Раздел 1. Основы информационной культуры.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Информатика»
для студентов 2 курса
Содержание:
Введение. 4
Раздел 1. Основы информационной культуры. 5
Тема 1.1. Технические средства информационного обеспечения. 5
Тема 1.2. Аппаратные и программные средства компьютера. 11
Тема 1.3. Основы компьютерной безопасности. 19
Раздел 2. Программное обеспечение профессиональной деятельности. Прикладные программные средства. 29
Тема 2.1. Текстовый процессор Microsoft Word. 29
Тема 2.2. Электронные таблицы Microsoft Excel 36
Тема 2.3. Системы управления базами данных. 40
Тема 2.4. Графические редакторы. 47
Раздел 3. Электронные коммуникации. 82
Тема 3.1. Обзор средств электронных коммуникаций. Компьютерные сети. Интернет. 82
Заключение. 91
Вопросы для зачета: 92
Введение
Предмет “Информатика” – это учебная дисциплина, изучающая технологии создания, хранения, воспроизведения и обработки данных (информации) средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
Изучение дисциплины “Информатика” имеет следующие цели:
- формирование общих представлений о возможностях использования средств вычислительной техники;
- ознакомление с основами современных информационных технологий (сбора, обработки, хранения и передачи информации) и тенденциями их развития;
- обучение применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности и проведению анализа полученных результатов,
- развитие навыков алгоритмического мышления;
- овладение приемами работы с современными типовыми пакетами прикладных программ (MS Excel, MS Word и MS Access), обеспечивающих широкие возможности обработки информации.
Раздел 1. Основы информационной культуры.
Тема 1.1. Технические средства информационного обеспечения.
Информатизация общества.
Информатизация- это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.
Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:
- Наличие компьютеров;
- Уровень развития компьютерных сетей;
- Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.
Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио – и видео- средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер ЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства – магнитные диски – будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.
Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами будут использоваться новые каналы связи:
- Инфракрасные каналы в пределах прямой видимости.
- Телевизионные каналы.
Беспроводная технология высокоскоростной цифровой связи на частоте 10 Мгц.
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.
Таким образом, человек обладает информационной культурой, если:
- имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;
- умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
- умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;
- умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
- умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
- умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;
- умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;
- знает и не нарушает законы об авторских правах на компьютерные программы;
- соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.
Вопросы для самоконтроля
- Какова связь между аппаратным и программным обеспечением?
- Назовите четыре основных уровня программного обеспечения. Каков порядок их взаимодействия?
- В чём преимущества и недостатки выполнения работ на компьютере аппаратными и программными средствами?
- Какие категории программного обеспечения необходимы для автономного использования компьютера и для работы в компьютерной сети?
- Какие основные категории программного обеспечения относятся к классу графических редакторов? В чём состоит принципиальная разница между этими категориями?
- Что общего и в чём различие между понятиями программное обеспечение, информационное обеспечение, средств вычислительной техники?
Вопросы для самоконтроля
- Что такое операционная система? Каково её предназначение?
- Какие основные функции выполняет операционная система?
- Какие режимы работы с компьютером способны обеспечивать операционные системы и в чём их сущность?
- Какие операционные системы различают в зависимости от реализации интерфейса пользователя и что они могут реализовывать?
- Как организуется хранение файлов на дисках компьютера?
- Какие функции выполняет операционная система по обслуживанию файловой структуры?
- Как формируются короткое и длинное имя файла?
Вопросы для самоконтроля
- Базовая система показателей качества информации.
- Особенности информации, хранящейся, обрабатываемой и передаваемой в компьютерных системах.
- Степени секретности государственной тайны.
- Категории секретности коммерческой тайны.
- Классы угроз безопасности информации.
- Классы вредительских программ.
- Основные правовые документы, регулирующие вопросы защиты информации в компьютерных системах
Создание документа
В текстовом процессоре Word принято использовать два метода создания нового документа: на основе готового шаблона или на основе существующего документа. Второй метод проще, но первый методически более корректен.
Создание документа на основе готового шаблона выполняется следующими действиями:
1. Применительно к текстовому процессору Word 2000:
- открыть меню Файл и выполнить команду Создать. В появившемся диалоговом окне Создание файла включить переключатель Создать документ и выбрать шаблон Обычный на вкладке Общие или другой нужный шаблон. Созданный документ приобретает по умолчанию имя Документ 1.
