Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов
Пояснительная записка
к образовательной программе по информатике в 9 классе
Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений РТ с этнокультурным (чувашским) компонентом, утверждённым приказом МО и Н РТ №4154/12 от 9 июля 2012, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Класс | Количество часов | |
в неделю | в год | |
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
§ научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
§ показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
§ сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Информационное моделирование – 5 часов
Учащиеся должны
знать:
· что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
· какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
уметь:
· приводить примеры натурных и информационных моделей;
· ориентироваться в таблично организованной информации;
· описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Класс
№ | Тема урока | Вид занятий | Оборудо-вание | Практика | Контроль знаний | Домашнее задание | Дата проведения | ||
По плану | фактическая | Примечание | |||||||
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | Теория | Учебник, ЦОР | § 1, 3 Д/з№1 | 05.09 | |||||
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1 | § 1 | 08.09 | ||||
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | Теория | Учебник, ЦОР | § 2 Д/з №2 | 12.09 | |||||
Работа с электронной почтой | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2 | § 2 | 15.09 | ||||
ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете | Теория | Учебник, ЦОР | § 4, 5 Д/з№3 | 19.09 | |||||
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3 | § 4 | 22.09 | ||||
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем | Практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение итогового практического задания №4 | Кроссворд по теме «Компьютерные сети» | § 5 | 26.09 | |||
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора | Практика | Компьютер, ЦОР | Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5 | Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | § 5 | 29.09 | |||
Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6 | § 4, 5 | 03.10 | ||||
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | § 1 - 5 | 06.10 | ||||
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник , раздел «Графические модели» | § 6, 7 Д/з№4 | 10.10 | ||||
Табличные модели. | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» | § 8 Д/з№5 | 13.10 | ||||
Информационное моделирование на компьютере | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Кроссворд по теме «информационное моделирование» | § 9 Д/з№6 | 17.10 | ||||
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью | Теория | Учебник, ЦОР | Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7 | Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование» | § 9 | 20.10 | |||
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» | §6 - 9 | 24.10 | ||||
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» | § 10 Д/з№7 | 27.10 | ||||
Назначение СУБД. | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8 | § 11 | 31.10 | ||||
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. | Теория | Учебник, ЦОР | § 12 Д/з№8 | 03.11 | |||||
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере | Практика | Компьютер, ЦОР | Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9 | § 12 | 14.11 | ||||
Условия поиска информации, простые логические выражения | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД» | § 13 Д/з№9 | 17.11 | ||||
Формирование простых запросов к готовой базе данных | Теория | Учебник, ЦОР | Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10 | § 13 | 21.11 | ||||
Логические операции. Сложные условия поиска | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» | § 14 Д/з№10 | 24.11 | ||||
Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Практика | Компьютер, ЦОР | Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11 | § 14 | 28.11 | ||||
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» | § 15 Д/з№11 | 01.12 | |||||
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12 | § 15 | 05.12 | ||||
Итоговая работа по базам данных | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13 | Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» | § 10 - 15 | 08.12 | |||
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | Итоговое | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» | §10 - 15 | 12.12 | ||||
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» | § 16 Д/з№12 | 15.12 | ||||
Представление чисел в памяти компьютера | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера» | § 17 Д/з№13 | 19.12 | ||||
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. | Теория | Учебник, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул» | § 18, 19 Д/з№14 | 22.12 | ||||
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14 | §18, 19 | 26.12 | ||||
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» | § 20 Д/з№15 | 29.12 | ||||
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Практика | Компьютер, ЦОР | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15 | Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице» | § 20 | 12.01 | |||
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. | Практика | Компьютер, ЦОР | Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах» | §21, 22 Д/з№16 | |||||
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | Практика | Компьютер, ЦОР | Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16 | § 21, 22 | |||||
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы» Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | § 23, 24 Д/з№17 | |||||
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» | § 16 - 24 | |||||
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | Теория | Учебник, ЦОР | § 25, 27, 28 Д/з№19 | ||||||
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» | § 28 | ||||
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | Теория | Учебник, ЦОР | § 29 | ||||||
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Практика | Компьютер, ЦОР | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» | § 29 Д/з№20 | ||||
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | , ЦОР | § 26, 30 Д/з№18 | |||||||
Работа с циклами. | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с циклами. Выполнение практического задания | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» | § 30 Д/з№21 | ||||
Ветвления. Использование двухшаговой детализации | Теория | Учебник, ЦОР | § 31 | ||||||
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Практика | Компьютер, ЦОР | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями» Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы» | § 31 | ||||
Зачётное задание по алгоритмизации. | Теория | Учебник, ЦОР | Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | §25 - 31 Д/з№22 | |||||
Тест по теме «Управление и алгоритмы» | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | ||||||
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Компьютер, ЦОР | §32, 33 Д/з№23 | |||||||
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практического задания №19 | § 34, 35 Д/з№24 | |||||
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . | Теория | Учебник, ЦОР | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20 | § 35 | |||||
Оператор ветвления | Теория + практика | Учебник, компьютер, ЦОР | Выполнение практического задания №21 | §36, 37 Д/з№25 | |||||
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. | Теория | Учебник, ЦОР | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22 | § 38 Д/з№26 | |||||
Логические операции на Паскале | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22 | §37, 38 Д/з№26 | |||||
Циклы на языке Паскаль | Теория | Учебник, ЦОР | Выполнение практического задания №23 | §39, 40 | |||||
Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25 | §39 Д/з№27 | ||||||
Одномерные массивы в Паскале | Теория | Учебник, ЦОР | §41, 42 | ||||||
Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27 | §41, 42 Д/з№28 | ||||||
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Практика | Компьютер, ЦОР | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32 | Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера» | § 43 | ||||
Робработка массивов | , ЦОР | Выполнение практического задания №30, 31 | Часть 2, §6,1-6,2 | ||||||
Тест по теме «Программное управление работой компьютера». | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» | § 32 - 43 | |||||
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Теория | Учебник, ЦОР | §44, 45 | ||||||
История ЭВМ и ИКТ | Теория | Учебник, ЦОР | § 45 - 47 Д/з№29 | ||||||
История ЭВМ и ИКТ | Практика | Компьютер, ЦОР | § 45 - 47 Д/з№29 | ||||||
Основы социальной информатики | Теория | Учебник, ЦОР | Кроссворд по теме «Социальная информатика» | § 48, 49 | |||||
Тест по теме «Информационные технологии и общество» | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» | § 44 - 49 | |||||
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл | Практика | Компьютер, ЦОР | Тренировочный тест по курсу 9 класса | Учебник 9 кл. | |||||
Итоговое тестирование по курсу 9 класса | Теория | Учебник, ЦОР | Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса | ||||||
Повторение изученного за курс 8-9 классов | Практика | Компьютер, ЦОР | Итоговый тест по курсу 8-9 классов | Учебник 9 кл. |
Пояснительная записка
к образовательной программе по информатике в 9 классе
Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 – 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе осуществляется в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений РТ с этнокультурным (чувашским) компонентом, утверждённым приказом МО и Н РТ №4154/12 от 9 июля 2012, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Класс | Количество часов | |
в неделю | в год | |
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
§ научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
§ показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
§ сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Передача информации в компьютерных сетях – 10 часов
Учащиеся должны
Знать:
· что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
· назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
· назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
· что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Уметь:
· осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
· осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
· осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
· работать с одной из программ-архиваторов.