задач и его реализации в виде диалоговых программ на ЭВМ;
3) обоснование правильности результатов решения задач, полученных на ЭВМ с помощью самостоятельно созданных алгоритмов и программ.
Экзамены по информатике могут проходить вустной, письменнойиликомпьютерной форме. Устные и письменные экзамены и зачеты применяются при очной форме обучения. При дистанционном обучении и дистанционном приеме в вузы экзамены и зачеты проводятся с помощью персональных компьютеров и средств телекоммуникаций.
При традиционной форме устного и письменного экзамена учащимся предлагаютсябилеты с вопросами и задачами. Ответы на вопросы экзаменующиеся излагают устно или письменно соответственно форме экзамена. Решения экзаменационных и зачетных задач, как правило, излагаются письменно. Примеры вопросов и задач по информатике приведены в предыдущих главах по всему курсу информатики в соответствии с принятыми государственными стандартами образования.
Прикомпьютерной форме сдачи экзаменов изложение ответов на вопросы и выполнение заданий проводится на компьютере. Письменные ответы оформляются в виде текстовых файлов, а учебные задания - в виде файлов соответствующих инструментальных программных средств - электронных таблиц, баз данных, систем программирования и т. п.
Дляпроверки знаний на зачетах и экзаменах могут применяться тесты. Тестирование знаний является основным средством при дистанционной форме приема зачетов и экзаменов. Тесты могут использоваться в качестве средства проверки знаний и на очных зачетах и экзаменах.
Тесты как средство проверки знаний могут предлагаться в бумажной или компьютерной форме. Прибумажном тестировании для заполнения тестов используются специальные бланки. Проверка результатов проводится после заполнения бланков. Ответы анализируются преподавателями для выведения окончательных оценок.
Прикомпьютерном тестировании предварительная оценка ответов проводится сразу после ввода их в ЭВМ, а преподаватели выставляют окончательную оценку по протоколам тестирования. Данная форма наиболее удобна для учащихся и существенно упрощает работу преподавателям.
Прибезмашинной форме зачетов и экзаменов тесты должны служить главным основанием для оценки знаний учащихся. Окончательная оценка определяется исходя из результатов тестирования знаний и результатов выполнения учебных заданий на ЭВМ.
Ответы на экзаменах или зачетах должны признаватьсяправильными, если они построены на материалах из учебников или учебных пособий, официально рекомендованных Министерством образования. На экзаменах недопустимы вопросы, выходящие за рамки действующих программ и учебников, утвержденных официальными органами.
Прикомпьютерной сдаче экзаменов и зачетов учащиеся демонстрируют на компьютере свои работы и произведения. Выполненные работы оцениваются по результатам проверки на ЭВМ предложенных проектов (баз данных, калькуляций, алгоритмов, программ, гипертекстов и т. д.) путем внесения в них несложных изменений.
Проверка баз данных и баз знаний проводится на компьютере поиском информации на запросы и внесением изменений в созданные базы данных и базы знаний. Проверка калькуляций аналогична - получение результатов расчетов и изменение исходных данных в электронных таблицах.
Длярешения задач, предполагающих составление алгоритмов и программ, может использоваться любой язык и способ описания, изучавшийся в школе или вузе. Описание алгоритмов может проводиться на псевдокоде, в форме блок-схем или на алгоритмическом языке, изложенном в школьных учебниках по информатике.
Для записипрограмм, могут применяться любые языки программирования - Бейсик, Паскаль, Си, Фортран и т.д. Однако необходимо помнить, что в вузах для обучения и принятия экзаменов используются обычно персональные компьютеры IBM PC с операционной системой MS DOS или Windows.
Программы проверяются на ЭВМ с помощью тестов, предлагаемых преподавателями. Представленные программы оцениваются на «отлично», если они дают правильные результаты на всех контрольных тестах. В противном случае оценка зависит от количества и серьезности обнаруженных ошибок.
При безмашинной проверке для оценки предложенных программ используютсяспецификации - сценарии диалога, постановки задач и описания выбранных методов решения. Отсутствие этих спецификаций может привести к расхождению в оценках правильности представленных алгоритмов и программ между их авторами и экзаменаторами.
Исчерпывающим обоснованием правильности алгоритмов и программ служат соответствующиедоказательства. Предоставление таких доказательств может сделать излишним проверку программ на ЭВМ и их можно принимать в качестве оснований для отличных оценок за выполненные проекты.
На экзаменах недопустимы задачи, содержание или методы решения которых выходит за рамкидействующей программы курса информатики. Недопустимо также требовать на экзаменах знание вопросов, отсутствующих в действующих учебниках по информатике.
Во многих вузахэкзамены по информатике проводятся и для поступающих. В 1999 г. приказом № 640 министра образования Российской Федерации всем вузам разрешено вводить вступительные экзамены по информатике в качестве альтернативных вступительных испытаний на профильные специальности и факультеты.
Для вступительных экзаменов по информатике по заказу Госкомвуза России в 1994 г. была создана типовая программа [З]. Она основана на учебных программах, утвержденных Министерством образования, и школьных учебниках информатики, имеющихся в средних учебных заведениях.
В 1999 г. более 40 вузов Российской Федерации принималивступительные экзамены по информатике: вузы - Москвы, Петербурга, Владивостока, Владимира, Воронежа, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Самары, Саратова, Томска, Тулы, Череповца. Полный список вузов, принимающих вступительные экзамены по информатике, можно найти в сети Интернет с помощью запроса «экзамен информатика» в поисковой системе Апорт.
В средних школахвыпускные экзамены по информатике, как правило, проводятся по выбору учащихся в зависимости от их дальнейших планов. Программы курса информатики с выпускными экзаменами были созданы и рекомендованы Министерством образования для средних школ в 1988, 1992 и 1998 гг. [4, 5].