- открыть меню Файл и выполнить команду Сохранить как...;
- в диалоговом окне Сохранение документа выбрать папку, в которой будет храниться новый документ, или создать новую папку, используя кнопку Создание новой папки;
- в диалоговом окне Сохранение документа в окне Имя файла удалить имя Документ 1 и ввести новое нужное имя, а затем щёлкнуть мышкой по кнопке Сохранить.
2. Применительно к текстовому процессору Word 2003:
- открыть меню Файл и выполнить команду Создать. В появившемся окне Создание документа (в правой части рабочего окна) в разделе Шаблоны выбрать и выполнить команду На моём компьютере. В появившемся диалоговом окне Шаблоны на вкладке Общие выбрать шаблон Новый документ или другой нужный шаблон. Созданный документ приобретает по умолчанию имя Документ 1.;
- открыть меню Файл и выполнить команду Сохранить как...;
- в диалоговом окне Сохранение документа выбрать папку, в которой будет храниться новый документ, или создать новую папку, используя кнопку Создание новой папки;
- в диалоговом окне Сохранение документа в окне Имя файла удалить имя Документ 1 и ввести новое нужное имя, а затем щёлкнуть мышкой по кнопке Сохранить.
3. Простой способ создания документа для обеих версий текстового процессора Word:
- щёлкнуть мышкой по кнопке Создать стандартной панели инструментов (самая левая кнопка);
- открыть меню Файл и выполнить команду Сохранить как...;
- в диалоговом окне Сохранение документа выбрать папку, в которой будет храниться новый документ, или создать новую папку, используя кнопку Создание новой папки;
- в диалоговом окне Сохранение документа в окне Имя файла удалить имя Документ 1 и ввести новое нужное имя, а затем щёлкнуть мышкой по кнопке Сохранить.
Ввод текста
Технология ввода текста и переключения языковых регистров клавиатуры, применение регистровых клавиш и буфера обмена не требуют особых пояснений. Поэтому в данном разделе рассматриваются специальные средства при работе с текстом.
Форматирование текста
Форматирование текста осуществляется средствами меню Формат или панели инструментов Форматирование.
Панель инструментов Форматирование включает следующие средства:
- Стиль (меню выбора стиля документа);
- Шрифт (меню выбора гарнитуры шрифта);
- Выбрать размер шрифта (меню размеров шрифта);
- кнопки для установки начертания текста (Полужирный, Курсив, Подчёркнутый);
- кнопки для выравнивания текста (По левому краю, По центру, По правому краю, По ширине);
- Междустрочный интервал (меню междустрочных интервалов);
- кнопки (Нумерованный список по умолчанию, Маркированный список по умолчанию);
- кнопки (Уменьшить отступ, Увеличить отступ);
- Внешние границы (панель для выбора границ рамок);
- Выделение цветом (палитра для выбора цвета фона);
- Цвет шрифта (палитра для выбора цвета шрифта).
Перечисленные выше средства применяются для текущего форматирования в процессе ввода текста.
Меню Формат предназначается преимущественно для предварительных настроек средств форматирования. Основные настройки форматирования.
- Настройка шрифта выполняется в диалоговом окне Шрифт (открыть меню Формат и в раскрывшемся меню щёлкнуть мышкой по строке Шрифт). Это окно имеет три вкладки: Шрифт, Интервал, Анимация. На вкладке Шрифт выбирается гарнитура шрифта, его размер, начертание, цвет символов, подчёркивание и видоизменение символов. На вкладке Интервал выбирается масштаб символов; обычный, разреженный или уплотнённый интервал между символами; смещение символов и кернинг для знаков. Вкладка Анимация применяется только при подготовке электронных документов и не применяется для текстовых документов.
- Настройка параметров абзаца и выравнивания текста выполняется в диалоговом окне Абзац (открыть меню Формат и в раскрывшемся меню щёлкнуть мышкой по строке Абзац). Это окно имеет две вкладки: Отступы и интервалы, Положение на странице. На вкладке Отступы и интервалы выбираются: выравнивание текста (По левому краю, По центру, По правому краю, По ширине), уровень текста, отступ (величина отступа от левого края, величина отступа от правого края, величина отступа первой (красной) строки абзаца), величина интервала перед абзацем и после него.
