Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание
Многие дети с трудом сосредотачивают внимание на одном виде деятельности. Для детей с РАС подобная задача может стать тем более серьёзной проблемой. И здесь на помощь приходит игра – как идеальный безболезненный способ развития навыка сосредоточенного внимания.
Содержание статьи[скрыть]
o Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание
o Трудности с умением сосредотачиваться у детей с РАС
o В чем главная неприятность неумения концентрироваться
· Как обучать ребёнка с РАС сосредоточенному вниманию
Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание
Когда мы сосредотачиваем внимание на чём-то одном, мы автоматически помещаем всё остальное вне зоны внимания. Например, желая услышать слова конкретного человека, мы перестаём обращать внимание на другие звуковые раздражители – речь прочих присутствующих или музыку в помещении.
Процесс сосредоточения внимания обусловлен работой конкретных структур мозга. Чтобы эффективно сосредотачиваться, мы должны быть в отчётливом напряжении, которое делает возможным сортировку внешней и внутренней информации.
Будучи сосредоточенным, мы отсортировываем и выводим из зоны внимания ненужные данные, и при этом чутко вылавливаем ту информацию, которая относится к предмету нашего внимания.
Умение сосредоточиться – один из ключевых факторов успеха при любом обучении.
Например, школьник должен уметь сосредоточиться на словах учителя, чтобы правильно понимать задания или подсказки при его выполнении. Он так же должен уметь внимательно прочесть задачу в учебнике, чтобы выделить все исходные данные для наилучшего решения.
Трудности с умением сосредотачиваться у детей с РАС
Следует отметить, что особенностью всех детей является меньшая способность к концентрации внимания. В среднем дети гораздо сильнее, чем взрослые, отвлекаются от задачи в ответ на многие внешние и внутренние раздражители – звуки с игровой площадки, яркие огни или вспышки света, голод и любое событие, которое ребёнок воспринимает более увлекательным, чем то действие, которым занят. Также дети гораздо быстрее теряют интерес и начинают скучать.
Детям с РАС сложнее всего сосредоточиться на вещах, которые им неинтересны. Чаще всего это деятельность, где необходимо разделённое внимание, например, чтение вслух взрослым, собирание пазлов и даже переход проезжей части за руку.
Однако ребёнок с РАС прекрасно сосредотачивается на том, что любит или хочет в данный момент. Поэтому мы часто наблюдаем детей с аутизмом, которые способны часами вглядываться в поезда, машины или картины.
Наибольшая сложность для большинства родителей – добиться сосредоточения от ребёнка с РАС на малоинтересном ему предмете, и особенно трудно это сделать тогда, когда ребёнок плохо устанавливает глазной контакт.
Тем более, что РАС у детей часто сочетается с синдромом дефицита внимания или признаками гиперактивности (СДВГ).
В чем главная неприятность неумения концентрироваться
Главная неприятность заключается в том, что при неумении концентрироваться легко развивается проблемное поведение. Цепочка событий обычно такая:
- Ребёнок не может сконцентрироваться;
- Родители нервничают и гневаются, думая, что многократно повторенные, но не внедрённые инструкции – это намеренное непослушание;
- Родители проявляют своё недовольство в грубых формах;
- Ребёнок обижается и устраивает истерику.
Читайте также Семь советов как побудить ребенка чаще обращаться к вам с просьбами
Как устанавливать глазной контакт с помощью интересной ребёнку игрушки?
Обращайтесь к ребёнку по имени, положив в пределах его взгляда любимую игрушку. Затем двигайте игрушку, остановив её напротив своих глаз. Со временем ребёнок начнёт смотреть вам в лицо, когда вы будете звать его по имени. Такой способ требует терпения, поэтому вам заранее следует настроиться на маленькие победы.
Краткие игры с чёткой целью
Например, сборка шнуровки в виде ожерелья на одну веревочку. Одну бусину надевает взрослый, вторую – ребёнок, и так до конца игры с чётким количеством бусин. Такая игра быстро закончится, и у вас появится закономерная возможность похвалить и поощрить ребёнка. В будущем это могут быть тонкие нити бисера, которые для завершения игры необходимо собрать на скорость и соединить в одно ожерелье.
Секреты успеха
Некоторые родители отмечают, что промежутки сосредоточенности увеличиваются тогда, когда они добиваются долгого глазного контакта перед игрой – когда ребёнок слушает инструкции.
Как правильно инструктировать ребёнка с РАС по поводу игры:
- Постарайтесь уложиться в минимум простых слов. Например, вы должны сказать «Подбери пару» / «Найди такой же предмет» / «Дай такой же», но не распространяться с долгим пояснением наподобие: «Я хочу, чтобы ты нашёл ещё один предмет похожей формы»
- Постоянно повторяйте ключевые команды и глаголы, чтобы ребёнок мог быстро перемещать фокус внимания внутри игры. Например, «Толкай мяч», «Дай папе мяч», «Бросай бабушке мяч», «Лови мяч», «Вытяни руки и лови мяч»
- Если ваш ребёнок произносит слово, подхватывайте его и возвращайте. Это лучшее подтверждение полного объединения вас обоих в игре и знак совместного внимания к одному предмету и процессу.
- Комментируйте процесс игры и кратко предлагайте варианты следующих действий. Такая поддержка вдохновляет ребёнка на продолжение игры.
Многие дети с трудом сосредотачивают внимание на одном виде деятельности. Для детей с РАС подобная задача может стать тем более серьёзной проблемой. И здесь на помощь приходит игра – как идеальный безболезненный способ развития навыка сосредоточенного внимания.
Содержание статьи[скрыть]
o Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание
o Трудности с умением сосредотачиваться у детей с РАС
o В чем главная неприятность неумения концентрироваться
· Как обучать ребёнка с РАС сосредоточенному вниманию
Что происходит, когда мы сосредотачиваем внимание
Когда мы сосредотачиваем внимание на чём-то одном, мы автоматически помещаем всё остальное вне зоны внимания. Например, желая услышать слова конкретного человека, мы перестаём обращать внимание на другие звуковые раздражители – речь прочих присутствующих или музыку в помещении.
Процесс сосредоточения внимания обусловлен работой конкретных структур мозга. Чтобы эффективно сосредотачиваться, мы должны быть в отчётливом напряжении, которое делает возможным сортировку внешней и внутренней информации.
Будучи сосредоточенным, мы отсортировываем и выводим из зоны внимания ненужные данные, и при этом чутко вылавливаем ту информацию, которая относится к предмету нашего внимания.