- Настройка нумерованных и маркированных списков (в том числе многоуровневых) выполняется в диалоговом окне Список (открыть меню Формат и в раскрывшемся меню щёлкнуть мышкой по строке Список). Это окно имеет четыре вкладки: Маркированный список, Нумерованный список, Многоуровневый список, Список стилей. В качестве элементов управления этих списков представлены их образцы. Для выбора нужного достаточно щёлкнуть мышкой на выбранном образце. Вход в список может осуществляться автоматически или по команде. Чтобы автоматически создать маркированный список, достаточно начать запись строки с символа *. После завершения строки и нажатия клавиши Enter символ * автоматически преобразуется в маркер, а на следующей строке маркер будет установлен автоматически. Для автоматического создания нумерованного списка достаточно начать строку с цифры, после которой вводится точка и пробел. Этот метод позволяет начать нумерацию с любого пункта (не обязательно с единицы). Для создания списка по команде используются соответствующие кнопки панели Форматирование.
Рабочее окно MS Excel
Основными элементами рабочего окна являются:
- строка заголовка (в ней указывается имя программы) с кнопками управления окном программы и окном документа (Свернуть, Свернуть в окно или развернуть во весь экран, Закрыть);
- строка основного меню (каждый пункт меню объединяет набор команд, объединяющих общую функциональную направленность) плюс окно для запроса справки и кнопка Закрыть окно;
- панели инструментов (Стандартная и Форматирование);
- поле Имя, вставка функции (fx) и Строка формул. Строка формул предназначена для ввода и редактирования значений или формул в ячейках. В поле Имя отображается адрес текущей ячейки;
- рабочая область (активный рабочий лист);
- полоса прокрутки;
- строка перебора рабочих листов;
- строка состояния.
Способы адресации ячеек
В MS Excelимеются три способа адресации ячеек: относительная, как показано выше (A7), абсолютная и смешанная. Признаком абсолютной адресации является знак $.
Если знак $ предшествует имени столбца и номеру строки $C$12, $A$2:$d $24, то будет абсолютный адрес ячейки или диапазона ячеек. Абсолютная адресация применяется в случаях, когда в формулах необходимо осуществлять ссылку на одну и ту же ячейку (один и тот же диапазон ячеек).
Если знак $ предшествует имени столбца $B7, то будет абсолютный адрес столбца. Если знак $ предшествует номеру строки D$23, то будет абсолютный адреса строки. Это примеры смешанной адресации.
Для изменения способа адресации, при редактировании формулы, нужно выделить ссылку на ячейку и нажать клавишу F4. При одном нажатие будет абсолютный адрес ячейки. При двух нажатиях будет абсолютный адрес строки. При трёх нажатиях будет абсолютный адрес столбца. При четырёх нажатиях будет относительный адрес ячейки.
Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из следующих типов: число, дата, текст или формула, а также оставаться пустой.
Функции рабочего листа
Для ускорения и облегчения вычислительной работы Excel предоставляет в распоряжение пользователя мощный аппарат функций рабочего листа, позволяющих осуществлять все возможные расчёты.
В целом Microsoft Excel содержит более 400 функций рабочего листа (встроенных функций). Все они в соответствии с предназначением делятся на 9 групп:
- финансовые функции;
- функции даты и времени;
- математические функции;
- статистические функции;
- функции ссылки и массивы;
- функции работы с базой данных;
- текстовые функции;
- логические функции;
- функции проверки свойств и значений.
Запись любой функции в ячейку рабочего листа обязательно начинается с символа равно (=). Если функция используется в составе какой-либо сложной функции или в формуле, то символ равно (=) пишется перед этой функцией (формулой). Обращение к любой функции производится указанием её имени и следующего за ним в круглых скобках аргумента (параметра) или списка параметров. Наличие круглых скобок обязательно, именно они служат признаком того, что используемое имя является именем функции. Параметры списка разделяются точкой с запятой (;). Их количество не должно превышать 30, а длина формулы, содержащей сколько угодно обращений к функциям, не должно превышать 1024 символов. Все имена при записи (вводе) формулы рекомендуется набирать строчными буквами, тогда правильно введённые имена будут отображены прописными буквами.
MS Excel обладает обширной справочной системой, поэтому нет необходимости приводить полное описание функций.
Все функции или почти все могут быть применены двумя способами:
- запись функции непосредственно в ячейку рабочего листа. При этом значения аргументов (параметров) функции могут вводиться в виде конкретных чисел, если параметр имеет одно значение, или в виде адресов ячеек, в которых предварительно записаны значения этих параметров. Если параметр имеет несколько значений, то он записывается в виде диапазона ячеек;
- использование мастера функций (fx на строке формул). Для этого надо щёлкнуть мышкой по кнопке на строке формул. В появившемся диалоговом окне Мастер функций – шаг 1 из 2 выбрать нужную категорию функций в окне Категория:, а затем выбрать нужную функцию в окне Выберите функцию: и щёлкнуть мышкой по кнопке Ok. Дальше действовать согласно предписанию. Данный пункт изложен применительно к MS Excel 2003. Аналогичные действия применительно к MS Excel 2000 имеют следующую редакцию:
- использование готовой формы для вычисления функции. Для этого надо щёлкнуть мышкой по кнопке Изменить формулу на строке формул. На кнопке имеется символ <=>. Затем щёлкнуть мышкой по стрелке (маленький черный треугольник вершиной вниз) справа окна Имя. В результате этого действия раскроется список с именами 10 функций, использовавшихся ранее, и строка Другие функции…. Если нужная функция есть в списке, то надо встать на строку с именем этой функции и щёлкнуть мышкой. Если нужной функции нет в списке, то надо встать на строку Другие функции … и щёлкнуть мышкой. В появившейся форме Мастер функций – шаг 1 из 2 выбрать нужную категорию функций в окне Категория:, а затем выбрать нужную функцию в окне Функция: и щёлкнуть мышкой по кнопке Ok. Дальше действовать согласно предписанию.
Возможные ошибки при применении функций (формул):
- #ИМЯ? – неправильно введено имя функции или адреса ячейки;
- #ДЕЛ/0! – значение знаменателя в формуле равно нулю;
- #ЧИСЛО! – значение аргумента функции не соответствует допустимой величине, например, Ln(0), Ln(-2), ;
- #ЗНАЧ!– параметры функции введены неправильно, например, вместо диапазона ячеек введено их последовательное перечисление;
- #ССЫЛКА! – неверная ссылка на адрес ячейки (диапазон ячеек);
- ########## – ширина ячейки недостаточна для изображения полученного числа.
Вопросы для самоконтроля
- Какие основные возможности можно реализовать с помощь электронных таблиц MS Excel?
- Как загрузить программу MS Excel?
- Как создать свою рабочую книгу?
- Структура рабочего листа рабочей книги MS Excel?
- Как можно записать абсолютный и смешанный адрес ячейки рабочего листа MS Excel?
- Как можно осуществить выбор и форматирование данных требуемого типа в ячейке или интервале ячеек?
- Как можно записать и отредактировать формулу?
- Способы применения встроенных (стандартных) функций MS Excel?
Вопросы для самоконтроля
- Понятие базы данных.
- Понятие системы управления базами данных.
- Что такое поле базовой таблицы?
- Что такое запись базовой таблицы?
- Что содержит база данных, если в ней нет ни одной записи?
- Основные типы данных в среде Microsoft Access.
- Основные типы объектов в среде Microsoft Access.
- Основные свойства полей таблицы данных.
- Технология создания базовых таблиц.
- Технология создания запросов “с параметром”.
Растровая графика
Первый вид компьютерной графики, с которым мы познакомимся, будет растровая графика. Растровое изображение - это своего рода мозаика. Только вместо кусочков пластмассы тут пикселы.
Пиксел (pixel) - элементарная единица изображения в растровой графике, обычно имеющая квадратную форму. Размеры пиксела зависят от разрешения изображения.
Учитывая эту специфику построения, растровая графика имеет следующие особенности:
- растровое изображение всегда прямоугольной формы;
- растровое изображение не столь гибко, как векторное, к изменению размера (масштабирование может заметно ухудшить качество);
- растровый документ не может содержать объекты в разных цветовых режимах.
Разрешение (resolution) - количество точек на единицу длины (дюйм, сантиметр). Один из основных параметров изображения. Чем он выше, тем качественнее изображение, но больше его файл. За норму принимается 72 пиксела на дюйм (так называемое экранное разрешение), но для получения качественного результата в полиграфии необходимо значительно больше. Рост разрешения положительно сказывается на четкости изображения, его реалистичности. Однако стоит учитывать, что это должно быть настоящее разрешение фотографии, а не интерполированная копия.
Рост качества за счет увеличения разрешения имеет обратную сторону медали - пропорциональное увеличение размеров файла. Разрешение измеряется в пикселах на дюйм (стандарт) или сантиметр (встречается редко).
Таблица 1.
Векторная графика
Векторное представление изображения кардинально отличается от растрового. Его принцип состоит в том, что описываются только основные точки изображения, а все промежуточные достраиваются между ними по определенным математическим законам. Например, если необходимо нарисовать отрезок прямой, мы можем указать только координаты концов отрезка, а также сделать пометку о том, что соединяющая их линия - прямая. Для описания окружности достаточно задать ее центр, указать радиус и сделать пометку «окружность». Аналогичным образом кодируются цвет объекта, толщина линий и др. В таком виде информация хранится в файле, а когда приходит время отобразить графический элемент - на мониторе, бумаге или другом носителе, выводное устройство само построит элементы изображения в соответствии с инструкциями.
Для описания векторного графического объекта существует множество способов. Самый удобный и распространенный из них - это так называемые кривые Безье. Придумал эту модель в 1968 году французский инженер-математик Пьер Безье для решения узкоспециальной задачи - простого описания криволинейных фигур для машин по обработке листового металла. Способ оказался настолько удачным, что очень скоро завоевал популярность далеко за пределами инженерной графики. Суть способа сводится к следующему. Любая геометрическая фигура разбивается на несколько относительно простых участков, которые называются сегментами. Каждый сегмент начинается и заканчивается особой якорной точкой. В файле описываются координаты якорных точек, а также первая и вторая производная выходящего из них сегмента. Якорные точки - это маленькие квадратики, из которых выходят вспомогательные прямые отрезки. Эти отрезки называются Control Handle (Направляющая линия). Каждая направляющая заканчивается черной точкой - маркером, ее длина и направление как раз и соответствуют первой и второй производной. Если вы пожелаете изменить форму сегмента, достаточно потянуть за маркер соответствующей направляющей. Растровая и векторная графика могут превращаться друг в друга. Процесс перевода векторной картинки в точечное изображение называется растрирование, обратный - векторизация или отрисовка.
Основные векторные форматы
Первым популярным форматом для представления векторной графики следует считать HPGL, разработанный компанией Неwlеtt-Расkаrd для семейства своих плоттеров. Плоттер (графопостроитель) - это устройство для нанесения изображения на бумагу. Его перо в каждый заданный момент может двигаться только по прямой. Поэтому объекты в HPGL разбивались на отрезки и в таком виде записывались в файл. Способ оказался весьма простым и эффективным, хотя и громоздким. Однако сегодня наибольшее распространение получили другие, более совершенные форматы представления векторной графики.
• Adobe PostScript. В настольных издательских системах (DeskTop Publishing - DTP) фактически является стандартом отрасли. Первоначально он был разработан как язык представления страницы для высококачественных выводных устройств (лазерных принтеров и фотонаборных автоматов), но сегодня широко применяется и в программах верстки, и в графических пакетах. Использует как векторный, так и растровый способы записи информации. Последняя версия языка (Level 3) позволяет работать с такими сложными эффектами, как прозрачность, Нi-Fi-печать, поддерживает 4096 градаций каждого цвета и т. д. Существует несколько «диалектов» PostScript, самый известный из которых - Encapsulated PostScript (EPS). Другой, бурно развивающийся сегодня вариант языка - Portable Document Format (PDF), формат пакета Adobe Acrobat. По сути, он представляет собой упрощенную и оптимизированную версию PostScript. Документ Adobe Illustrator также является РоstSсriрt-файлом.
• Drawing eXchange Format (DXF). Формат, предназначенный для использования в системах автоматизированного проектирования, прежде всего AutoCAD. В DXF реализованы многие возможности, отсутствующие в большинстве других форматов, например, хранение трехмерных объектов.
• Windows MetaFile (WMF). Изначально был создан для обмена данными между Windоws-приложениями. Вполне пригоден для использования в программах офисного уровня, но слишком примитивен для того, чтобы применяться в DTP. Более развитый вариант WMF, который появился вместе с Windows 95 под названием Enhanced MetaFile (EMF), так и не получил широкого распространения.
• PICT. Аналог формата WMF для платформы Macintosh. Имеет все те же недостатки, что и его собрат по Windows, помноженные на малую распространенность компьютеров Apple.
Цветовые модели
По принципу образования цветов в компьютерной графике выделяют две большие группы цветовых систем - аддитивную и субтрактивную. В первом случае цвет образуется при помощи световых лучей люминофоров, а именно красного, зеленого и синего. Если все они максимально ярки, то результирующим будет белый цвет, при их отсутствии - черный. Во втором случае все наоборот. Здесь работает принцип наложения краски на белый лист бумаги (печать). Изначально, при отсутствии каких-либо составляющих цвет белый, потом, при наложении остальные цвета смешиваются и в результате образуют черный. Когда мы смотрим на монитор, то видим аддитивную модель реализации цветов, однако после печати она переходит в субтрактивную.
RGB
Это одна из наиболее распространенных и часто используемых моделей. Она применяется в устройствах, излучающих свет, таких как мониторы, прожекторы. RGB основана на трех базовых цветах: красном (Red), зеленом (Green) и синем (Blue). Каждая из вышеперечисленных составляющих может варьироваться в пределах от О до 255, обеспечивая в итоге доступ к 16 миллионам цветов. Для наглядности все цвета, входящие в данную цветовую модель, можно представить в виде куба. Если взять максимальное излучение каждого люминофора за единицу и отложить их вместо осей XYZ в декартовой системе координат, то получится графическая интерпретация рассматриваемого цветового пространства. Причем в точке, где все величины будут равны нулю, располагается черный цвет, там же, где они все будут принимать максимальное значение, - белый. Главная диагональ такого куба, проходящая от черного (О, О, О) к белому (1, 1, 1) цвету является так называемой ахроматической осью или шкалой яркости. Данная цветовая модель считается аддитивной, то есть при увеличении яркости отдельных составляющих будет увеличиваться и яркость результирующего цвета. При наложении отдельных каналов результат получается не совсем такой, как если бы смешивались краски, поэтому, для того чтобы внести ясность, остановимся на каждом из сочетаний подробнее. При смешении зеленого и синего - голубой, что ближе к результату, получаемому на палитре. Синего и красного - фиолетовый, причем при изменении пропорций смешиваемых цветов можно получать как розовые, так и пурпурные оттенки. Несомненными достоинствами данного режима является то, что он позволяет работать со всеми 16 миллионами цветов, а главный недостаток состоит в том, что при выводе изображения на печать часть из этих цветов теряется, в основном самые яркие и насыщенные.
HSB
В этой модели заглавные буквы соответствуют не цветам, а обозначают оттенок (Нuе), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness). Все оттенки располагаются по кругу и каждому соответствует свой градус. Всего насчитывается 360 вариантов (красный - О, желтый - 60, зеленый - 120 градусов и т. д.). Более точной графической интерпретацией данной модели будет конус. Насыщенность определяет, насколько ярко выраженным будет выбранный цвет. О - серый, 100 - самый яркий и чистый из возможных вариантов. Параметр яркости соответствует наиболее распространенному варианту интерпретации этого значения, то есть О - это черный цвет. Такая цветовая модель намного беднее рассмотренной ранее RGB, так как позволяет работать всего лишь с 3 миллионами цветов.
CMYK
Одна из наиболее часто используемых цветовых моделей, нашедших широкое применение. Она, в отличие от аддитивной RGB, является субтрактивной. Принцип ее основан на том, как раскладывается на составляющие и видится нами свет и цвет. Видимым является отраженный спектр, остальные составляющие поглощаются. Основные цвета в субтрактивной модели отличаются от цветов аддитивной. Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый. Так как при смешении всех вышеперечисленных цветов идеального черного не получится, то вводится еще один дополнительный цвет - черный, который позволяет добиваться большей глубины и используется при печати прочих черных (как, например, обычный текст) объектов. Цвета в рассматриваемой цветовой модели были выбраны такими не случайно, а из-за того, что голубой поглощает лишь красный, пурпурный - зеленый, желтый - синий. В отличие от аддитивной модели, где отсутствие цветовых составляющих образует черный цвет, в субтрактивной все наоборот. Если нет отдельных компонентов, то цвет белый, если они все присутствуют, то образуется грязно-коричневый, который делается более темным при добавлении черной краски.
При смешении отдельных цветовых составляющих можно получить следующие результаты:
• Голубой + Пурпурный = Синий с оттенком фиолетового;
• Пурпурный + Желтый = Красный;
• Желтый + Голубой = Зеленый.
Следует помнить, что если вы готовите изображение к печати, то следует работать с СМУК, потому что в противном случае то, что вы увидите на мониторе и то, что получите на бумаге, будет сильно отличаться.
LAB
LAB предпочитают в основном профессионалы, так как она совмещает достоинства СМYК и RGB. Режим Lab имеет три канала, он был разработан для того, чтобы повысить совместимость между принтерами и мониторами при отображении цветов.
В канале Luminosity (L) осуществляется контроль за яркостью цветов, образованных двумя другими каналами - а и b.
Канал a содержит цвета от темно-зеленого через серый к розовому. Канал b содержит светло-синий, серый, ярко-желтый. При смешении двух цветов результирующий будет более ярким, что является еще одним сходством с цветовой моделью RGB. В представление Lab (или RGB) в программе Photoshop обычно преобразуются фотоизображения. Иногда файлы сохраняют в этом режиме для экспорта их в другие операционные системы.
Grayscale (Градации серого)
Это обычный черно-белый режим, который полностью лишен цвета, в нем есть только градации серого. Ничего нового сказать о данной цветовой модели нельзя, так как она состоит из одного канала, который полностью соответствует изображению и выглядит как обычная черно-белая фотография.
Панель инструментов
Для того чтобы активизировать инструмент, пиктограмма которого в данный момент видна на экране, щелкните по ней. Рядом с некоторыми пиктограммами расположена маленькая стрелочка. Если по ней щелкнуть, раскроется всплывающая палитра, где можно выбрать инструмент, входящий в ту же группу.
Рис. 1.1. Всплывающая подсказка на панели инструментов
Еще удобнее вызывать инструменты при помощи клавиатуры (каждому инструменту соответствует своя «горячая клавиша»). Если вы забыли клавишную комбинацию, наведите курсор на пиктограмму инструмента, задержите на несколько секунд, и всплывающая подсказка напомнит ее вам. Для каждого инструмента задаются свои собственные параметры (например, режим смешивания, значение непрозрачности) на панели опций, расположенной вверху экрана.
Состав параметров на панели опций изменяется в зависимости от того, какой инструмент выбран.
Установки на панели опций сохраняются для каждого инструмента, если их не изменить или не восстановить принимаемые по умолчанию. Загрузить, добавить и сохранить различные комбинации кнопок, а также восстановить принимаемые по умолчанию характеристики инструмента можно с помощью команд меню выпадающей панели. Для того чтобы восстановить принимаемые по умолчанию значения опций для всех инструментов, там же выберите команду Reset All Tools (Восстановить все инструменты).
Панель инструментов содержит в себе:
- Инструменты для выделения области геометрической формы
- Инструменты для выделения области произвольной формы (лассо, волшебная палочка)
- Инструменты для устранения дефектов изображений (лечащая кисть, вставка)
- Инструменты клонирования (штамп, штамп модели)
- Инструменты стирания ( ластик, фоновый ластик, волшебный ластик)
- Инструменты, контролирующие четкость границ изображения (размывание, резкость, палец)
- Инструменты прямого выделения (прямой выбор, выделение пути)
- Инструменты для работы с контурами (перо, свободное перо, добавление и удаление точки зацепления)
- Инструменты для создания примечаний (заметки, звуковые заметки)
- Инструменты для работы с ломтиками (фрагмент выбор фрагмента)
- Инструменты рисования (кисть, карандаш)
- Инструменты для работы с историей создания изображения (кисть, узорчатая кисть)
- Инструменты заливки (ведро, градиент)
- Инструменты для осветления и з<